Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения.

Содержание

1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
3. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

ксе контрольная.docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

 

1. Специфика  и взаимосвязь естественнонаучного  и гуманитарного типов культур.

 

2. Роль «наук  о природе» и «наук о духе»  в развитии культуры.

 

3. Необходимость  единства естественнонаучной и  гуманитарной культур в современном  обществе.

 

Введение.

Стремление  человека к познанию окружающего  мира бесконечно. Одним из средств  этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К  мировоззрению относится также  социальная установка на понимание  смысла жизни, жизненных идеалов, целей  общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий  и методологический подход к пониманию  мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским,         эклектичным      и       т.д.

         Естествознание, и его отдельные  отрасли являются некоторой системой  взглядов на всю природу и  на ее части.

         Основные понятия - <природа>  и <наука>. В широком смысле  слова природа - это все сущее  в бесконечном многообразии своих  проявлений, а в узком - природа  обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают  сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются  и систематизируются объективные  знания о действительности.

         Цель естествознания - раскрыть сущность  явлений природы, познать их  законы и предсказать на их  основе новые явления, а также  указать возможные пути использования  на практике познанных законов  природы. 

 

1. Специфика  и взаимосвязь естественнонаучного  и гуманитарного типов культур.

 

Культура - это  совокупность созданных человеком  материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность  эти ценности производить и использовать.

 

С помощью  данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

 

Именно эта  двойственность мира культуры и является, в конечном счете, основанием возникновения  двух ее типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого - чисто  природные свойства, связи и отношения  вещей, “работающие” в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры - гуманитарный - охватывает область явлений, в которых  представлены свойства, связи и отношения  самих людей как существ, с  одной стороны, социальных (общественных), а с другой - духовных, наделенных разумом. В него входят: “человековедческие” науки (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д.

 

Естественные  науки часто именуются “точными”, а гуманитарные - “неточными”. Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки  ни старались, достичь точности, строгости  и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания. Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо. Другое дело - человек, обладающий свободой воли. Нет таких законов в природе, которые бы однозначно предписывали человеку, по каким траекториям ему перемещаться, какой род занятий (гуманитарный или естественно научный) предпочесть или как свою страну обустроить. Гуманитарные науки “очеловечивают”, наполняют смыслом и ценностью холодно - безразличный к нуждам человека природный мир. И, в конце концов, что для человека важнее: знать, из каких клеток и тканей он состоит или в чем смысл его существования?

 

         Проблема различения «наук о  природе» и «наук о духе»   впервые была поставлена во  второй половине XIX в. такими философскими  направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндель-банд, Генрих Риккерт) и «философия жизни» (Вильгельм Дильтей). Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.

 

Объяснение - понимание. Истины в науках о природе  доказываются: объяснение одинаково  для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.

 

Генерализация – индивидуализация. Науки о природе  – для них характерен метод  “генерализующий” (выделяющий общее в вещах), а для наук о духе - “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

 

Отношение к  ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений  природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно  принимают “диктатуру фактов”, которые  должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его  собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам  по себе” - важнейшее достоинство  естествознания. Гуманитарные же науки  раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что  в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики.

 

Антропоцентризм есть представление о центральном  месте человека в мироздании в  целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится  в центре внимания, представляет собой  главную ценность и важнейший  объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

 

Идеологическая  нейтральность - загруженность. Идеология  представляет собой теоретическое  знание, в котором представлен  тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.

 

Субъектно-объектное  отношение. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. В сфере  же гуманитарной субъект (человек) и  объект познания (общество) частично совпадают.

 

Количество  — качество. Естествознание, как  известно, превратилось в полноценную  науку с тех самых пор, как  сумело опереться на экспериментально-математические методы. Именно упор на строго объективную  количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных  наук».

 

Гуманитариям  в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления  плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще  и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных  запретов. (Из гуманитарных наук разве  что у психологии есть обширная экспериментальная  база.)

 

Устойчивость  — подвижность объекта. Изучение степени устойчивости природных  объектов — дело необычайно благодарное. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица  или целая звезда практически  не изменились со времен древних греков. Для появления нового вида растений или животных тоже требуется не одна сотня, а то и тысяча лет. По сравнению  с масштабами человеческой жизни  природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима  с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения  нынешних россиян, к примеру, с некоторым  изумлением констатируют, что они  живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой  прошла их молодость.

 

2. Роль «наук  о природе» и «наук о духе»  в развитии культуры.

 

Вся наука, включая  естествознание, является одной из важнейших форм культуры, причем в  эпоху научно-технического прогресса  науку по праву считают ведущей  формой культуры, без которой немыслимо  современное производство материальных и духовных благ. Современные гуманитарные исследования не мыслятся без их технического оснащения - компьютеризации, оборудования психологических лабораторий, использования  радиоизотопных методов определения  возраста археологических находок  и т.п. Экспериментальный метод  из естественных наук проникает в  общественные и гуманитарные науки (социологию, психологию и др.). С  теоретизацией и математизацией наук связано распространение мысленного эксперимента. Связь между гуманитарными  и естественными науками не является однонаправленной. Так, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Все большее  значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов  и философов в сфере этических  и правовых проблем науки. Актуализируются  экономические и юридические  вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок. Наука  есть, прежде всего, систематизированное  познание действительности, воспроизводящее  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и т.д. Для  того чтобы возник мир науки (а  произошло это около 2,5 тысячелетий  назад), понадобилось достаточно много  самых разнообразных условий   — экономических, социальных, духовных.

 

         Европейской родиной науки считается  Древняя Греция. «Учеными» в современном  значении этого слова их сделал  пристальный интерес к самому  процессу мышления, его логике  и содержанию. Древнегреческие мудрецы  не просто собирали и накапливали  факты, суждения, откровения или  высказывали новые предположения,  они начали их доказывать, аргументировать,  т.е. логически выводить одно  знание из другого, тем самым  придавая ему систематичность,  упорядоченность и согласованность.

 

Благодаря различным  научным новациям античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук — физики, биологии и т.д. Но самое  важное — был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания. Перечислим их:

 

•        научное знание характеризуется  систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;

 

•        объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального  мира, а их своеобразные аналоги  — идеализированные объекты;

 

•        важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой  процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих  требований к методам познания;

 

•        научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности  языка, четко фиксирующего смысл  и значение понятий;

 

•        научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых  истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;

 

•        наука изучает не все явления  подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача —  искать законы, по которым эти явления  существуют.

 

 

 

 

 

3. Необходимость  единства естественнонаучной и  гуманитарной культур в современном  обществе.

 

Введение  постулата неразрывного единства гуманитарной и естественнонаучной культур (и  соответствующих типов наук) может  быть оправдано несколькими соображениями.

 

(А) И тот,  и другой типы культур суть  творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей  обособленности от природы продолжает  быть ее неотъемлемой частью. Он существо биосоциальное. Эта  объективная двойственность бытия  человека в общем не мешает ему быть созданием достаточно цельным и умелым. Так почему бы такую целостность не воспроизвести естественно-научному и гуманитарному типам культур?

 

(Б) Описываемые  типы культур и составляющие  их сердцевину науки активно  формируют мировоззрение людей  (каждый свою часть). В свою  очередь мировоззрение также  обладает характеристикой целостности:  невозможно правым глазом видеть  одно, а левым — совершенно  другое, хотя разница, конечно,  имеется. Мировоззрение человека (общие представления о том,  как устроен природный и социальный  мир в целом) не может быть  разорванным, половинчатым. Поэтому  гуманитарные и естественнонаучные  знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться, как бы мучительно (вспомним хотя бы многовековую войну религии с наукой) это порой ни происходило.

 

(В) Естественно  - научный и гуманитарный типы  культур и наук имеют массу  «пограничных» проблем, предметная  область которых едина для  того и другого. Решение таких  проблем заставляет их сотрудничать  друг с другом. Это, например, проблемы  экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку) и т.д.

 

(Г) Известно, что общественное разделение  труда повышает его эффективность  и порождает взаимозависимость  людей. Этот «разделительный»  процесс стягивает, консолидирует  социальные общности гораздо  сильнее, нежели выполнение одинаковых  трудовых функций. Нечто подобное  происходит и с размежеванием  гуманитарной и естественно-научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

 

В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной по мощи» по следующим проблемам:

 

•        интенсивное развитие естественных наук и создаваемых на их базе технологий способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование всего  человечества (ядерное оружие, генно-инженерные монстры и проч.); поэтому необходима гуманитарная экспертиза (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека), а  также этические, юридические и  другие ограничители такой научной  экспансии;

 

•        вполне «законным» объектом естествознания является и сам человек в качестве элементарной «химической машины», биологической популяции или  нейрофизиологического автомата; обойтись при этом без экспериментальной  проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы  допустимости таких экспериментов  лучше поручить наукам гуманитарным;

 

•        главное оружие естественных наук заключено  в их методах — способах, правилах, приемах научного исследования; учение о методах науки, а также их системная организация называются методологией; как ни парадоксально, но методология естествознания (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ применимости и т.д.) составляет также и предмет науки гуманитарного  профиля;

Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"