Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Естествознание это наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч. П. Сноу) - естественнонаучной и гуманитарно-художественной. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»).
Существует два определения понятия естествознания:
1)Естествознание - это наука о Природе как единой целостности.
2)Естествознание - это совокупность наук о Природе, рассматриваемых как единое целое. На первый взгляд, эти два определения различны. На самом деле между этими двумя определениями большого различия нет, ибо под "совокупностью наук" подразумевается не просто сумма разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга. Это одна наука.

Содержание

Что составляет основу языка естествознания, и что – языка художественной культуры? 3
Каковы основные особенности организации эксперимента? 6
Можно ли для описания одного и того же объекта одновременно использовать разные модели? 8
Какие два подхода к пониманию пространства и времени известны в истории естествознания? 9
Почему невозможны сверхсветовые скорости движения материальных объектов? 11
В чем заключается смысл уравнений Эйнштейна, лежащих в основе общей теории относительности? 12
Что нового внесли в развитие атомизма Эпикур и Лукреций? 14
Что такое вакуум? Каковы его свойства? Как их исследуют? 15
Почему невозможно предсказать траекторию броуновской частицы? 16
Перечислите компоненты дарвиновского механизма эволюции. Как они называются, если из формулировки эволюционного механизма исключить биологическую специфику? 17
Дайте не менее пяти формулировок второго закона термодинамики. 19
Каковы основы закономерности самоорганизации? 21
Что такое реликтовое излучение? 23
Есть ли такое свойство, которым обладают все живые организмы, а ни один неживой предмет не обладает? 24
Когда возникли почти все современные типы живых существ? А когда появился самый поздний класс животных? 25
Какие нормы поведения животных имеют аналогии в системе человеческой нравственности? 28
Когда и почему произошел первый глобальный антропогенный экологический кризис? Чем он закончился? 29

Вложенные файлы: 1 файл

языка естествознания к.р.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство  по Образованию

Российской Федерации

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Концепция современного естествознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что составляет основу языка естествознания, и что – языка художественной культуры?

Естествознание это наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч. П. Сноу) - естественнонаучной и гуманитарно-художественной. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»).

Существует два определения понятия естествознания:

1)Естествознание - это наука о  Природе как единой целостности.

2)Естествознание - это совокупность  наук о Природе, рассматриваемых как единое целое. На первый взгляд, эти два определения различны. На самом деле между этими двумя определениями большого различия нет, ибо под "совокупностью наук" подразумевается не просто сумма разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга. Это одна наука.

Точное естествознание - это вполне оформленное точное знание обо всем, что действительно существует или может существовать во вселенной. 
Естествознание интересует все понятия: от устройства и происхождения 
Вселенной, до познания молекулярных механизмов существования уникального 
Земного явления - жизни.

В систему естественных наук помимо основных наук: физики, химии, биологии включается так же и множество других - география, геология, астрономия и даже науки, стоящие на границе между естественными и гуманитарными науками, например, психология, целью которой является изучение поведения человека и животных.

Отличием естествознания как науки  от специальных естественных наук является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, "выискивая" наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает Природу как бы сверху.

Цели естествознания:

1)Выявление скрытых связей, создающих  органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.

2)Более глубокое и точное  познание самих этих явлений.

2. Революции в естествознании, их сущность, исторический период их возникновения

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире. И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Все культурное богатство человечества можно разделить на две большие  категории, две части - гуманитарную и естественнонаучную. К первой относятся  философия, история, литература, искусство, религия... Ко второй - физика, химия, биология, география... Это не единственное и не исчерпывающее деление, но оно, как мне кажется, очевидно. В рамках первой категории человек занимается собой, себе подобными, сообществом людей. В рамках второй - окружающим миром, той живой и неживой природой, в которой он живет.

Одной из основных проблем, с которыми приходится иметь дело любому человеку на протяжении всей жизни, является проблема взаимопонимания. Оказывается чрезвычайно сложным поставить себя на место другого человека, понять ход его мысли, понять его ассоциации. Поэтому неслучайным является включение гуманитарных дисциплин в программы естественнонаучных и технических ВУЗов, поэтому так же важно сообщить гуманитариям основные сведения из естественных наук, показать, что привлекает внимание "естественников" и дать понять особенности хода мысли этих "естественников", основанного на концепциях современного естествознания.

Раздробленность культуры (этика, религия, искусство, философия, наука как  одна из форм познания реальности, паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к фрагментарному видению реальности. "Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества, природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология) - знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о сознании и общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы, методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное - состояние, в котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~ что было исторически обусловлено. Но в реалиях интеграции научного знания (междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека, концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза является общенаучная теория прогрессивной эволюции.

Если основным признаком личности, ее психики является сознание, то главным признаком языковой личности является наличие языкового сознания и языкового самосознания. О развитии языкового сознания. Сознание иногда определяют как знание, которое с помощью различных знаковых систем (в том числе языка, также представляющего собой знаковую систему) может быть передано, чтобы стать достоянием других членов общества. Осознать – это, значит, приобрести потенциальную возможность сообщить, передать свое знание другому. Представления эти скорее бытовые, чем научные, однако они помогают перейти к научному определению понятия "языковое сознание".  
          Термин этот неоднозначен, в "Словаре лингвистических терминов" О.С.Ахмановой дается такое определение: "Сознание языковое... Особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в  
специфических чертах данного языка... " Определение исходит из представления о языке как хранилище культуры этноса, словаре как вместилище знаний о мире и т. п. Вспомним еще раз, что именно в языке запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Язык хранит историю движения народа по пути цивилизации, он отражает характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Язык впитал в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д.Ушинского о том, что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной язык, остались бессмертными. Поэту П.А.Вяземскому принадлежат строчки, которые образно и емко формулируют сказанное:  
             Для использования термина "языковое сознание " в личностном аспекте изучения языка приемлемо узкое (субъект - направленное) значение термина, обращенное к субъекту речи. В таком случае говорят о языковом сознании как совокупности знаний и представлений о языке, правилах и закономерностях функционирования его структурных элементов. Соотнесение термина "языковое сознание", употребляемого в узком смысле, с его употреблением в широком понимании, близком по значению ряду других терминов, таких, как "народное сознание", "языковое представление", "чутье языка народом", "языковая картина мира", "стратегия и тактика речевого поведения", "языковое чутье", "языковая компетенция", "чувство языка" и т. п., приводит к предметно-понятийным смещениям. Так, например, термин "чувство языка", входящий в этот ряд, в понятийном плане сближается с узким, субъект-направленным значением термина "языковое сознание", потому что определяется как конечный результат языковой практики, представляя собой в реальности точные знания, ставшие подсознательными. Оперируя понятием "языковое сознание", следует помнить, что за ним часто стоят достаточно отдаленные друг от друга реалии, поэтому не случайно состав термина иногда расширяется, приобретая при этом предметно-понятийную точность, и говорят о языковом сознании личности. В этом случае имеют в виду "те особенности речевого поведения индивидуума, которые определяются коммуникативной ситуацией, его языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоззрением, особенностями биографии и другими константными и переменными параметрами личности. "Нельзя не заметить, что эти параметры и в целом все речевое поведение личности зависят от ее коммуникативных умений. В первую очередь от речевых коммуникативных умений, рассматриваемых как такое практическое владение языковыми средствами, которое позволяет организовать речевое высказывание, оптимально решающее коммуникативную задачу. Признается, что выбор языковых средств, сам процесс понимания высказываний обеспечиваются как бессознательными механизмами, так и осознанными действиями.  
               Поскольку личность осознает лишь небольшую часть своего языкового поведения, уже упомянутое выше утверждение Н.М.Карамзина о том, что язык и словесность - главные способы просвещения и училище для юной души, обретает конкретное дидактическое наполнение. Действительно, словесность, художественная литература безгранично расширяют возможности для осознания языкового поведения, формирования языкового сознания личности, самого ее становления (образования).  

Литература:

Степин В.С. Становление научной теории. Мн., 1976.

Карпенков «Концепция современного естествознания» Москва, «Высшая школа», 1996-2003г.

 

Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. - М.,1989.-с.34.

 

 

 

 

Каковы  основные особенности организации эксперимента?

 

Естествознание - Раздел науки, основанный  на  воспроизводимой  эмпирической  проверке гипотез и создании  теорий  или  обобщений,  описывающих  природные явления.  Современное  естествознание   -   характеризуется   лавинообразным накоплением нового фактического материала и возникновением  множества  новых дисциплин  на   стыках   традиционных,   возрастанием   роли   теоретических исследований, направляющих  работу  экспериментаторов  в  вероятные  области обнаружения  новых  явлений.  Роль  эксперимента,  как  критерия  истинности

знания,  сохранилась.  Построение  современное  естествознания  исходит   из нескольких    принципов:    системности,    историчности,     эволюционизма, самоорганизации.

Современная теоретическая физика в своих исследованиях пользуется широким набором методов, реализующих все общечеловеческие способы познания через систему специфических приёмов, характерных именно для теоретического уровня исследования. К ним относятся метод мысленного эксперимента, ставящий своей задачей построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности (принцип относительности Галилея); идеализация, то есть выделение одного или нескольких необходимых условий существования объекта и сведение его действия к минимуму путём его изменения (молекулярно-кинетическая теория газов, теория тепловых двигателей Карно); формализация, построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; аксиоматический метод, строящийся на основе не требующих доказательства постулатов (геометрия Евклида, механика Ньютона, специальная теория относительности Эйнштейна); гипотетико-дедуктивный метод, создание системы связанных между собой гипотез, приводящей, в конечном счете, к утверждениям об эмпирических фактах (электродинамика Лоренца); метод восхождения от абстрактного к конкретному, выделение главной связи изучаемого объекта и открытие новых связей на основе изучение видоизменения главной в различных условиях; метод математической гипотезы.

Такой ход исследования, при котором  аппарат отчленяется от неадекватной модели, а затем соединяется с  новой теоретической моделью, характерен для современной теоретической физики. Заново построенная модель сразу же сверяется с особенностями аппарата. Согласованность же новой модели с математическим аппаратом является сигналом, свидетельствующим о ее продуктивности, но, тем не менее, не выводит новую теоретическую конструкцию из ранга гипотезы. Для этого необходимо еще эмпирическое обоснование модели, которое производится путем конструктивного введения ее абстрактных объектов. Средством, обеспечивающим такое введение, являются процедуры идеализированного эксперимента и измерения, в которых учитываются особенности реальных экспериментов и измерений, обобщаемых новой теорией. В истории квантовой электродинамики указанные процедуры были проделаны Бором и Розенфельдом. В процессе их осуществления была получена эмпирическая интерпретация уравнений теории и вместе с тем были открыты новые аспекты микроструктуры электромагнитных взаимодействий. Например, одним из важнейших следствий процедур Бора-Розенфельда было обоснование неразрывной связи между квантованным полем излучения и электромагнитным вакуумом.

Может показаться, и так считают  позитивисты, что теория теорией, а  результат эксперимента не зависит  ни от чего. Однако Фейерабенд подчеркивает, что не существует абсолютного языка  наблюдений, автономного по отношению к различным теориям, он определяется соглашением, подразумеваемым той или иной теорией. Например, бытовую эмпирическую ситуацию - удержание на весу чемодана - Аристотель опишет, как "я преодолеваю стремление чемодана к своему месту", Ньютон как "я преодолеваю силу гравитационного взаимодействия Земля-чемодан", а Эйнштейн как "я преодолеваю искривление пространства-времени". И измеряя, они измерят разное, явление же останется тем же. Таким образом, у сменяющих друг друга теорий нет общего эмпирического языка, и терминология эксперимента привязана к теории, а не к самому опыту. Тогда является ли наука, и в том числе "нормальная" наука, рациональной деятельностью? Нет, она просто миф, и ее развитие представляет собой создание все новых альтернатив, причем следует сопоставлять не теорию с экспериментом, а теорию с теорией. Ясного критерия демаркации не выдвигается, за исключением требования логической непротиворечивости. И только. Подтверждающие факты не обязательны. Само понятие истины упраздняется, и отражение истины целью науки не является. В рассмотрение включен субъект научной деятельности - ученый, научная школа, сообщество. Таким образом, в рамках эпистемологического анархизма личность человека обретает ценность и в ранее "запретных для ее влияния" естественных науках. Наука ничем не отличается от других сфер человеческой деятельности. Для науки высшим идеалом является эксперимент и теоретическое доказательство.

 

 

Литература:

Степин В.С., Томильчик Л.М. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Мн., 1970.

Найдыш «Концепция современного естествознания» Москва, «Гайдарики», 2000-2003г.

 

Немов «Психология» в 3 т. Москва, 1995-1996г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли для описания одного  и того же объекта одновременно использовать разные модели?

 

.  Принцип   системности  -  или   изучение  целостного,  составленного   из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой.  При этом  можно  рассматривать  как  первичные  неделимые  элементы  системы  их свойства, поведение и взаимодействие так и систему в целом,  ее  взаимосвязь с другими системами.  Часто  на  практике  исследуемая  система  сознательно упрощается  путем  ее  замены  моделью,  учитывающей  только  самые   важные элементы и процессы. По мере развития теории модели усложняются,  постепенно

Информация о работе Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»