Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

Наука – это компонент духовной культуры, поэтому все процессы, которые происходят во всей системе культуры, отражаются и на науке.
Любая наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Человек, являясь живым существом и продуктом природы, создаёт внутри природы искусственный мир культуры. Человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нём, создавая образы, модели.

Содержание

1 Определение науки и ее место в духовной культуре……………………………6
2 Естественные, гуманитарные и технические науки,
их структура и проблематика……………………………………………………….9
3 Естествознание и техногенная цивилизация…………………………………...11
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ контрольная на сайт.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Будучи основным фактором материального производства, естествознание выступает мощной революционируюшей силой. Великие научные открытия всегда оказывали колоссальное воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, которые позволили создать всю машинную технологию цивилизации. Открытие в XIX веке электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники и т.д.

Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в естественном состоянии. Это обширная область человеческих знаний о природе: разнообразных природных явлениях, объектах, и закономерностях их существования и развития в целом.

Научное познание – это историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются для нас загадочными не потому, что они в принципы непознаваемы, а потому, что пока не сформировались средства и методы, способы их познания.

Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться без анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. В целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Раньше не всегда, и не во всех культурах наука занимала такое высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи возникает вопрос об особенностях цивилизационного развития, который стимулировал широкое применение в человеческой деятельности научных знаний.

В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Только в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, который связан с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ были просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией; затем, пройдя через этапы модернизации, они превращались в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее, сохраняли многие традиционные черты, которые потом превратились в своего рода гибридные образования.

Техногенная цивилизация - это особый тип социального развития и особый тип цивилизации. Определяющие признаки этой цивилизации, в известной степени, противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно важное событие – это всемирно-историческое изменение, которое связанно с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации и состоит оно в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность и вообще новое. Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Её преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения - демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия - в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира - стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.

Вторым и очень важным событием стало европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога. С культом человекобога и культом любви человека к Христу, с культом человеческого разума, который способен понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Это обстоятельство необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась расшифровка Божьего промысла, плана божественного творения, который реализовался в мире.

Затем в эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом утверждается и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Она проходит три стадии: сначала - прединдустриальную, потом - индустриальную и, наконец - постиндустриальную. Важнейшей основой её жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих новшеств в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, который основан на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным изменениям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает четко выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течёт от прошлого через настоящее в будущее.

Техногенная цивилизация существует уже чуть более 300 лет, но она оказалась чрезвычайно динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры - это мы видим повсюду, и сегодня этот процесс идет по всему миру.

Техногенная цивилизация в самом своем существовании определена как общество, которое постоянно изменяет свои основания. Поэтому в её культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные вырастают как возможные программы будущей жизнедеятельности, которые адресованы будущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные преобладающим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была преобладающей в культуре техногенной цивилизации на всех этапах её истории, вплоть до нашего времени. Эта идея была важнейшей составляющей того "генетического кода", который определял само существование и эволюцию техногенных обществ.

Список используемой литературы

1. Гуревич  П.С. Философия культуры. М.: «ИНФРА-М», 1998.

2. Панченко  А. И. Философия, физика, микромир. –  М.: Наука, 1968 .

3. Ахундов  М. Д., Баженов Л. Б. Физика на пути  к единству. – М.: Знание, 1985. (Новое  в жизни, науке и технике. сер. “Физика”, № 6, 1985).

4. Философия  и методология науки. // Под ред. В.И.Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

5. Кожевников  Н. М., Краснодембский Е. Г., Ляпцев  А. В., Тульверт В. Ф. Концепции современного  естествознания.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

6. Аистов  И.А., Голиков П.А., Зайцев В.В. «Концепции  современного естествознания» СПб.: Питер, 2005.

 


Информация о работе Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика