Контрольная работа по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

1) Определит суть этногенеза по работе Гумилева Л.Н. "Этногенез и биосфера земли)
Этногенез (происхождение новых этносов) связан с генетическим признаком – пассионарностью. Л. Гумилев предлагает в основу анализа положить этногенез, военную историю и историю культуры. Общее основание – понятие «пассионарность» . Через это понятие он приходит к историческому синтезу.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

1) Определит суть этногенеза по работе Гумилева Л.Н. "Этногенез и биосфера земли)

Этногенез (происхождение новых этносов) связан с генетическим признаком – пассионарностью. Л. Гумилев предлагает в основу анализа положить этногенез, военную историю и историю культуры. Общее основание – понятие «пассионарность» . Через это понятие он приходит к историческому синтезу. Понятие пассионарности было открыто и описано Вернадским. У него пассионарность – биохимическая энергия живого вещества биосферы. У Льва Гумилева пассионарность – характеристика поведения. Это избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению. Изменение уровня пассионарности как основной принцип выделения стадий Этногенеза. Стадии этногенеза по Л. Гумилеву: пассионарный толчок, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, мемориальная фаза, гомеостаз. 
Уровень пассионарности в этносе меняется, и в связи с этим Л. Гумилев выделяет основныые этапы развития этноса. 
(Гумилев считает, что средняя продолжительность жизни этноса – 1,5 тыс. лет) 
1 стадия этногенеза: Пассионарный толчок. Новый цикл развития этноса может быть вызван только новым пассионарным толчком, при котором не реконстуируется старый этнос, а возни-кает новая популяция. Начинается новый виток этногенеза, благодаря которому человечество не исчезает. 
2. Наивысший подъем, «акматическая фаза» . Для этого этапа характерно стремление людей не создавать единство, а ничему не подчиняясь, считаться только с самим собой. Также характерно междинастическое соперничество, резьба. 
3. Фаза надлома. В результате убийств сокращается пассионарный заряд, так как количество но-сителей пассионарной энергии сокращается. Начинаются гражданские войны. Энергия рассеи-вается в культуре и искусстве. Внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Эта фаза завершается кровопролитием. После того, как выбрасывается избыток энергии, в обществе устанавливается равновесие. 
4. Инерционная фаза. В это время образуются большие государства, происходит накопление ма-териальных благ. 
5. Фаза обскураций. Энергия иссякает. Ведущее положение в обществе занимают субпассиона-рии (люди с пониженной пассионарностью) , которые стремятся уничтожить пассионариев и гармоничных людей. Господствуют вялые, эгоисты. 
6. Мемориальная фаза. Начинаются необратимые процессы распада. Этнос сохраняет только па-мять о своей исторической традиции.  
7. Гомеостас. Исчезает и память об исторической традиции. Люди живут в гармонии с родным ландшафтом, предпочитают обывательский покой великим целям. Пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать хозяйство, налаженное предками. 

Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней. 
Высший — шестой, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жиз-нью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский, аятолла Хомейни. 
Несколько ниже лежит пятый уровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспосо-бен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др. 
То же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни перегрева, акматической фазы (четвёртый уровень — переходный) . 
Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная») . Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели. музыканты, и т. д. 
Для выхода из фазы надлома характерен второй уровень — поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.

 

2) Дайте характеристику биосферы по источнику Гумилева и Вернадского "Биосфера и Ноосфера"

Академик Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) известен не только как химик и геолог, но и как философ, основоположник биогеохимии, теории биосферы и учения о роли живого вещества в природе. Вернадский впервые выдвинул идею об организованности биосферы и об ее эволюции в этой организованности. Биосфера находится в непрерывном развитии, в ней идет непрерывный обмен атомов, вызванный существованием и деятельностью живого вещества. Этот обмен стремится к динамическому равновесию, так что биосфера относительно стабильна в вещественно-энергетическом отношении. Организованность биосферы имеет тенденцию к непрерывному возрастанию. В процессе эволюции живого вещества рост его организованности привел к появлению Homosapiens, а вместе с ним и возникновению науки, т.е. «научная мысль есть продукт эволюции организованности биосферы. … Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении … Биосфера неизбежно перейдет так или иначе в ноосферу, т.е. в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие» .

Л.Н. Гумилев неоднократно отмечал, что «этническая история есть продолжение истории биосферы» и что в своей работе он использовал «научное, эмпирическое обобщение как метод исследования и доказательств», принятый «только в XX веке благодаря работам В.И. Вернадского» Вернадский писал: «Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом». Л.Н.Гумилев, в свою очередь, многими примерами показал, что этносы - часть биосферы Земли, «этносы… всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе". И далее: «Взаимодействие людей с природой отчетливо прослеживается не только на ранних ступенях развития, но вплоть до XX века».

Учение Вернадского о биохимической энергии живого вещества биосферы позволило Гумилеву «дать определение категории «этнос» и описать его как биосферный процесс - этногенез - закономерного изменения пассионарного напряжения в этнической системе». Вернадский считал биохимическую энергию «пружиной эволюции», возбуждающей все живые системы. «Эта энергия поднимает волны этнических морей» - писал Л.Н. Гумилев, - и «эффект избытка этой энергии» он назвал пассионарностью,

Развивая мысль В.И. Вернадского о том, что «энергия живого вещества проявляется в сторону, обратную энтропии, ... действием живого вещества создается развитие свободной энергии, способной производить работу» . Л.Н. Гумилев приходит к идее этногенеза, как четырехфазного процесса, включающего в себя возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. «Структура и стереотип поведения этноса являются динамическими величинами, что и определяется наличием внутриэтнической эволюции, которая равно не похожа на социальную и биологическую». Таким образом, мысли Вернадского об активной свободной энергии живого вещества, энергии, получаемой биосферой Земли из космоса, дали возможность Л.Н. Гумилеву обосновать его главную идею о движущих силах пассионарных толчков или взрывов этногенеза.

В основе учения В.И. Вернадского о биосфере лежит мысль о том, что все важнейшие процессы, протекающие в биосфере на уровне популяций и сообществ, в решающей степени определяются химическим фоном, который создается в процессе жизнедеятельности самих организмов, а также химическим составом земной коры и атмосферы. Человек, как часть природы, является одним из наиболее активных и динамичных факторов биосферы. Опираясь на учение Вернадского о роли миграции химических элементов в биосфере . Л.Н. Гумилев связал поведение людей и этносов с влиянием явлений природы, «формирующих состояния вокруг людей (географическая среда) и внутри человеческих тел», т.е. «человек не только социальная единица..., но и органический элемент земной поверхности, связанный с биосферой непрерывно» .

В настоящее время в организме человека обнаружены около 70 химических элементов, из них 47 являются постоянными составными частями организма и называются биогенными, так как включаются в обмен веществ, входят в состав биологически активных соединений. Живые организмы получают химические элементы из биосферы, усваивают их с пищевыми продуктами, водой и вдыхаемым воздухом. В.И. Вернадский установил, что изменения, происходящие в верхних слоях Земли, оказывают определенное влияние на химический состав и протекание биохимических реакций в живых организмах, а последние, в свою очередь, обусловливают закономерные миграции химических элементов в природе. Определенные соотношения химических элементов в земной коре находят свое отражение в почвах, растениях и животных, развивающихся в данной местности. Изменение этих соотношений может стимулировать рост каких-либо популяций организмов иди же приводить к заболеванию, появлению уродливых форм, а также к появлению организмов с новыми свойствами, т.е. вызывать мутации. Л.Н. Гумилев рассматривал мутации как важнейшую причину возникновения пассионарных особей, пассионарных толчков: «Взрыву пассионарности (или пассионарному толчку) сопутствует мутагенный сдвиг, порождающий разнообразные отклонения от нормы». Л.Н. Гумилев обратил внимание на работу палеоантрополога Г.Ф.Дебеца об изменениях костей черепа человека. Обнаружив, что массивные в древности кости черепа утончаются, Дебец предположил, что это произошло в результате перехода человека к земледелию. Л.Н. Гумилев из этого сделал вывод, что «в условиях исторического бытия в человеческих сообществах продолжают протекать биологические процессы, стимулирующие даже изменения скелета».

Данные биогеохимии подтверждают выводы Л.H. Гумилева и предположение Г.Ф. Дебеца. Действительно, при переходе к земледелию изменился пищевой рацион человека, изменился минеральный состав пищи, уменьшилось в ней количество соединений кальция, повысилась зависимость от состава обрабатываемой почвы, что не могло не сказаться на изменениях в строении скелета. Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал, что фундаментальное учение В.И. Вернадского о биогенной миграции атомов химических элементов в биосфере «необходимо и достаточно для того, чтобы объяснить все процессы биосферы, в том числе этногенезы, как некое сложное и многообразное единство».

 

3) В чем заключается диалектика природы? Энгельс 20-й том "Диалектика природы"

Диалектика природы — незаконченный труд Энгельса, в котором он пытается дать панораму естествознания на основе законов диалектики.

Энгельсом была предпринята попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление (позже это было названо диалектическим материализмом). Эта философия излагается в его работах «Анти-Дюринг» (1876—1878) и «Диалектика природы» (1873—1886). Занявшись в 70-х гг. проблемами естествознания, Энгельс задался вопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности, которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил свою интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между «консервативной» системой и «революционным» методом. Энгельс выразил свое отношение к гегелевской философии и ее роли в развитии диалектического знания о природе, истории, человеческом познании и мышлении сначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу — построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать от философии разрешения всех противоречий — значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. И если человечество понимает это, подытоживает свою мысль Энгельс, то философии в старом смысле слова приходит конец. Однако, по Энгельсу, забыть о достижениях предшествующей философской традиции нельзя. С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения. Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, шел «против течения», выступая в защиту гегелевской диалектики. Энгельс сознавал эвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики». В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 г.) он опирался на нее, определяя три закона диалектики: Энгельсом были сформулированы «три закона диалектики», которые были получены им путём интерпретации диалектики Гегеля и философских работ Маркса:

Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу».

Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».

Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей. В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде.

В целом диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При этом он исходил из того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Для подтверждения этого вывода Энгельс стремился показать, что само развитие наук идет в направлении все большей их диалектизации или, иначе, что науки открывают в природе и обществе все больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Именно диалектика является для естествознания наиболее важной формой мышления; только диалектические подходы представляют аналог и, следовательно, метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой. Поэтому философский материализм в его механистических версиях неизбежно будет вытеснен «современным» материализмом (так Энгельс называл диалектический материализм, как он его сам обосновывал). По убеждению Энгельса, марксистский материализм является по существу диалектическим. Поэтому философия, противопоставляющая себя современным наукам и возвышающаяся над ними, окажется отныне невостребованной. На примере естествознания Энгельс тем самым дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики. В его работах просматривался замысел построить путем обобщения некоторых данных конкретных наук общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших и сложнейших, включая затем переход к человеку и обществу (об этом свидетельствуют тексты «Диалектики природы»). Однако этот замысел остался неосуществленным. В 80-х гг. XIX столетия идеи марксизма стали основой многих политических проектов в социалистических и социал-демократических партиях. Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы, многие идеи Маркса и Энгельса были идеологизированы. Они стали объектом вульгаризации. Энгельс негативно оценил эти тенденции. Его тревоги выразились в многочисленных письмах; наиболее содержательные моменты его переписки получили впоследствии название «Писем об историческом материализме» (это письма, которые Энгельс написал в 90-е гг. молодым марксистам Ф. Мерингу, К. Шмидту, И. Боргиусу, И. Блоху и др.). Энгельс протестовал против сведения марксистского учения об обществе к одностороннему «экономическому материализму» и подчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической основы, базиса общества и всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.). Впервые в марксизме отчетливо прозвучали аргументы в защиту концепции многофакторности исторического процесса, многомерности влияния элементов жизни общества на социальную эволюцию.

Информация о работе Контрольная работа по "Естествознанию"