Человек и его потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассматриваются жизненные потребности человека в образовании, что является важным показателем его духовных запросов. В то же время, получая образование, у человека проявляются базовые духовные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

человек и его потребности.docx

— 25.35 Кб (Скачать файл)

Потребность человека в образовании  является важным показателем его  духовных запросов. В то же время, получая  образование, у человека проявляются  базовые духовные потребности.

Содержание образования

Содержание образования - один из компонентов  учебно-воспитательного процесса. Под  содержанием образования часто  понимают систему знаний, умений и  навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования  включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить  школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся  на качестве обучения, воспитания и  развития. Так, большинство современных  школ направляет свои усилия на то, чтобы  предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического  характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной  разработки научно-педагогических основ  содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального  образования (XVII-XX вв. - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.

Сторонники теории материального  образования (XVIII-XX вв. - Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной  естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его  утилитарной пригодности для  жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.

В связи с этим существовали и  существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят  свое применение. И в то же время  эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

В педагогике существует принцип: связь  школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с  жизнью ребенка. Абсолютизация первого  принципа привела к так называемому  социоцентрическому - ущербному - виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших  поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах  деятельности;

- опыт осуществления известных  способов деятельности;

- опыт творческой, поисковой деятельности  по решению новых проблем, требующих  самостоятельного претворения ранее  усвоенных знаний и умений  в новых ситуациях, формирование  новых способов деятельности  на основе уже известных;

- опыт ценностного отношения  к объектам или средствам деятельности  человека, его проявление в отношении  к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования  человека: способствовать развитию у  него всех основных сфер и должно включать:

- систему педагогических средств,  направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;

- систему педагогических средств,  способствующих адаптации молодого  человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то  есть способствующих процессу социализации личности.

Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с  высказанными выше теоретическими соображениями  должно удовлетворять следующим  требованиям:

- соответствие социальному заказу  общества;

- соответствие потребностям учащихся;

- соответствие критериям отбора  содержания образования (научная  и практическая значимость, соответствие  содержания возрастным возможностям  школьников, соответствие объема  содержания имеющемуся времени,  соответствие содержания имеющейся  учебно-методической и материальной  базе).

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные  стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

- минимум содержания основных  образовательных программ;

- максимальный объем учебной  нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников школы.

Необходимость создания стандарта  подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие  четко определенных стандартов позволяет  каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком  типе школы он обучался.

Стандарт образования призван  обеспечить учащимся равные возможности  для получения образования, стимулировать  достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать  обучение. Являясь государственной  нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности  гражданина в образовании.

Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время  право на автономность. В чем эти  ошибки?

Известно, что в вузы поступает  около трети выпускников школы. Учитывая только этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов  по выбору; можно было снизить требования к “невузовским” учащимся. Результат  получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной  подготовки. Вторая ошибка заключается  в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы в то же время меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.

Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования предусмотрено:

- выделение ядра образования,  обязательного для всех школ;

- усиление значимости гуманитарных  аспектов содержания образования;

- сохранение внимания к естественно-математическому  циклу предметов;

- усиление внимания к развитию  школьников;

- ориентация содержания образования  на общечеловеческие ценности.

Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта определяют ориентацию планируемых  результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие  важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного  уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:

- адаптацию к окружающей природной  и социальной среде;

- овладение разными видами деятельности;

- сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;

- определенный уровень общей  эрудиции.

Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет  формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным, и  к национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих  общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.

Инвариантная и вариативная  части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в  учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:

- обязательные занятия, составляющие  базовое ядро общего среднего  образования;

- обязательные занятия по выбору  учащихся;

- факультативные занятия.

Общая структура учебного плана  отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется  разделением образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и  технологическое; теоретическое и  практическое; инвариантную и вариативную  его составляющие. План включает представление содержания образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор образовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутри- и межпредметные связи. Например, знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего мира, природоведения или специального курса “Человек”.

В практике общего среднего образования  используется несколько видов учебных  планов. Базисный план служит основой  для разработки региональных и рабочих  учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными  органами управления образования и  носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.

В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования  в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в  которой выделяются учебные курсы  общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный компонент  обеспечивает особые потребности и  интересы в области образования  народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного  образовательного учреждения, позволяет  ему самостоятельно разрабатывать  и реализовывать образовательные  программы и учебные планы, что  в соответствии со ст. 32 Закона “Об  образовании” является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Как видим, современные учебные  планы школы разрабатываются  на местах, и их разработчикам полезно  знать следующие их характеристики:

- гибкость: предполагает включение  в учебный план нескольких  самостоятельных, относительно независимых  курсов учебных дисциплин;

- интеграция: предполагает интегрирование  смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика  и информатика и т.д.);

- дифференциация: включает различные  варианты блоков учебного плана,  варьирование состава предметов  и времени на их изучение, введение  свободно выбираемых предметов,  факультативов;

- унификация: содержание и объем  отдельных учебных предметов  разрабатывается в зависимости  от функционального их назначения  для определенных профилей;

- гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов.

Учащийся в любой школе может  получить образование, соответствующее  одному из следующих уровней:

- базовый уровень - это образование,  соответствующее минимальному стандарту  общего среднего образования,  осуществляемого по государственным  программам;

Информация о работе Человек и его потребности