Контрольная работа по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

1.Общее естествознание. Биоэтика.

2. Физическая и химическая научная картина мира. Вещество
3. Биологическая картина мира. Антропогенез

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

1. Общее  естествознание. Биоэтика.

Биоэтика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Экологическое движение.

Научно-технический  прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию  человека, разрушая природную среду  его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Термин «биоэтика» был первоначально предложен  американским врачом Ван Ренсселером  Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге  Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея Поттера сводилась к необходимости объединения усилий гуманитарных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса (особенно в области биомедицинских технологий).

Однако случилось  так, что термин «биоэтика» в научной  и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему  примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем  биомедицины, прежде всего связанных  с необходимостью защиты достоинства  и прав пациентов. Это значение появляется неслучайно. Оно обусловлено влиянием на формирование биоэтики идеологии  правозащитного движения, получившей всеобщее признание в 60-х годах.

Правозащитное движение.

Правозащитное движение можно рассматривать как  вторую, весьма существенную культурную предпосылку формирования биоэтики. Если экологическое движение возникает  в ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека, то биоэтика начинает бурно развиваться  в результате открытия угрозы для  моральной идентичности человека со стороны технологического прогресса  в области биомедицины. Дело в  том, что человек в биомедицине  выступает и как главная цель, и как неизбежное «средство» научного изучения. Для ученого-врача каждый человек существует как бы в двух, не всегда связанных друг с другом, обличиях.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

По мнению американского  философа А.Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 – началом  публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г. Сиетл, который занимался  отбором первых пациентов для  искусственного гемодиализа. Комитет  был прозван в прессе – «божественный», поскольку доступ к только что  появившимся (и поэтому бывшим в  ограниченном количестве) аппаратам искусственной почки означал для пациентов шанс выжить, тогда как те, кому комитетом было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого  этического комитета, по сути, совершили  фундаментальное «открытие». Традиционно  врачи решали вопросы жизни, и  смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными  в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного  ресурса (доступа к аппарату искусственной  почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где  люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов»  по разрешению моральных проблем.

Ответом на эту  сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в  нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и  психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей  ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности  одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями  общественности. Только так может  быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого  страдания и на этом основании  выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как  цели общественного здравоохранения  в целом. Первой исследовательской  организацией, начавшей систематическое  междисциплинарное обсуждение моральных  проблем современной медицины, стал созданный в 1969 врачом-психиатром Виллардом  Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть  Джорджтаунского университета), который  создал первые образовательные курсы  для врачей, философов и представителей других специальностей.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны  развития современных сообществ. Поэтому  для их решения создан особого  рода социальный институт этических  комитетов, который представляет собой  многоуровневую сеть общественных, государственных  и международных организаций. Этические  комитеты существуют при научно-исследовательских  организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных  органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Существенную  роль в деятельности этих комитетов  играют представители общественности, связанные с правозащитным движением  различных групп пациентов. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих законодательных  актах. Примером может служить Конвенция  Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (1996), первоначально называвшаяся Конвенция по биоэтике. 28 статья Конвенции формулирует требование, выражающее специфику биоэтического стиля мышления: «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций...». Экспертное знание не отвергается (в этом смысл требования «надлежащих консультаций»), но уравнивается в правах с суждением «общественности».

Биоэтика дает интеллектуальное обоснование и  социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально  признанные границы человеческого  существования. Вопрос о том, что  значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических  исследованиях. От его решения зависит  содержание моральной позиции в  конкретных ситуациях. К примеру, в  основе моральных конфликтов по проблеме аборта лежит не вопрос о праве  нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том – признается или не признается оплодотворенная яйцеклетка, зародыш  или не рожденный плод в качестве «человека». Если признается, то право  на жизнь принадлежит ему в  полном объеме; если – нет, то он являются частью тела матери, которую можно  столь же просто изъять, как хирургически изымается из организма опухоль  или воспалившейся червеобразный  отросток. В ожесточенной интеллектуальной и политической публичной конфронтации вокруг признания или непризнания  не рожденных человеческих существ  в качестве «людей» формируется  социально признанная граница начала собственно человеческого существования, того момента, с которого не рожденное  существо, рассматривается уже не как часть женского тела, с которой  женщина вправе поступить по своему усмотрению, но как социально признанный субъект моральных отношений.

Направления биоэтики

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения, как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом. 

Содержание  биоэтики.

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном  мире медицина претерпевает процесс  цивилизационных преобразований. Она  становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой  медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и  другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным; демографической политики и планирования семьи(вакцинации и СПИДа, контрацепции и новых репродуктивных технологий(искусственное оплодотворение, оплодотворение в «пробирке», суррогатное материнство)); генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; вопросы здравоохранения; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.  
 

2. Физическая  и химическая научная картина  мира. Вещество

Учение о составе вещества охватывает три основные проблемы:

• анализ состава химического элемента;

• определение состава химического  соединения;

• применение все большего числа  химических элементов для производства новых материалов.

В истории развития учения о составе  вещества решение первой из названных  проблем начиналось с ошибочного представления о химическом элементе. Первая научная теория химии, - теория флогистона, касающаяся состава вещества, оказалась ошибочной. Примерно до середины XVII в. не был известен ни один химический элемент. Лишь в 1660-х годах Р. Бойль  положил начало современному представлению  о химическом элементе как о "простом  теле" или как о пределе химического  разложения вещества, переходящем из состава одного в состав другого  сложного тела. В те времена для  получения химического элемента как "простого тела" использовался  универсальный метод разложения сложных тел - метод прокаливания. После прокаливания образовывалась окалина, которая принималась за элемент. В результате металлы - железо, медь, свинец, сурьму и т.д. - считали  сложными телами, состоящими из соответствующих  элементов и универсального "невесомого тела" - флогистона (греч. - "горючий").

Ошибочная теория флогистона, как  и гелиоцентрическая теория, послужила  толчком к многочисленным исследованиям. Появились точные методы количественного  анализа вещества, способствовавшие открытию истинных химических элементов. Были открыты фосфор, кобальт, никель, водород, фтор, азот, хлор и марганец, кислород.

Открыв кислород и установив  его роль в образовании кислот, окислов и воды, выдающийся французский  химик А.Л. Лавуазье (1743-1794) опроверг теорию флогистона.

Лавуазье сделал первую попытку  систематизации химических элементов. В свою систему элементов он включил  кислород, водород, азот, серу, фосфор, семь известных в то время металлов, известь, магнезию, глинозем и кремнезем. Однако он ошибочно считал, что известь, глинозем и другие неделимы. Ошибку исправил в дальнейшем Д.И. Менделеев, доказав, что место химического элемента в периодической системе определяется атомной массой и открыв тем самым периодический закон химических элементов (1869 г.).

Информация о работе Контрольная работа по "Естествознанию"