Натурфилософские представления и научные знания Античности и Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: - микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир - простирается от атома до величины Земли. Мега мир - за пределами Земли до вселенной

Содержание

Введение 3
1. Естествознание эпохи Античности 5
1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания 5
1.2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. 6
2. Естествознание эпохи Средневековья 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по КСЕ - готов.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от космологических воззрений  Демокрита, космология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мироздания. В этой конечной протяженности космоса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней («внешней») сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной», являющийся источником всякого движения. Он нематериален, ибо это есть Бог (Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель»).

Древнегреческая натурфилософия прославилась вкладом ее представителей в формирование и развитие математики. Здесь, прежде всего, следует отметить знаменитого древнегреческого мыслителя Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом и дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли, ее вращения вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной.

Важной отличительной чертой микропонимания Пифагора было учение о числе как  основе Вселенной. «Самое мудрое в мире — число», — учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфиpa), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух — из восьмигранников (октаэдров), вода — из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир — из двенадцатигранников (додекаэдров).

До нашего времени дошел рассказ  позднеримского философа Боэция (480-524 гг. н. э.) о том, каким образом Пифагор пришел к своей основной идее, что число — основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И, таким образом, качественное явление — созвучие — точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами».

Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому старому  слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание.

Весьма плодотворным для древнегреческой  науки оказался последний ее период  (примерно с 330 по 30 гг. до н.э.) завершившийся с возвышением Древнего Рима. Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид, живший в III в. до н.э. в Александрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени. Состоящие из пятнадцати книг «Начала» содержали не только результаты трудов самого Евклида, но и включали достижения других древнегреческих ученых. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя.

Указанный период в древнегреческой науке характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым - математиком и механиком - этого периода был Архимед (287-212 гг. до н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа(представляющего собой отношение длины окружности к своему диаметру). Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

Широчайшую известность получил  закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Если вес тела меньше поддерживающей силы, тело всплывает на поверхность, причем степень погруженности плавающего на поверхности тела определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости. Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или подводная лодка).

Научные труды Архимеда находили приложение в общественной практике. Многие технические  достижения того времени связаны  с его именем. Ему принадлежат  многочисленные изобретения: так называемый «архимедов винт» (устройство для подъема воды на более высокий уровень), различные системы рычагов, блоков, полиспастов и винтов для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону своего родного города Сиракузы, осажденного римлянами. Под его руководством были изготовлены весьма совершенные по тому времени машины, метавшие снаряды и не позволявшие римлянам овладеть городом. Когда же осенью 212 г. до н. э. Сиракузы были все же взяты римлянами, Архимед погиб. Существует легенда, что перед смертью он сказал собиравшемуся его убить римскому солдату: «Только не трогай моих чертежей».

К сожалению, научное наследие Архимеда долго не получало той оценки, которой  оно заслуживало. Лишь спустя более полутора тысяч лет, в эпоху Возрождения, труды Архимеда были оценены по достоинству и получили дальнейшее развитие. Первый перевод трудов Архимеда был сделан в 1543 году — в том же году, когда вышел в свет основополагающий труд Николая Коперника, совершившего переворот в миропонимании.

 

 

2. Естествознание эпохи Средневековья

 

Эпоха средних веков характеризовалась  в Европе закатом классической греко-римской  культуры и резким усилением влияния  церкви на всю духовную жизнь общества. Вот что пишет об этой эпохе Ф. Энгельс: «Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили на всяком суде силу закона... Это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя».

В эту эпоху философия тесно  сближается с теологией (богословием), фактически становится ее «служанкой». Возникает непреодолимое противоречие между наукой, делающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим6 богословием, для которого истина заключается в религиозных догмах.

Пока европейская христианская наука переживала длительный период упадка (вплоть до ХП-ХШ вв.), на Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй половины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке, наряду с вышеупомянутым трудом Птолемея («Альмагест»), на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики. В истории науки этого периода известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950-1009 гг.), достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хайсам (965-1020 гг.), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), виднейший философ и естествоиспытатель своего времени, считавший Аристотеля своим учителем.

Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.

В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение  с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали  восприятие знаний Востока европейскими народами.

Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться начиная с XII век. И хотя эти университеты первоначально предназначались  для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а самообучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.

XIII век характерен для европейской  науки началом эксперимента и  дальнейшей разработкой статики Архимеда. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университета во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.). Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, — задачу о равновесии тела на наклонной плоскости.

В XIV веке в полемике с античными  учеными рождаются новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что на протяжении многовековой, довольно мрачной эпохи, именуемой средневековьем, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, и процесс поиска истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки».

 

 

Заключение

 

Итак, историческое развитие человека в эпоху Античности и Средневековья  сопровождалось развитием науки.

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Фактически она  явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы  выдвинули ряд гипотез, имевших  большое значение в истории науки, например атомистическая гипотеза.

В Средние века, когда философия  сближается с теологией, натурфилософия почти исчезает с философского горизонта: отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским  представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.

Важнейшее различие между современным  естествознанием и античной натурфилософией  заключается в характере применяемых  ими методов. Если в античной философии  достаточно  было  обыденного знания  природных  явлений,  чтобы делать заключения из основополагающего  принципа,  характерная   особенность современной  науки  состоит в постановке экспериментов, т.  е.  конкретных вопросов природе,  ответы на которые должны  дать  информацию о закономерностях.  Следствием этого различия в методах является также  и  различие  в самом воззрении на природу.  Внимание сосредоточивается не столько  на  основополагающих  законах,  сколько  на частных  закономерностях.

 

Список использованных источников

 

1. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии : учебное издание для вузов / А. Н. Чанышев. – 2-е изд. – М. : Высшая школа, 1981. – 376 с.

2. Азерников, В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. / В. З. Азерников. – 3-е изд. – М. : Детская литература, 1972 – 272 с.

3. Бернал, Дж. Наука в истории общества. / Дж. Бернал. – 3-е изд. – М. : Издательство иностранной литературы, 1956. – 736 с.

4. Тулинов, В. Ф. Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / В. Ф. Тулинов, К. В. Тулинов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 483 с.

5. Кудрявцев, П. С. Курс истории физики : курс лекций для вузов / П. С. Кудрявцев. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1974. – 312 c.


Информация о работе Натурфилософские представления и научные знания Античности и Средневековья