Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Концепция современного естествознания".

Вложенные файлы: 1 файл

KSYe.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

60) БИОЭТИКА, сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политич. решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и практика здравоохранения. Термин «Б.» был впервые использован в 1970 амер. медиком Ван Р. Поттером (1911–2001), который обозначил Б. как область исследований, призванную соединить биологич. науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологич. вида при обеспечении достойного качества его жизни. Примерно в те же годы амер. медик А. Хеллегерс (1926-1979) дал др. трактовку Б. Он представил её как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высоко технологичная медицина. Именно Хеллегерс придал Б. академич. статус и способствовал её признанию в биомедицинских науках, политике и СМИ. Именно его понимание Б. стало со временем преобладающим. В кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. в США возникают первые центры, занимающиеся проблемами Б.: Гастингский центр (шт. Нью-Йорк) и Институт этики им. Кеннеди Джорджтаунского ун-та (Вашингтон). Первое десятилетие своего существования Б. развивалась в основном в США, затем постепенно стала укореняться также в Зап. Европе и др. регионах мира. Российский национальный комитет по биоэтике РАН создан в 1992. В 1992 организовалась Международная ассоциация биоэтики, которая каждые два года проводит Всемирные конгрессы. Отрасль имеет множество периодич. изданий, самые авторитетные из которых: «Bioethics» (орган Международной ассоциации биоэтики, с 1987); «The Hastings Center Report» (с 1970); «Journal of Medical Ethics» (с 1975). Однако в целом Б. существует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющегося поля этич. и правовых проблем, как правило, не имеющих простых и однозначных решений, чем в качестве научной дисциплины со строгим и общепринятым концептуальным аппаратом. Существует множество версий Б., принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам.

 Б. можно понимать  как продолжение традиционной  медицинской (или врачебной) этики,  ведущей своё начало, по меньшей  мере, от Гиппократа. Однако есть  существ. отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом является врач. Для Б. же, напротив, характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя ответственности распределяется между обеими сторонами. Во многих случаях во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включается третья сторона — этическая комиссия (комитет).

 

Основные проблемы биоэтики.

 

1) Появлением эффективных  жизнеподдерживающих технологий (напр., аппарата искусственной вентиляции лёгких) обнаружило проблему: как долго следует продлевать жизнь пациента, в частности, если его сознание безвозвратно утеряно. Эта ситуация нередко порождает конфликт интересов между врачами, с одной стороны, и больными или их родственниками — с другой. Представители пациента, напр., могут настаивать на продолжении жизнеподдерживающего лечения, которое, по мнению врачей, является бесполезным; или, напротив, пациенты (их представители) могут требовать прекращения медицинских манипуляций, которые они считают унижающими достоинство умирающего. Такие ситуации привели к пересмотру критериев определения момента смерти. Помимо традиционных критериев — необратимой остановки дыхания и (или) кровообращения, которые теперь могут поддерживаться искусственно, стал применяться критерий смерти мозга.

2) Распространение и  успехи трансплантологии (пересадки  таких органов, как сердце, печень, лёгкие) обнажили другую сторону  проблемы констатации смерти. Пересадка  органов предполагает их изъятие  у донора, у которого констатирована  смерть мозга; в то же время  вероятность успешной трансплантации  тем выше, чем меньше времени  прошло после момента смерти. В обществе стали возникать  опасения, что продление жизни  реципиента может обеспечиваться  ценой ускорения (или поспешной  констатации) смерти донора. Как  реакция на эти опасения была  принята норма — смерть мозга  должна констатироваться бригадой  медиков, независимой от тех,  кто занимается заготовкой и  пересадкой органов.

3) Развитие (с сер. 1970-х  гг.) технологий искусственной репродукции  человека стало еще одним источником  моральных дилемм. Такие технологии  нередко включают манипуляции  с человеческими эмбрионами, которые  при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и  далёкой от общепринятого решения  становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.

4) Предметом ожесточённых  дискуссий стало использование  в исследовательских и терапевтических  целях стволовых клеток, особенно  эмбриональных стволовых клеток. С одной стороны, применение  таких клеток, изымаемых у эмбрионов,  особенно удобно и перспективно  с точки зрения исследователей; с другой стороны, для их  получения приходится умерщвлять  жизнеспособные эмбрионы человека.

5) Немало биоэтич. проблем связано с прогрессом генной инженерии: генодиагностикой, позволяющей устанавливать наличие в генах дефектов, пагубное действие которых может проявиться лишь с течением времени; генотерапией, направленной на излечение генетически обусловленных патологий организма; возможностями применения методов генной инженерии не для медицинских целей, а для «улучшения» человека (т. н. либеральная евгеника). Обсуждаются также возможные риски, сопряжённые с созданием и распространением в окружающей среде генетически модифицированных организмов — вирусов, бактерий, растений и животных. Острые дискуссии, а затем и принятие политич. и юридич. документов, породило появление в 1997 первого клонированного животного — овцы Долли; объектом регулирования в этой связи становится возможное применение технологий клонирования к человеку.

6) Наибольшее развитие  в последние 30-40 лет получил такой раздел Б., как этическое и правовое регулирование биомедицинских исследований, проводимых с участием человека или животных. Дело в том, что интересы (а в плюралистических обществах — и ценности) сторон, вовлечённых в проведение таких исследований, далеко не всегда и не во всём совпадают. Это несовпадение обычно бывает обусловлено не злой волей сторон, а объективно существующим конфликтом интересов между исследователем и испытуемым: для первого важно получение новых научных знаний, тогда как для второго — улучшение или сохранение собственного здоровья. Отношения сторон при этом далеко не симметричны: исследователь обладает спец. знаниями и умениями, которых обычно нет у испытуемого; вместе с тем именно на долю последнего приходится риск, возникающий постольку, поскольку исследование связано с более или менее серьезным вмешательством в его организм или психику.

 Для защиты испытуемых  разработан механизм этич. экспертизы исследовательского проекта. Такую экспертизу в обязательном порядке проходит каждая заявка на биомедицинское исследование. Её проводит этич. комитет, статус которого должен гарантировать независимость экспертизы от администрации учреждения, в котором будет проводиться исследование, от самих исследователей и от тех, кто финансирует исследовательский проект. Дополнением этого механизма является политика большинства ведущих биомедицинских журналов, не принимающих к публикации статьи об исследованиях, не прошедших этическую экспертизу. Другой механизм, призванный защитить здоровье, права и достоинство испытуемых, это — информированное согласие испытуемого. Любое исследование может осуществляться только после того, как от испытуемого получено компетентное, добровольное, осознанное и явно выраженное согласие. Испытуемому в понятной для него форме представляется необходимая информация о целях исследования; о возможных пользе и риске, связанных с его участием в исследовании; об альтернативных методах диагностики или лечения (коль скоро испытуемый является пациентом, а исследование направлено на проверку нового метода диагностики или лечения), а также о его праве в любой момент прекратить своё участие в исследовании.

 В наст. время норма информированного согласия применяется при проведении вообще любого медицинского вмешательства, осуществляемого не только в исследовательских, но и в терапевтических целях. Все отступления от этой нормы (согласие не самого пациента или испытуемого, а его представителей, когда он некомпетентен; вмешательство без согласия в чрезвычайной ситуации и пр.) также регулируются и этически, и юридически.

7) Одним из ключевых  направлений Б. в 21 в. становится  общественное здоровье. Эта тематика  включает в себя такие проблемы, как справедливое распределение  ресурсов здравоохранения на  национальном и международном  уровне, обеспечение доступности  лекарственных препаратов и элементарной  медицинской помощи, прежде всего  в развивающихся странах.

 

 

Теоретические концепции  биоэтики.

 

Наибольшую популярность (и наиболее острую критику) получила схема, предложенная амер. философом  Т. Бичампом и теологом Дж. Чилдрессом. Она включает четыре принципа и ряд правил, обосновываемых с помощью этих принципов. Правила, в свою очередь, служат для морального обоснования решений и действий в конкретных ситуациях. В число принципов входят: принцип уважения автономии пациента, которым обосновывается, в частности, концепция информированного согласия; восходящий к Гиппократу принцип «не навреди», который требует минимизации ущерба, наносимого пациенту при медицинском вмешательстве; принцип «делай благо» (beneficence), подчёркивающий обязанность врача предпринимать позитивные шаги для улучшения состояния пациента; принцип справедливости, указывающий на необходимость как справедливого и равного отношения к пациентам, так и справедливого распределения ресурсов (которые всегда ограничены) в системе здравоохранения.

 

 

Международные организации  и правовое регулирование биоэтич. проблем.

 

В ЮНЕСКО действуют два  комитета по биоэтике — международный  и межправительственный. В Совете Европы этой тематикой занимается Руководящий  комитет по биоэтике. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках Всемирной Организации Здравоохранения.

 Этическое и правовое  регулирование в области Б.  осуществляется на основе международных  нормативных документов. Важнейшие  из них: Всеобщая декларация  о геноме человека и правах  человека (ЮНЕСКО, 1997); Всеобщая декларация  о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005); Декларация о клонировании  человека (ООН, 2005); юридически обязывающая  Конвенция о защите прав и  достоинства человека в связи  с применением достижений биологии  и медицины: Конвенция о правах  человека и биомедицине (Совет  Европы, 1997) и дополнительные протоколы  к ней, касающиеся запрета клонирования  человека, трансплантологии, биомедицинских  исследований. Высоким международным  авторитетом пользуется такой  документ, как Хельсинкская декларация  Всемирной медицинской организации  (1964, последняя редакция — 2000) «Этические принципы проведения  научных медицинских исследований  с участием человека».

 Во мн. странах мира  при органах законодательной  либо исполнительной власти действуют  достаточно влиятельные нац. этические  комитеты или комиссии. Они готовят  политич. решения по наиболее острым и актуальным проблемам Б., по поводу которых сталкиваются интересы разных социальных, религиозных, этнических, половозрастных и пр. групп населения.

Биоэтика – это сложный  культурный феномен, возникший как  ответ на угрозы моральному и физическому  благополучию человека, порождаемые  бурным прогрессом биомедицинской науки  и практики. Защита фундаментальных  моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в  современной ситуации.

 

В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог  Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

 

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

 

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

 

Во-вторых, - это сфера  академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются  в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена  как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

 

В-третьих, - это бурно  развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе  государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских  и практических организаций) этических  комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

 

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

защиты прав пациентов (в  том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей  и др. больных с ограниченной компетентностью);

справедливости в здравоохранении;

взаимоотношения с живой  природой (экологические аспекты  развития биомедицинских технологий);

аборта, контрацепции и  новых репродуктивных технологий (искусственное  оплодотворение, оплодотворение «в пробирке»  с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"