Понятие «познание»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:19, реферат

Краткое описание

Актуальность познания в современном мире легла в основу данной контрольной работы, целью которой является раскрытие понятия «познание», его социальной и практической важности для человечества, его методов и сущности. Далее мы рассмотрим такие аспекты, как многообразие форм познания, типы рациональности. А так же осветим теорию познания и практики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...2
Глава 1. Понятие «познание»……………………………….……………...……3
Глава 2. Многообразии форм познания……………..……….…………..……..6
Глава 3. Типы рациональности……….………………………...……………...11
Глава 4. Познание и практика…………………………………..……….……..15
Заключение ………………………………………………….……………….…18
Список использованной литературы ……………………………...………..19

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ (2).docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

План

Введение……………………………………………………………………...…...2

Глава 1. Понятие «познание»……………………………….……………...……3

Глава 2. Многообразии форм познания……………..……….…………..……..6

Глава 3. Типы рациональности……….………………………...……………...11

Глава 4. Познание и практика…………………………………..……….……..15

Заключение ………………………………………………….……………….…18

Список использованной литературы ……………………………...………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс  овладевания тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

Развивающееся знание шло  рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного  творчества. Наш разум постигает  законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность – одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы человека с целью  максимально гармоничного жизнеустройства  человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая  выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются из поколения  в поколение, от народа к народу с  помощью механизм социальной наследственности, культуры.

Актуальность познания в  современном мире легла в основу данной контрольной работы, целью  которой является раскрытие понятия  «познание», его социальной и практической важности для человечества, его методов и сущности. Далее мы рассмотрим такие аспекты, как многообразие форм познания, типы рациональности. А так же осветим теорию познания и практики.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ «ПОЗНАНИЕ»

Человек отличается от любого другого существа уже тем, что  он способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а так же свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.

Другими словами, «познание» – это чувствительная и мыслительная деятельность по сбору, обработке, переработке, конструированию и хранению информации. 

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется  внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также  субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, чего – либо познавшего человека, но и  передаётся из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В познавательных концепциях нет единообразия. В рамках классического  образа познания можно выделить различные  традиции (эмпиризм и рационализм), спор идет о критериях истины, о  структуре познавательного процесса, о методах познания. Вместе с тем  существует целый ряд особенностей, которые позволяют говорить о  целостном образе познавательной деятельности, который можно назвать «классическим». В рамках этого образа познания, этой познавательной традиции были сформулированы основные проблемы теории познания, основные подходы к их решению, имеющие  достаточное число сторонников  в наше время.

Прежде всего, процесс  познания рассматривается как взаимодействие субъекта (того, кто познает) и объекта (того, что познается). Стороны этого  взаимодействия вполне определены, их контуры строго обозначены.

Существуют различные  способы установления взаимоотношений  субъекта и объекта.

В одном случае философская  традиция изначально задает сам объект познания. Объект уже сам определяет и направление поисков познающего субъекта, и его особенности, и  сам характер познавательного процесса – связи субъекта и объекта. Так, в платоновском учении о познании объект подлинного знания, а не «мнения» изначально задан его же теорией  – это мир идей, неподвижных  идеальных форм. Объект определяет особенности субъекта познания –  носителя «разумной души», обитательницы  мира идей. Задан и сам процесс  познания, который предстает как  узнавание, воспоминание души о контакте с миром идеальных форм. В гегелевской концепции познания субъект не является неподвижным, а познание не является простым узнаванием-созерцанием умопостигающей сущности. Познание – активный процесс, осуществляемый деятельным субъектом. Однако и его деятельность предопределена, задана заранее объектом познания – идеей. Субъект внутренне родствен, причастен объекту, между ними нет пропасти, они части единого мирового целого, поэтому процесс познания – это одновременно и бытийный процесс, один из способов установления мировой целостности.

Другая познавательная традиция связана с философией нового времени. В этом случае теория познания ориентирована  на субъект познавательной активности. Однако это не «эмпирический субъект» - конкретный человек, наделенный привычками тела, обладающий неповторимым душевным строем. Это «чистый субъект», субъект  как носитель особым образом устроенной познавательной способности, субъект, в котором нет никакого иного  желания, кроме желания знать, никаких  иных достойных внимания способностей, кроме способностей познавательных. Субъект познания также изначально «задан». Эта особая познавательная природа человека: способность ощущать, воспринимать мир и способность  мыслить. Концентрируясь на субъекте, классическая познавательная парадигма  предполагает, что основные структурные  образования внутреннего мира являются и фундаментальными характеристиками мира как объекта. Именно анализ познавательных способностей субъекта, а не погружение в стихию опытного знания даст нам ключ к исследованию объекта.

В философии существует две  основные точки зрения на процесс  познания: гностицизм и агностицизм. Сторонники гностицизма утверждают, что мир познаваем, а человек  обладает потенциально безграничными  возможностями познания. Агностики  не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость  самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Указанные общие особенности  классического образа познания являются основой классического идеала научности. Научное познание естественным образом  становится высшей формой познания, все  иные виды познавательной деятельности оцениваются с позиций близости или удаленности от этой самой  совершенной формы познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МНОГООБРАЗИИ ФОРМ ПОЗНАНИЯ

 

Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает  мир.

Чувственное познание — самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.

Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы  чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные  ощущения, а устойчивые, сохраняющие  свои свойства предметы. (Например: если мимо нас проносится машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте — автомобиле.) Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями "разумный глаз", "визуальное мышление".

Еще в большей степени работа сознания проявляется в представлении  и воображении. Человек обладает способностью к воспоминанию, поэтому  он может мысленно воспроизвести  образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта  способность называется представлением. В воображении к способности  представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, (например: Пегаса, кентавра или строение атома).

Близка к воображению по своему творческому характеру интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, т.е. не опирающееся на какие-то логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно и поэтому похоже на "озарение".

Воображение и интуиция, как творческие способности, очень важны для  познания, поскольку оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, (например: помогают ученым выдвигать гипотезы, с помощью которых различные явления связываются в единое целое или им дается предположительное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами. Однако без изначального творческого акта выдвижения догадок и гипотез не было бы никакого развития знания.

Ещё один вид познания – это рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

Основной единицей и средством  рационального познания являются:

1. Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

2. Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное познание универсально в том  смысле, что может сделать предметом  исследования любой феномен, может  изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика  или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует  со стороны закономерностей и причин.

Научное исследование представляет собой  развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как  способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона — Милля, которые изучают  в логике, что он предполагает наличие  творчества, допускающего абстрагирование  и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и  используются в качестве эвристических  средств открытия новых истин. Другими  словами, они приближают нас к  истине, но автоматически не гарантируют ее достижение. Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический, а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами, можно систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегся на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:

- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;

- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Эти уровни различаются, во-первых, по гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними; на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. Во-вторых, познавательными задачами: на эмпирическом уровне – описание явлений, а на теоретическом – объяснение явлений. В-третьих, по характеру научных результатов: основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений; на теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений. В-четвёртых, методами получения знаний:  на эмпирическом уровне – наблюдение, эксперимент, индукция и дедукция.

Информация о работе Понятие «познание»