Человек – феномен природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании.

Содержание

1. Введение: Понятие «феномен»……………………………………………3
2. Человек – феномен природы………………………………………………5
3. Деградация………………………………………………………………….8
4. Особенности человеческого мозга………………………………………11
5. Биосоциальная природа человека……………………………………….13
6. Человеческий головной мозг, и его скрытые возможности…………...16
7. Заключение: человек и природа: вечный феномен………………….…22
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ Человек-феномен природы.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

   Но что происходит с  людьми? Пожалуй, даже животные  более благородны. Стоит человеку  дать возможность делать то, что  он хочет, как тот сразу начинает  опускаться, деградировать во всех смыслах. Если дать одному власть над другими, то он практически стопроцентно будет ей злоупотреблять во имя своих личных интересов и для самоутверждения.

   А может, так происходит  оттого, что все можно? Что нет  ничего непростительного? Ведь можно в пьяном виде за рулем задавить несколько человек, а потом заплатить за все это, не понести наказания и спокойно жить дальше, просто забыв об этом. Пугает именно то, что люди могут с этим спокойно жить. Вот такой уровень морали.

   Наш «средний класс» наконец-то переборол старые нормы чести и достоинства. Они его уже не держат. Личная совесть, конечно, осталась, но она без социально контролируемых норм не столь уж действенна. Да, человек в душе раскаивается, а общество сползает в грязь.

   И так  дальше, до бесконечности, пока мы либо не вымрем, либо не поймем, что нужно что-то менять.

 

Особенности человеческого мозга

 

1. Мозг гения и церебральный  индекс.

Самый большой  церебральный индекс (это отношение  веса тела к весу мозга)– у колибри. У нее примерно в 8 раз больше относительный размер мозга, чем у человека. Но мы за колибри не замечаем даже игры в шахматы. Статистика говорит, что вес мозга гения (1700-1800 г) все-таки превосходит мозг среднего человека (около 1300 г), то есть необходмо констатировать - размер имеет значение. Но объяснения этому простое - в более тяжелом мозге нейронов больше на несколько десятков миллиардов, чем у другого человека, это примерно то же, что вооружиться ноутбуком вместо обычного калькулятора.

 

2. Лень - это особенность человеческого мозга, или почему мозг не использует свои ресурсы на 100%

Мозг потребляет очень много  энергии, примерно до четверти. Но потребляет он ее только в режиме интенсивной  работы. Однако через две недели интенсивной работы мозга человек  может умереть от нервного истощения, поскольку организм просто не успевает обеспечить энергетически такую работу мозга. Поэтому мозг обычно использует все свои ресурсы, чтобы не работать интенсивно. И поэтому лень – неотъемлемое свойство человека, которое поддерживается специальной системой эндорфинов.

То есть на протяжении всей эволюции мозг, особенно приматов и человека, пытается снизить свою нагрузку. Исходя из этого, "созидание" в понимании этого слова в  полной мере, энергетически не выгодно. Все люди экономят на собственных мозгах и патологически ленятся. Выгоднее ненадолго включить сложную машину и тут же ее отключить. Это означает, что выгоднее иметь мозг большой и пользоваться им редко, а не маленький, и постоянно его эксплуатировать.

3. Мозг мужчины ближе к мозгу обезьяны, чем к мозгу женщины.

По белковому составу и ДНК  у человека самая маленькая разница  с обезьянами. Есть такой вид небольшого шимпанзе Бонобо, живущий в Западной Африке, в экваториальной части. У  них разница по структурным белкам с человеком – меньше 1%. В последнее время выяснились интересные факты. Оказывается, разница между самцами шимпанзе и мужчинами намного меньше, чем разница между взрослым мужчиной и взрослой женщиной. То есть генетический половой диморфизм выражен у человека сильнее, чем диморфизм между мужчиной и самцом Бонобо.

4. Интеллектуальные нагрузки вредят  мозгу.

Увеличивается кровоток, нейроны используют энергию, уменьшается количество АТФ. Мозг этого очень не любит, к экзамену готовиться не хочет, запоминать ничего не хочет. Это нормально. А вот если мозг хочет работать, это значит, что перед нами человек с какой-то патологией, потому что интеллектуальные нагрузки нужны только для решения биологических задач. Для этого мозг, собственно, и создавался. И поэтому дополнительные энергетические расходы, в первую очередь расход сахаров и кислорода, истощают мозг. И поскольку мозг при некоторых условиях может потреблять до 25% энергии всего организма, то можно доработаться до нервного истощения. Обязательно нужно отдыхать. Как говорится, вход рубль, а выход – три. Восстановление мозга проходит примерно в три раза дольше, чем время, затраченное на интеллектуальный труд. То есть, если вы 4 часа бились в интеллектуальном порыве, то 12-16 часов после этого нужно побездельничать.

5. Разумного плана в эволюции человеческого мозга нет.

Разумный план предусматривает  разумность создателя этого плана. Для верующего человека, я считаю, звучит оскорбительно: сказать, что  мозг сделать по разумному плану. Сказать, что человек создан в  результате божественного творения – это признаться публично, что творец был невменяем. В эволюцию никто не вмешивался, иначе все было устроено хоть чуть-чуть получше. И конструкционно и функционально мозг сделан настолько бездарно, что остается удивляться, что он работает. Еще Гельмгольц почти сто лет назад говорил, что, «если бы мне господь бог поручил сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше». А это было сказано тогда, когда ни оптики, ни электроники толком не было. Но офтальмологу было ясно, что так делать глаза нельзя. Так что представить, что в результате разумного плана получилось такое безобразие, я не могу.

 

Биосоциальная природа человека

 

В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического  процесса формирования человека) произошло  возникновение на нашей планете высшей формы существования материи – социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей – царстве животных. Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Соответственно своей биологической организации человек, безусловно, принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство человека. Именно поэтому он включен в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории развития планеты независимо от социального фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.

Идея о принадлежности человека к животному миру многократно  высказывалась мыслителями и  учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения человека принадлежит Ч. Дарвину. В своем знаменитом труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.

Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная – через психическое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления, складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфо-анатомических и психофизиологических особенностей, обуславливающих его уникальность в мире живых существ нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека (как считают некоторые ученые) произошло в результате некоего эволюционного «скачка».

Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного  царства.

 

Человеческий  головной мозг, и его скрытые возможности

 

На протяжении столетий считалось, что мозг человека функционирует  как единое целое, которое теряет свои способности в случае каких-либо нарушений его структуры. Позднее  оказалось, что, если потребуется, некоторые  фрагменты мозга принимают на себя функции поврежденных участков. Но это не вызвало каких-либо революционных изменений во взглядах на функционирование нашей центральной нервной системы. Однако большое удивление вызвало открытие, что в некоторых случаях человек может жить, даже в случае атрофии или удаления эпифиза (шишковидной железы): оказывается, что часть нашего мозга представляет собой своеобразный «мозг в мозге».

Но настоящий шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым  и правым полушарием мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека, а при случае этот метод может даже излечивать эпилепсию. Никто до сих пор не сумел найти вразумительного объяснения этому явлению.

Нейрофизиологи Роджер Сперри и  Майкл Гаццанига изучали реакцию людей, у которых когда-либо для лечения эпилепсии была искусственно нарушена связь между полушариями мозга. Эти исследования натолкнули их на мысль отдельно изучить реакции каждого полушария на восприятие зрительных образов. Они использовали тот факт, что нервные волокна, проводящие сигналы от глаз к мозгу, устроены таким образом, что сигнал от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого глаза — к правому полушарию мозга.

Людям, с которым проводился эксперимент, демонстрировали образы на экране: сначала с левой стороны, затем с правой. В какой-то момент вместо кадра с изображением появлялась картинка-надпись: «Кто ты?» Правая половина реагировала: «Петер Самсон». Левая, когда надпись показывали с правой стороны, это подтверждала. Следующий вопрос «звучал» так: «Кем хотел бы быть?» Правое полушарие формулировало ответ: «автогонщиком». А левое отвечало: …«чертежником»!

Ученые были ошеломлены. Дальнейшие исследования показали, что вне всякого  сомнения, каждое из полушарий представляет собой отдельную личность. Эта личность имеет собственные мечты, воспоминания, знания и эмоции. И выходит, целостное функционирование человеческого мозга складывается из двух отдельных равноправных «миров» — то есть так, как, возможно, происходит и во Вселенной…

Это открытие двух нейрофизиологов  случайно подтвердило гипотезу, которую  давно высказывали некоторые  физики, математики и астрономы, строившие  собственные модели Вселенной, а  уж для исследователей паранормальных явлений эта мысль давно уже  является основополагающей. Короче говоря, стало ясно, что в мозге существует как минимум два параллельных мира.

Еще одна загадка человеческого  мозга связана с возможностью внерационального познания — так  называемой интуиции. «Интуиция подсказывала мне, что надо было поступить так-то и так-то, однако что-то меня удерживало».

Что же такое интуиция?

Интуитивное познание не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно-следственной связи между ними и формулировании выводов. Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».

Установлено, что люди, обладающие развитой интуицией, способны быстро ориентироваться  в самых сложных ситуациях  и мгновенно принимать безошибочные решения. В некоторых экспериментах группам испытуемых предлагали выполнить самые различные задания — с числами, словами, картинками, — каждое из которых содержало какой-то пробел в информации. Испытуемым надо было «восстановить» этот пробел. Результаты показали, что те, кто шел «логическим» путем, неизменно терпели крах. И только немногие приходили к правильному результату с помощью интуиции!

Ученые связывают интуитивное  мышление с работой правого полушария  мозга. Это должно указывать на то, что левши (правое полушарие мозга «заведует» левой стороной тела, и наоборот) должны иметь лучше развитую интуицию. И действительно! В многочисленных тестах на интуицию левши всегда показывают лучшие результаты, чем «правостороннее» большинство. Еще до недавнего времени «левшизм» считался дефектом, который пытались исправить с помощью медицины, а детей — юных левшей — всерьез «воспитывали» в «правосторонних» традициях: родители переживали, что у них растут «дефективные» дети. Между тем великий Леонардо да Винчи был левшой, и это не мешало ему быть признанным мастером.

Мы, однако, живем в цивилизации  «правосторонней». К правой руке приспособлены  все окружающие нас предметы. Система  обучения и воспитания призвана с  детства развивать у нас левую  половину мозга — то есть логику, рациональное мышление. «Только без домыслов, просим опираться на данные» — это сухая фраза, своего рода лозунг «правосторонней» цивилизации, рефреном звучит по жизни. А интуитивное мышление отодвигается на задворки сознания…

Почему так получилось? Ведь природа человека содержит как рациональное, так и духовное начало. Но, увы, вековая работа по изгнанию духовного начала из жизни человечества привела к тому, что рационализм возобладал в общественном сознании и стал единственным официальным методом познания.

Однако третье тысячелетие, очевидно, многократно усложнит задачи, стоящие  перед человечеством, и потребует  привлечения новых сил для  их разрешения. Уже сейчас ясно, что  с рационализмом, возведенным в  культ, эти задачи не решить. К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человеке творческих возможностей. Посудите сами: ведь человек — удивительно симметричное создание. Нормально ли это, когда в активном созидании фактически участвует только правая его половина?

Информация о работе Человек – феномен природы