Контрольная работа по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:06, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1. Принципы научного познания.
Вопрос №18. Общая классификация экспериментов.
Вопрос №26. Проблема и предмет исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Задания.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

      Вопрос  №1. Принципы научного познания.

      В классической науке выделяют следующие  основные принципы научного познания:

  • принцип материальности мира как объекта естественнонаучного исследования: мир существует и развивается объективно, на основе собственных естественных законов и причин. Материя как базовая категория естествознания, обозначает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания познающего субъекта. Она выражает то объективно общее, что характеризует единство мира. Отсюда требование объективности рассмотрения предмета познания;
  • принцип познаваемости мира выражает идею принципиальной возможности достижения истинного знания о мире, соответствующего объективным свойствам и связям предмета познания. Процесс познания развивается асимптотически по отношению к неисчерпаемой реальности – наше знание, бесконечно приближаясь к миру, никогда с ним полностью не совпадет. Всякая научная истина объективна, относительна и абсолютна одновременно, она всегда способна к развитию. Отсюда требование конкретности истины;
  • принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений мира – или принцип детерминизма. Он выражает идею о том, что в мире нет абсолютно изолированных, ни с чем не связанных, ни от чего не зависящих предметов и явлений. Все они образуют единую всеобщую мировую связь, из которой складывается упорядоченность, закономерность и единство мира. Из этого принципа следует требование рассматривать всякий объект познания во всех его связях и отношениях, ибо эти связи и отношения определяют и раскрывают природу вещей;
  • принцип всеобщности изменения и развития гласит: еще со времен Гераклита, что «все течет, все изменяется», и в мире нет ничего застывшего, раз и навсегда неизменного. Развитие – это процесс необратимых качественных изменений системы на основе ее внутренних противоречий с возникновением нового качества. Поэтому любой объект следует изучать в его развитии, изменении;
  • принцип глобального (универсального) эволюционизма в современной науке соединяет идеи всеобщности развития – эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. Этот принцип задает ориентиры нового мировидения, связывающего воедино все сферы бытия от микромира до гигантских масштабов Метагалактики;
  • принцип относительности научного знания к методам, средствам исследования и характеру познавательной активности субъекта. Идея этого принципа выражает характерную для неклассической рациональности включенность субъекта в структуры самой познавательной деятельности, отказ от наивного онтологизма, от описания объекта «самого по себе» и учет используемых средств и познавательных процедур.
 

Вопрос  №18. Общая классификация  экспериментов.

 
   В зависимости от типа исследуемого объекта (явления) выделяют несколько классов экспериментов: физические, инженерные, медицинские, биологические, экономические, социологические и др. Наиболее глубоко разработаны общие вопросы проведения физических и инженерных экспериментов, в которых исследуются естественные или искусственные физические объекты (устройства) и протекающие в них процессы. Как правило, при их проведении исследователь может неоднократно повторять измерения физических величин в сходных условиях, задавать желаемые значения входных (объясняющих) переменных, изменять их в широких масштабах, фиксировать или устранять влияние тех факторов, зависимость от которых в настоящий момент не исследуется. Далее в основном будет идти речь именно об этом классе экспериментов. В экспериментах других классов аналогичные возможности существенно ограничены. В частности, для экономических экспериментов характерны малый объем экспериментальных данных, зачастую отсутствие возможностей повторения эксперимента в аналогичных условиях, влияние большого числа неуправляемых и неконтролируемых факторов. Тем не менее некоторые методы, используемые при проведении физических и инженерных экспериментов, например методы статистической обработки данных, могут с успехом применяться и в нетехнических задачах.

   Классификацию экспериментов можно провести по следующим признакам:

  • степени близости информационных датчиков (или измерительной системы), используемых в эксперименте, к объекту, в отношении которого планируется получение информации; различают: натурный, стендовый (или полигонный), модельный, вычислительный эксперименты;
  • цели проведения – исследование, испытание (контроль), управление (оптимизация, настройка);
  • степени влияния на условия проведения эксперимента (пассивный и активный эксперименты);
  • степени участия человека (эксперименты с использованием автоматических, автоматизированных и неавтоматизированных средств проведения эксперимента).

   Результатом эксперимента в широком смысле является теоретическое осмысление экспериментальных  данных (результатов непосредственного  измерения, получаемых в ходе эксперимента) и установление законов и причинно-следственных связей, позволяющих предсказывать ход интересующих исследователя явлений, выбирать такие условия (воздействия), при которых удается добиться требуемого или наиболее благоприятного их протекания. В более узком смысле под результатом эксперимента часто понимаются формирование математической (или описательной) модели явления или получение значений параметров, устанавливающих формальные функциональные или вероятностные связи между различными переменными, процессами или явлениями. Получению именно этого результата служат хорошо разработанные методы статистической обработки экспериментальных данных.

   Необходимо  отметить, что получение в ходе эксперимента математической модели или оценки параметров сигнала является необходимым, но не достаточным условием результативности эксперимента и его полезности для развития соответствующей предметной области. Это в особой степени относится к нетехническим отраслям знания. Выявленные статистические связи между различными величинами или процессами могут не соответствовать их причинной зависимости. Вопрос о наличии причинных отношений между наблюдаемыми величинами должен решаться исследователем на основании предметно-содержательного анализа эксперимента, которым должен непременно и начинаться, и заканчиваться эксперимент. Задача истолкования подмеченной связи часто является очень трудной.

   Содержательный  анализ математических моделей обладает спецификой для различных предметных областей. Поэтому рассмотрение этих вопросов, несмотря на всю их важность, выходит за рамки курса. 

   Вопрос  №26. Проблема и предмет  исследования. 

   Исходным  пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно  выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

      Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача

  1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения;
  2. противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций.

      В гносеологическом смысле (т. е. с точки  зрения познавательного процесса) проблемная ситуация — это "знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий" 

      Условно можно так представить процесс  появления проблемы:

      

      Проблема  исследования задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного  вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

      Предмет  - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

      Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

      Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. 

   

Информация о работе Контрольная работа по "Естествознанию"