Сущность понятия общество в истории социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Первоначальное значение понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к православному корню «общий», что означает «то, что вокруг». Необходимо различать понятия «общность» и «общество».
Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Сущность понятия общество в истории социального познания……..4
2.Трактовки категории «общество» в социологии……………………...8
3.Общество в широком и узком значении………………………………11
4.Классификация общественных теорий…………………………………13
Заключение………………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Сущность понятия общество  в истории социального познания……..4

2.Трактовки категории  «общество» в социологии……………………...8

3.Общество в широком  и узком значении………………………………11

4.Классификация общественных  теорий…………………………………13

Заключение………………………………………………………………....16

Список использованной литературы…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Первоначальное значение  понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество. Русский термин  «общий» восходит к православному  корню «общий», что означает «то, что вокруг». Необходимо различать  понятия «общность» и «общество».

Общность  – это форма совместного бытия  или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре.

 Современная социология  рассматривает человеческое общество  как совокупность множества различных  частей и элементов. Причем эти  части и элементы не изолированы  друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система.

 От  других природных  систем, в том  числе физических  и биологических, общество отличается  своей особой сложностью.

 Представление об обществе  как едином организме явилось  результатом длительного развития  социологической мысли. Представление  о системности в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упорядоченности, целостности бытия.

Проблему  системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий.

Поэтому исследование данной темы является актуальным.

 

 

 

1. Сущность понятия  «общество» в истории социального  познания.

 С давних пор люди  пытались объяснить  причины возникновения  общества, движущие силы его развития. Первоначально  такие объяснения  давались ими в  форме мифов. Наряду с мифологией свои ответы  на вопросы о насущных общественных  проблемах, об отношении мироздания  с его законами и людей также  пытались найти религия и философия.

      Многие  основные положения понятия «общество»  сформулированы еще в древнем  мире, когда впервые были предприняты  попытки обосновать взгляд на  общество как специфическую форму  бытия, имеющую свои законы.

      Так, Аристотель  определял общество как  совокупность  человеческих индивидов, которые  объединились для удовлетворения  социальных инстинктов.

      В средние  века все объяснения общественной  жизни опирались на религиозные  догматы. Наиболее выдающиеся философы  этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.

      В период  нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что  общество возникло и развивается  естественным путем. Они разработали  концепцию договорной организации  общественной жизни.

      В этот  же период философами было  выработано и понятие «гражданское  общество». Гражданское общество  рассматривалось  ими как «система  всеобщей зависимости», в которой  «пропитание и благо  единичного  лица и его существование переплетены  с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в  этой связи действительны и  обеспечены» (Г. Гегель).

      В XIX в. часть  знаний об обществе, которые  постепенно  накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять  отдельную науку об обществе  — социологию.

      Само  понятие  «социология» было введено  в  научный оборот французским  философом  и социологом О. Контом. Он же  разделил социологию на две  большие  части: социальную статику  и социальную динамику.

      Социальная  статика изучает условия и  законы функционирования всей  общественной системы в целом, рассматривает основные общественные  институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют  в обществе, а также их роль  в установлении общественного  согласия.

      Предметом  изучения социальной динамики  является общественный прогресс, решающим фактором которого, по  мнению О. Конта, выступает  духовное  и умственное развитие человечества.

      Новым этапом  в разработке проблем социального  развития стала материалистическая  теория марксизма, согласно которой  общество рассматривалось не  как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей  и отношений, в которых эти  индивиды находятся друг к  другу».

      Определяя  характер процесса развития общества  как естественноисторический, со  своими специфическими социальными  законами, К. Маркс и Ф. Энгельс  разработали учение об общественно-экономических  формациях, определяющей роли материального  производства в жизни общества  и решающей роли народных масс  в общественном развитии.

      Источник  развития общества они усматривают  в самом обществе, в развитии  его материального производства, считая, что общественное развитие  определяется его экономической  сферой.

      Согласно  К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в  процессе совместной деятельности  производят необходимые им жизненные  средства — тем самым они  производят свою материальную  жизнь, которая является основой  общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

      Человеческое  общество проходит в своем  развитии пять общественно-экономических  формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

      Под общественно-экономической  формацией Маркс понимал исторически  определенный тип общества, представляющий  собой  особую ступень в его  развитии.

      Основные  положения материалистического  понимания истории человеческого  общества сводятся к следующему:

      1. Данное  понимание исходит из  решающей, детерминирующей роли  материального  производства в  реальной жизни. Необходимо изучать  реальный  процесс производства  и порожденную  им форму общения, т. е. гражданское  общество.

      2. Оно показывает, как возникают  различные формы  общественного  сознания: религия, философия, мораль, право и т. д., и какое  влияние  оказывает на них материальное  производство.

      3. Оно считает, что каждая ступень развития  общества задает определенный  материальный результат, определенный  уровень производительных сил, определенные  производственные отношения.

      Новые поколения  используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением  капитал и одновременно создают  новые ценности и изменяют  производительные силы. Таким образом, способ производства материальной  жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.

      Материалистическое  понимание истории еще при  жизни Маркса подвергалось различным  интерпретациям, которыми сам он  был очень недоволен. В конце XIX в., когда марксизм занял одно из ведущих мест в европейской теории общественного развития, многие исследователи начали упрекать Маркса в том, что все многообразие истории он свел к экономическому фактору и тем самым упростил процесс развития социума, состоящий из самых различных фактов и событий.

      В XX в. материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей.

      Теория  индустриального общества (Р. Арон) описывает процесс поступательного  развития общества как переход  от отсталого аграрного «традиционного»  общества, в котором господствуют  натуральное хозяйство и сословная  иерархия, к передовому, промышленно  развитому «индустриальному» обществу.

      Основные  признаки индустриального общества:

      а) широкое  производство товаров массового  потребления, сочетающееся со сложной  системой разделения труда среди  членов общества;

      б) механизация  и автоматизация  производства  и управления;

      в) научно-техническая  революция;

      г) высокий  уровень развития средств  связи и транспорта;

      д) высокая степень урбанизации;

      е) высокий  уровень социальной мобильности.

      С точки  зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной  промышленности обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. XX в. В 70-е гг.она получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера.

2. Трактовки категории  «общество» в социологии

       При  самом общем взгляде на общество  видно, что оно- совокупность, объединение  людей.

      Это означает, во-первых, что точно так  же, как человек с его сознанием  и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

      Общество - это человеческая общность, которую  образуют люди и в которой  они  живут. Биологические отношения  животных являются, в сущности, их  отношениями  к природе, в то  время как специфику  человеческого  общества составляют отношения  людей друг к другу. 

Люди не могут жить изолированно друг от друга.

      Ещё Шефтсбери настаивал на том, что  человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно  для него.

      Как отмечал  П.А. Сорокин, "для того, чтобы общество  могло быть, нужно, по меньшей  мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления".

      "Что  такое общество, какова бы ни  была его форма?"- ставил вопрос  К. Маркс. И отвечал: " Продукт взаимодействия  людей ".

      Общество - это не любая механическая  совокупность людей, а такое их  объединение, в  рамках которого  происходит более или  менее  постоянное, устойчивое и достаточно  тесное взаимовлияние и взаимодействие  этих людей.

      В социологии  понятие общество трактуется  неоднозначно.

      В широком  смысле общество рассматривается  как исторический результат естественно  складывающихся взаимоотношений  людей, а в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения  страны.

      Основоположник  социологии О.Конт рассматривал  общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный  процесс роста и дифференциации  частей и функций.

      П. Сорокин  считал, что общество - это  совокупность  людей, находящихся в  процессе  общения. Общество - это объединение  людей связью взаимодействия.

      По  мнению  Шилса общество - это продукт  взаимодействия людей, объединённых общей  системой ценностей, традиций, законов, правил.

      Э. Дюркгейм  рассматривал общество как  надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

      По  М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других  людей  действий.

Информация о работе Сущность понятия общество в истории социального познания