Потребности и деятельность человека, их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие Деятельность……………………………………………………….4
2.Понятие Потребность………………………………………………….........5
3.От Потребности к Деятельности……………………………………………8
4.Заключение………………………………………………………………….10
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ministerstvo_nauki_i_obrazovania.docx

— 25.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования

Российской  федерации

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Тюменский Государственный  Университет

Институт  математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

Реферат по дисциплине «Человек и его потребности» на тему:

Потребности и деятельность человека, их взаимосвязь

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                                         Студент 2 курса

                                                                                                         группы 25с121а

Панченко Алексей                                                                                  

                                                                                         Проверила:

                                                                                         Стар. преподаватель

                                                                                        Рыбалова Т.В.

 

Тюмень2013

Содержание

стр. Введение……………………………………………………………………3

1.Понятие Деятельность……………………………………………………….4

2.Понятие Потребность………………………………………………….........5

3.От Потребности к Деятельности……………………………………………8

4.Заключение………………………………………………………………….10

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем  человека, в естествознании и технических  науках, достижение которых непосредственно  связано с использованием категории  деятельности.

Деятельность есть универсальный  способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Одни авторы приписывают  деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам, другие исходят из того, что деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие  деятельности человека от приспособительной  активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической  структурой тела, все они результат  социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и  объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она  представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   3

Деятельность

 

Деятельность  есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного  преобразующего отношения к миру. Одни авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам, другие исходят  из того, что деятельность - исключительная привилегия человека, признак его  родовой сущности.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев  различие между трудом и деятельностью  несущественно. Можно сказать, что  деятельность - это более широкое  определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все  ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся  между человеком и природой..." Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания  потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни".

Используя в процессе труда  преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится  во власти внешней необходимости, а  его свобода существует как потенциальная  возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт  и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более  многообразен, связь между ними и  субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов  деятельности обусловливает более  широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень  самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление  сопротивления природной материи  и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой  затраты физических сил и требует  большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок. 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 4

Потребность

 

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании  потребностей человека. Античные мыслители  признавали потребности основными  побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность  как основную движущую силу, которая  сделала ум человека изощрённым, позволила  приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что  всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию  интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая  подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой  руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские  материалисты конца XVII века. П. Гольбах  писал, что потребности выступают  движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности  человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании  активности человека отводил Н.Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что  «человек отличается от всех остальных  животных безграничностью своих  потребностей и их способностью к  расширению». Как самостоятельная  научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в  первой четверти XX века. В настоящее  время существует много различных  точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства учёных состоит  только в том, что почти все  признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.

Потребность - это нужда или недостаток в  чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного  мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный  элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и  в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Можно выделить следующие большие группы потребностей:

5

Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Рассмотрим краткую характеристику данных потребностей

Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные  потребности жизнедеятельности  организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности  питания и выделения, потребности  расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными называются потребности  в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Материальные потребности  не безграничны. Они количественно  определены для каждой страны, каждого  региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная  корзина", "прожиточный минимум" и др.

В отличие от биологических  и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как  само собой разумеющееся, не побуждают  человека к их немедленному удовлетворению. Однако социальные потребности в  иерархии потребностей играют определяющую роль. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через  посредство общества - центральная  сфера проявления сущностных сил  человека, первое необходимое условие  реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Духовные потребности. Духовность - это стремление преодолеть себя в  своем сознании, достичь высоких  целей, следовать личному и общественному  идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура -субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовные потребности  есть стремление приобрести и обогатить  свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные  потребности. Основанием для выделения  этой группы потребностей является классификация  потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.                                                               6

По этим критериям можно  выделить разумные и неразумные потребности, истинные и ложные, прогрессивные  и разрушительные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

От  потребности к деятельности

В специальной литературе, посвященной потребностям, можно  встретить глобальное определение  потребности.

Так, в книге М.П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П.М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи  неживой".

Оптимальное определение  потребности дано в "Философском  энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности".

В этом определении потребности  стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент  внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность  не является структурным элементом  акта деятельности, она не выходит  за пределы соматического бытия  человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия  однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности  легковесностью своего статуса в  душевном мире человека. Они не всегда совпадают в необходимости устойчивого  функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере  иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или  быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным  от общества.

Есть желание быть раскрепощенным от норм морали и права, но это желание  противоречит потребности социальной сущности человека. Всякая потребность  побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных  жизненных сил человека в социально-значимых формах и опосредованиях.

Переход от потребности к  деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект  переходит из состояния бытия  в себя-бытия в бытие для  себя бытия. Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация - обоснование предмета для  удовлетворения потребности. Например, вам надо приобрести летнее платье. Во-первых, платье должно быть не настолько  длинным, чтобы быть привлекательным  и не настолько 

Информация о работе Потребности и деятельность человека, их взаимосвязь