Человек – феномен природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании.

Содержание

1. Введение: Понятие «феномен»……………………………………………3
2. Человек – феномен природы………………………………………………5
3. Деградация………………………………………………………………….8
4. Особенности человеческого мозга………………………………………11
5. Биосоциальная природа человека……………………………………….13
6. Человеческий головной мозг, и его скрытые возможности…………...16
7. Заключение: человек и природа: вечный феномен………………….…22
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ Человек-феномен природы.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра естествознания

 

 

 

Контрольное задание

Реферат

по дисциплине

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

На тему «Человек – феномен природы»

Выполнил(а) студент(ка)

       

заочной формы обучения

       

специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит

     

__1__ курса БУАиА4 группы

     

№ студенческого билета 10-0093

       

                                                                ____________        Калачёва Д.В.

                                                                (подпись)

 

Проверил преподаватель

       

_____________________                  ______________         Худяков В.М.

             (ученая степень, звание)                                             (подпись)                

 



Москва – 2011

 

Содержание

 

  1. Введение: Понятие «феномен»……………………………………………3
  2. Человек – феномен природы………………………………………………5
  3. Деградация………………………………………………………………….8
  4. Особенности человеческого мозга………………………………………11
  5. Биосоциальная природа человека……………………………………….13
  6. Человеческий головной мозг, и его скрытые возможности…………...16
  7. Заключение: человек и природа: вечный феномен………………….…22

     Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Понятие «феномен»

 

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Феномен Наибольшую известность и разработку термин «феномен» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному «натуралистическому» пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые феномены», то есть феномены, очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Феномен выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «феномен» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания. Так, интерпретируя феномен как «себя в себе самом показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает феномену возможность «сокрытия себя самого», что делает возможным введение в феномен временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно феномен, а не «явление» (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

Феномен  — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек – феномен природы

 

 С биологической точки зрения появление человека разумного - вполне ординарное событие. Но человек - носитель разума, мысли, это особый феномен природы. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

На протяжении 1-2 млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития, и он никогда не поворачивал вспять. В ходе такого процесса сформировался  мозг - материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью.

Научная мысль - это созданный человеком  разумным на определенной стадии его  развития независимый от отдельной  особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии  использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу.

«Научная мысль как проявление живого вещества, по существу, не может  быть обратимым явлением - она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», — писал В.И. Вернадский.

Преимущество человека перед другими  высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума - в мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга своих ближайших родственников - приматов? Как это ни покажется странным, но сравнительно недавно специалисты не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутого в последние 30-40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет (или анализирует) одним процессом или одной функцией организма.

Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности, как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Новообразования мозга никогда не создают изолированных «молодежных» ансамблей. Структурные единицы развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом путем перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции  конечностей и тела, и многими  другими, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах, У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25%.

Отметим еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозге программируются  генетическим аппаратом. Развитость речевых  и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», - это только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная  личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и приумножение того, что выделяет людей из животного  мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости.

Деградация

 

Деградация (от лат. degradatio, буквально  — снижение), регрессия — процесс  ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи  вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация часто противопоставляется эволюции.

«Бедность приводит не к  несчастью, бедность приводит к деградации».

Джордж Бернард Шоу

«Весь уклад нашей нынешней жизни свидетельствует, что выбор у человечества невелик: либо светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования, либо мрак культурной и моральной деградации».

Али Апшерони

«Растление молодежи, ведет к деградации населения».

Леденев А.А

 Многие исследователи, работающие  в разных областях науки, отмечают: идёт деградация человека - физическая, умственная, нравственная. Экологическое неблагополучие планеты оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Разрушая природу, человек разрушает себя.

В России процесс физической деградации человека усиливается нищетой, плохими условиями жизни, деморализацией больших масс народа, комплексом побеждённых, отсутствием жизненных перспектив.

А откуда взяться гениям, и даже не им, а просто умным, всесторонне  развитым людям? Качество образования  резко упало и продолжает двигаться вниз. Работающую систему образования, дающую положительные результаты, сейчас спешно и необдуманно ломают, навязывая западную систему образования, даже не задумываясь о том, что она может оказаться неэффективной в нашем обществе. Процесс обучения, как в средних, так и в высших школах, упрощен настолько, что любой человек, прилагая самый минимум усилий, может получить образование. Но какого оно качества? И что за специалистов выпускают из вузов?

   Болонская система с ее  градацией, модульными контролями, отменой экзаменов просто неэффективна. Возможно, ее идея вовсе неплоха и где-то она применяется с успехом. Но не в нашей стране, где большинство привыкло жить по принципу «и так сойдет», где возможно заплатить за все то, с чем нет желания разбираться.

   Пугающая статистика: только 7% родителей читают своим детям  книги. В 1987 году этот процент  составлял 80. Разница заметна  и она заставляет задуматься. Люди не читают, перестают мыслить  и даже не чувствуют в этом  потребности. Это заменятся Интернетом с зачастую некачественной информацией, телевидением с плохими фильмами, в которых играют бездарные актеры, с которыми работают такие же режиссеры, а все сюжеты как будто высосаны из пальца.

   И это все при том,  что возможности развиваться  есть. Нужно просто их увидеть. Нет запрещенных книг, нет запрещенных тем, вообще нет ничего запрещенного. Только большинство даже не видит возможностей перед своими глазами. Люди выбирают самую скучную жизнь, а из всего дозволенного – только самое гадкое. Даже не жизнь, а просто существование: работать для того, чтобы есть, есть, для того, чтобы жить и жить для того, чтобы работать. Периодически еще происходит так называемый отдых – обязательно с алкоголем (и побольше); если на природе – значит, нужно обязательно оставить после себя тонны мусора, который так и будет разлагаться веками, потому что его просто некому убрать.

   Почему? Потому что ничего  другого просто не приходит  в голову, потому что уровень  развития настолько низок, что  такой жизни оказывается достаточно для счастья. А вот то, что оно примитивно – это совсем незаметно. На это просто никто не обращает внимания, а если и находится тот, кто задумывается об этом, то гонит от себя эти мысли, «ведь все так живут».

   Что можно увидеть на  центральной улице города в вечернее время? Множество пьяных. Пьяных подростков, людей среднего возраста, ругающихся матом, пенсионеров, собирающих бутылки. И милицию, с пафосом патрулирующую всю эту красоту.

   Утром – озлобленных  людей всех возрастов, которые  куда-то опаздывают и стараются влезть в забитый общественный транспорт, при этом отпихнув тех, кто физически слабей. И это наше общество. Мы в нем живем. Откуда же все это взялось? Мне кажется, что корень проблемы – в изменении моральных ценностей каждого человека, а значит, и изменении морали общества в целом.

   Мораль просто потерялась. Мать может выкинуть ребенка,  который только родился. Отец  может выбирать, что ему важнее  деньги - или жизнь детей. Взрослые  ублюдки будут бить беззащитных,  считая это нормальным. Каждый третий любит выпивать – и это тоже не считается чем-то из ряда вон выходящим. Если пьяный отец бьет своего ребенка или жену, это никого не удивляет. Политики воруют деньги у народа. Вечером страшно выйти на улицу в одиночестве – слишком велика вероятность быть ограбленным, а может, даже и убитым. В таком обществе просто страшно жить.

Информация о работе Человек – феномен природы