Натурфилософские представления и научные знания Античности и Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: - микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир - простирается от атома до величины Земли. Мега мир - за пределами Земли до вселенной

Содержание

Введение 3
1. Естествознание эпохи Античности 5
1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания 5
1.2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. 6
2. Естествознание эпохи Средневековья 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по КСЕ - готов.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный  университет»

Кольский филиал

 

 

 

Кафедра североведения

 

Дисциплина “Концепции

cовременного естествознания”

 

 

Натурфилософские  представления и научные знания

Античности  и Средневековья

 

 

Реферат (контрольная  работа)

студента 1 курса (гр.1)

очного отделения

экономического факультета

 направление 080100.62 Экономика

 

Никулиной Юлии Олеговны

 

Преподаватель – 

доцент Ртвеладзе В.В.

 

 

Апатиты

2012

 

СОДЕРАЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Естествознание-система наук о  природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: - микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир - простирается от атома до величины Земли. Мега мир - за пределами Земли до вселенной. Есть два мира : который отражается (объективный мир) и отраженный (субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания. Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание. Субъективный - человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как носитель сознания. Объект - на что направлено сознание. Абсолютное- это вечное, неизменное, бесконечное. Относительное - увиденное по средствам чего-то другого, познанное относительно другого. Абстрактное - упрощенное, отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость, прозрачность. Абстракция отождествления - когда группе объектов присваивается какое-то наименование. Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных законов природы на основе понимания физической сущности явлений. Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть будет исследоваться с опр. погрешностью. Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:

- выявление внутренней сущности  явления, его механизма

- причин движения каждой из  частей

- механизма взаимодействия этих частей между собой

- взаимодействия этого движения  с частями других явлений и  материальных образований.

Познаваемость явлений означает возможность  вскрытия их внутренней сущности.

Главной целью Естествознания является вскрытие природы всех явлений. Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений. Более глубокое и точное познание самих этих явлений.

 

 

1. Естествознание эпохи Античности

 

1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания

 

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль"науки наук", "царицы наук", ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще  практически не существовало, попытки  целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и  оправданным способом человеческого  познания мира. Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки.

Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее  естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как "науки наук" также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, так же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Вместе с тем достижения античных мыслителей в математике и механике навечно вошли в историю науки.

 

 

 

 

1.2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности.

 

В ранней древнегреческой натурфилософии господствовала идея о некоторых исходных первоначалах, лежащих в основе мироздания. К таким первоначалам, из которых якобы создается весь окружающий мир, относили либо так называемые четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю), либо какое-то мифическое первовещество. Подобное первовещество, придуманное древнегреческим натурфилософом Анаксимандром и названное им «апейрон» (в переводе «беспредельное», «неопределенное»), первоначально представляло собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой, в конце концов, якобы произошло все многообразие мира.

 

Но уже в этот период на смену  подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени атомистическое учение о природе. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям:

1. Вся Вселенная  состоит из мельчайших материальных  частиц — атомов и незаполненного  пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

2. Атомы представляют  собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания».

3. Атомы находятся  в постоянном движении, изменяют  свое положение в пространстве.

4. Различаются  атомы по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, по выражению Демокрита «атомы души и человеческой мысли».

5. Все предметы  материального мира образуются  из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

Представляет  интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы.

Идеи атомистики получили свое развитие в учении Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д. Но самое главное в атомистическом учении Эпикура — это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом непроницаем, не имеет внутри себя никакого движения, никакой жизни.

Одним из величайших ученых и философов античности, чья  деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой  натурфилософии, был Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В круг естественнонаучных интересов Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Среди естественных наук ему удалось достичь наибольших успехов

 в изучении  живой природы. Он определил  жизнь как способность к самообеспечению,  а также к независимому росту  и распаду. В своих исследованиях  он упоминает несколько сот различных животных. Причем описывает многих из них с такой точностью и столь детально, что не оставляет сомнения в том, что это — его собственные наблюдения. Многие факты, изложенные Аристотелем, были «переоткрыты» в последующие века. Ему было известно, например, что киты — живородящие животные, он различал хрящевых рыб и позвоночных, описывал развитие куриного яйца вплоть до появления цыпленка и т. д.

Вместе с тем  у Аристотеля было немало наивных  и даже ложных представлений о  явлениях природы. Следуя своему учителю — Платону, он, например, приписывал движению некоторое «врожденное» свойство, заставляющее все на Земле стремиться к своему «естественному месту». Поэтому, считал он, дым поднимается вертикально вверх, а камень падает вертикально вниз.

В истории науки  Аристотель известен также как автор  космологического учения, которое оказало  огромное влияние на миропонимание  многих последующих столетий. Космология1 Аристотеля — геоцентристическое воззрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выводит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, надвигающейся на диск Луны. Только шаровидное тело, каким и является Земля, — объяснял Аристотель, — может отбрасывать в сторону, противоположную Солнцу, тень, которая представляется темным кругом на лунном диске. К этому же выводу — о шаровидности Земли — ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру Вселенной. Как результат этого тяготения должна была получиться шарообразная форма.

Аристотель разделял мир на две  области, качественно отличающиеся друг от друга: область Земли и  область Неба. Область Земли имеет  в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь (это те же четыре «стихии», о которых говорили представители натурфилософии доаристотельского периода). Область Неба имеет в своей основе пятый элемент — эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов. Иное дело — Луна и планеты. Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены некоторому влиянию, по крайней мере, одного из элементов, образующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой воздуха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных элементов — огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

Информация о работе Натурфилософские представления и научные знания Античности и Средневековья