Человек – феномен природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании.

Содержание

1. Введение: Понятие «феномен»……………………………………………3
2. Человек – феномен природы………………………………………………5
3. Деградация………………………………………………………………….8
4. Особенности человеческого мозга………………………………………11
5. Биосоциальная природа человека……………………………………….13
6. Человеческий головной мозг, и его скрытые возможности…………...16
7. Заключение: человек и природа: вечный феномен………………….…22
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ Человек-феномен природы.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Кстати, некоторые культуры древних  и средних веков, в частности, раннеславянская, были «обоерукими» —  люди могли одинаково владеть  правой и левой рукой, а оба  полушария мозга играли одинаково важную роль. И интуиция, и разум — каждый в своей области равно служили людям в познании бесконечно сложного мира.

Вспомним, сколько раз мы слышали  призывы изучить, открыть, реализовать  скрытые возможности человека. А  где они таятся, эти возможности? Да в правой половине мозга, которая отвечает за левую сторону тела! Здесь находится источник интуиции, а также ясновидения, яснознания и всех тех явлений, которые в нашей «правосторонней» цивилизации принято называть «паранормальными».

Около 10% населения Земли - не такие, как остальные: они - левши.

Причем отличие их вовсе не просто зеркальное. Если у правшей ведущая  правая рука чаще всего сочетается с ведущим правым глазом и ведущим  правым ухом, то у левшей эти сочетания  куда более разнообразны. Даже мозг их устроен несколько иначе, чем у праворукого большинства, и это относится, как выяснилось, не только к доминированию правого (а не левого) полушария, но и вообще к принципам функциональной организации.

В лаборатории общей и клинической  электрофизиологии головного мозга человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН под руководством доктора биологических наук Л. А. Жаворонковой изучали характер межполушарной асимметрии мозга правшей и левшей. Для этого у испытуемых снимали в разных состояниях энцефалограммы, регистрировавшие биоэлектрическую активность разных зон коры мозга.

Оказалось, например, что в состоянии  спокойного бодрствования полушария  мозга у правшей работают более  синхронно, чем у левшей, а при  движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом (ведущем) полушарии, тогда как у левшей - в обоих. По-разному менялась энцефалограмма правшей и левшей и при засыпании.

Во время другого эксперимента испытуемые сначала сидели с закрытыми  глазами, а когда открывали их, то перед ними загорался световой сигнал, на котором надо было фиксировать взгляд. У правшей воздействие этого сигнала нарушало синхронность в работе полушарий, а у левшей картина изменялась незначительно.

Похоже, что у левшей нет столь  четкого распределения ролей между отделами коры полушарий головного мозга, и именно это сказывается на его работе при переходе от одного функционального состояния к другому (например, от бодрствования ко сну). Ученые полагают, что кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, тогда как у левшей, напротив, взаимно активизируются. Из этого следуют как минусы, так и плюсы "левшества". Так, например, кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность, и этим, видимо, объясняется тот факт, что среди них куда больший процент эпилептиков, чем среди человеческой популяции вообще.

С другой стороны, функциональная организация  мозга левшей может способствовать развитию творческих способностей, и  неудивительно, что среди них множество гениальных музыкантов, архитекторов, художников. В качестве примера можно вспомнить Леонардо да Винчи, Микеланджело и Чарли Чаплина, а также знаменитого лесковского Левшу.

А в результате совместной работы с сотрудниками Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко РАМН - профессорами Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной - было установлено еще одно преимущество мозга левшей. Его деятельность после черепно-мозговой травмы восстанавливается легче, чем у правшей. Меньшая специализация способствует развитию компенсаторных процессов, и здоровые области мозга берут на себя выполнение функций поврежденных.

По мнению Л. А. Жаворонковой, левши  не хуже и не лучше правшей - они  просто другие. Между тем наш "правый мир" для них не удобен: все  наоборот, все с другой стороны. Но пока он не повернулся лицом к их проблемам, не сделал их жизнь более комфортной, они вынуждены к нему приспосабливаться.

Преимущественное развитие левого полушария часто наблюдается  у правшей. Ученые установили, что  левши и лица с одинаково развитой правой и левой руками (так называемые амбидекстры) имеют на 76% меньший риск внезапной смерти от инсульта или инфаркта головного мозга. Кроме того, у левшей лучше развита коллатеральная (своего рода резервная) сосудистая сеть, что позволяет жертвам инсульта более эффективно компенсировать последствия поражения вещества головного мозга.

Вероятность внезапной смерти у  людей, которые перенесли кровоизлияние  в левое полушарие головного  мозга выше, чем в правое. Шансы  умереть от кровоизлияния в мозг в течение пяти лет составляют 8.8% у пациентов с инсультом правого полушария и только 6,6% с левосторонним инсультом. В том случае, если имеет место двустороннее поражение, риск составляет 9%. Вероятность умереть в первые 24 часа после инсульта больше при локализации кровоизлияния слева в 1,5 раза. Доктор Ale Algra из университета Утрехта (Нидерланды) рекомендует при последствиях левосторонних инсультов чаще применять бета-блокаторы для контроля артериального давления и профилактики повторных кровизлияний.

 

Заключение. Человек и природа: вечный феномен

 

Взаимодействие человека с природой во все времена и эпохи было чрезвычайно актуальной темой для  исследований. Сколько раз уже  в течении веков выходили всё  новые и новые работы о том  каким всё таки образом происходит формирование устойчивого взаимодействия между человеком, как социальным одушевлённым явлением и природой, как основой существования в мире на биологическом, биохимическом уровнях.

Рассматривая характер взаимодействия человека как существа социального с природой, как основой всей жизни, прежде всего хотелось бы выделить несколько уровней или подуровней взаимодействия, на которых и происходит информационное взаимодействие человека и природы. Это прежде всего микро-уровень или уровень взаимодействия на клеточном и субклеточном уровне и макро-уровень, а также многие исследователи добавляют глобальный уровень или уровень функционирования в режиме самосознания, самоопределения сверхсознания и коллективного осознания.

Самый близкий и понятный обычному человеку уровень  - это прежде всего уровень, на котором взаимодействие человека с природой осуществляется путём взаимодействия его с животными в качестве биолога, лингвиста, исследователя. Во многих фольклорных и этнических произведениях у многих народов и народностей обращается внимание на возможности использования человеком в своих целях целительной силы растений и огромной животной силы животных. Человек, его мир, его социальное обустройство представляет собой своего рода одну из верхних ступней эволюции в развитии сознания среди объектов живой природы. Помимо этого, очень важной проблемой последнего времени и последних десятилетий стала проблема сосуществования человека с природой в надлежащих климатических, экологических и социокультурных условиях. Феномен сосуществования и оптимального взаимодействия между человеком и природой всегда будет важным, актуальным и востребованным среди всего человечества в целом в связи с огромной важностью исследования этого феномена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андрюхина В.А. Деградация общества (фрагмент выступления) 
  2. Борщов А.С. Концепции современного естествознания. – М.: Экзамен, 2006.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Библионика, 2006.
  4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высш. шк., 2004.
  6. ОнЛайн словарь www.onlinedics.ru
  7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Проект, 2004.
  8. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Омега-Л, 2006.
  9. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 224 с.

 




Информация о работе Человек – феномен природы