Роль естествознания как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экологического значения естествознания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Определение роли естествознании;
- Изучение экологического процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Роль естествознания как науки……………………………………….....3
2. История развития естествознания……………………………………….5
3. Предмет изучения экологии……………………………………..………7
Заключение………………………………………………………………….8
Список использованной литературы……………………………………...9

Вложенные файлы: 1 файл

ксе эко.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..2

 

1. Роль естествознания как науки……………………………………….....3

 

2. История развития естествознания……………………………………….5

 

3. Предмет изучения экологии……………………………………..………7

 

Заключение………………………………………………………………….8

 

Список использованной литературы……………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или обобщений, описывающих природные явления. Естествознание тесно связано с экологией, поэтому необходимо изучение его значение именно с этой стороны.          Актуальность данной тематики обусловлена тем, что по ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.          В настоящее время все человечество очень приблизилось к рубежу самоуничтожения.          Целью данной работы является изучение экологического значения естествознания. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

 

- Определение роли естествознании;

 

- Изучение экологического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль естествознания  как науки

 

 

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов - «естество» («природа») и «знание».       Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом «природоведение», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать» в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего «ведения». Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к «физике» или «физиологии».    Отсюда естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.  Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия:

1) «естествознание-это наука о  Природе как единой целостности»  и

2) «естествознание-это совокупность  наук о Природе, взятая как  единое целое».

 

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и географию, имеющие более специфический характер. В высшей школе число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гуманитарным наукам.        Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность), а именно то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.

Построение современного естествознания исходит из нескольких принципов: системности, историчности, эволюционизма, самоорганизации. Принцип системности - или изучение целостного, составленного из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой. При этом можно рассматривать как первичные неделимые элементы системы их свойства, поведение и взаимодействие так и систему в целом, ее взаимосвязь с другими системами. Часто на практике исследуемая система сознательно упрощается путем ее замены моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. По мере развития теории модели усложняются, постепенно приближаясь к реальности. Принцип историчности - состоит в поэтапном развитии естествознания, где новые теории могут быть выделены, опираясь на уже некоторые достижения и исторический опыт. Но при этом они не обязательно дублируют их, и даже напротив, могут отрицать или корректировать. Принцип эволюционизма - связан с постепенным усложнением и повышением организации живых существ и явлений. Это принцип необратимости, выражающийся в нарушении симметрии между прошлым и будущим. Принцип самоорганизации - после выхода из равновесия системы в ней реализуется механизм самопроизвольного упорядочивания, и возникновения нового относительно устойчивого состава, т.е. она самоорганизуется и приобретает способности выдерживать опр. влияния не теряя своих свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития естествознания

 

Понять, представить себе или усвоить естествознание можно только в его развитии. Дело в том, что современное естествознание включает в себя не только такие науки как физика, химия, биология и психология, каждая из которых отражает свои собственные специфические явления Природы (чисто физические явления, химические превращения, жизнь растений и животных, сознание разумных индивидуумов), но еще и такие области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени, классическое естествознание примерно до начала XX века, “пост классическое естествознание”.

И несмотря на то, что эти области естественно научных знаний появились не одновременно, а последовательно друг за другом, все они в современном естествознании слились воедино, образуя опять-таки целостную научную систему. Но более того, все они, в еще большей степени, чем физика, химия, биология и психология, подчинены закону субординации: каждая предыдущая из них входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую.

Надо иметь в виду то обстоятельство, что между фактической историей науки и логикой ее развития существуют сложные взаимоотношения. Фактическая история науки - вся на виду. Она предстает как величественная картина активного проникновения Человека в Природу.

Человек, вооружённый техникой, стал самым опасным животным на Земле. Он не только уничтожает другие виды животных и растения, но и активно приближает самоуничтожение, изобретая всё более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное. Бактериологическое, химическое и д.р. Изменить траекторию развития человечества, ради предотвращения глобальной катастрофы призвана одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей научного знания - экология.

Почти 70 лет (с 1869 по 1940 г.) экология оставалась узкоотраслевой биологической наукой. Однако развитие системного мышления и попытки осмыслить причины глобальных кризисов вывели экологию из тиши научных кабинетов и превратили в арену ожесточённых дискуссий между технократами, считающими, что техника - лучший способ решения всех проблем человечества, и экологами, полагающими, что окружающая природная среда - единственный дом человечества, где должно быть чисто и одинаково комфортно всем жильцам.

За последние десятилетия объём экологических знаний неизмеримо вырос. Сформировалось понимание глобальных экологических проблем. Появилось экологическое право и другие междисциплинарные области экологических исследований. Экология перешагнула границы биологии и становится самостоятельной отраслью естествознания, включающей, помимо биологических знаний, многие разделы географии, химии, физики, экономики, социологии и многих других наук. Поэтому она по праву занимает место среди системного естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предмет изучения экологии

 

 

Экология - это наука, изучающая воздействие объекта с окружающей средой. Предметом изучения всегда будут взаимосвязи объекта с окружающей средой.

Что касается объектов изучения, то на современном уровне развития науки можно выделить четыре основных объекта.

1. Планета Земля в целом. В  качестве окружающей среды для  неё выступают Солнечная система, галактика Млечного Пути и  Вселенная. Таким образом, экология  Земли должна, прежде всего, изучать  взаимосвязи Земли с ближним и дальним космосом.

2. Живая природа планеты Земля, понимаемая как совокупность  всех живых организмов, существует  в данный момент времени (включая  и человечество). Окружающей средой  для живой природы являются  неживая природа Земли, а также ближний и дальний космосом. Результат функционирования живой природы Земли - «биосфера» кА область взаимодействия живой и неживой природы Земли.

3. Отдельные виды, популяции или  сообщества живых организмов. В  качестве окружающей среды для  любого отдельного вида живых организмов или сообщества (совокупности видов, связанных между собой условиями жизнедеятельности) выступают:

а) живая природа планеты Земля, включая человечество.

б) неживая природа планеты Земля.

в) ближний и дальний космос.

Результат взаимодействия видов и сообществ с окружающей средой - формирование биогеоценозов (экосистем) как устойчиво воспроизводящихся совокупностей живых организмов и условий их обитания.

4. Человечество. Выделение человечества  из живой природы связано с  ведением хозяйственной деятельности и способностью человека создавать особую (искусственную) среду обитания. Потому в качестве окружающей среды для человечества необходимо рассматривать:

а) живую природу планеты Земля.

б) неживую природу планеты Земля.

в) искусственную среду обитания, в результате хозяйственной деятельности;

г) ближний и дальний космос.

4. Цели и задачи экологии

Главная цель экологии состоит в обеспечении общества в целом и отдельных граждан достоверной экологической информацией. На основе использования такой информации можно принимать и реализовать решения, обеспечивающее выживание и дальнейшее развитие объекта в условиях неблагоприятных изменений окружающей среды.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Экология - жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию и в свою жизнь. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин "экология" получил такое широкое распространение.

Следует помнить, что экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно, пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.

Подводя итог, можно сказать, что экология относится к быстроразвивающимся отраслям естествознания, имеющим огромное влияние на гуманитарные науки. Можно говорить о происходящей в настоящее время экологизаци права, экономики, этики, религии, философии и других гуманитарных общенаучных дисциплин, а значит, экологическая информация должна в значительно большем объёме распространяться среди гуманитариев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Герасименко В.Н., Попов В.П. Концепции  современного естествознания. Учеб. пособие. Ч. 1. - Р-н/Д.: РЮИ МВД России, 1999.

2. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 1999.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Роль естествознания как науки