СМИ и политическая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 04:22, курс лекций

Краткое описание

Исходная посылка, определяющая структуру и содержание темы лекции состоит в признании того факта, что политическая коммуникация содержит в себе универсальные, обще социальные и собственно-политические составляющие. Забвение этого факта, обращение исключительно к общим чертам и игнорирование сущностных, особых черт политической коммуникации также неправомерно, как и анализ политической коммуникации без ее родовых, общих свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

В качестве примера выступает огромная Римская империя, которая была бы не возможна, если бы римляне не строили дороги. По ним перебрасывались легионы, а вместе с ними и авторитет императоров. Сегодня, благодаря авиации, радио слово правящих достигает самых отдаленных уголков земли, и большинство причин, которые раньше препятствовали образованию мирового правительства, таким образом, устранены. Можно утверждать, что современная коммуникация, обязующая нас улаживать в законном порядке международные требования различных систем радиовещания и аэросетей, неизбежно приведет к созданию аналога мирового правительства.

Теория общества коммуникации впитала в себя утопический идеал социальных изменений прошлого века, оказавшись в одном ряду с теориями поиска новых форм социально-политического устройства, однако она отличается предлагаемым видом общественного регулирования, так как теория коммуникации тесно связана не только с техническим прогрессом, но с иным определением человека, его социальных связей.

Конечно, далеко не все в философском и научном творчестве «отца кибернетики» Норберта Винера осталось актуально, но абсолютно очевидно наличие в его работах идей, весьма созвучных нашему времени. Остаются актуальными мысли Винера о проблемах и возможных социальных последствиях научно-технической революции, во многом созвучные нынешним воззрениям создателей теорий постиндустриального и информационного общества. Так, более четырех десятилетий назад, в самом начале «кибернетической эры», ученый предвидел приобретающую сегодня глобальный характер информатизацию общества, предсказывая, что в будущем развитию обмена информацией между человеком и машиной, машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль.

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 48

Все новые концепции коммуникации исходят из двух принципов. Во-первых, любой человек, находящийся в процессе коммуникации любой степени сложности, должен расцениваться как существо социальное. Во-вторых, анализируется не биологическая, но информационная природа социального существа. Иначе говоря, в процессе коммуникации нет более «человеческих существ», а есть «существа социальные», полностью определяемые их возможностями социальной коммуникации.

Сегодня термином «коммуникация» пользуются в различных научных кругах, где само слово может иметь совершенно разный смысл. Этот термин используют и в области СМИ, и для описания «новых технологий коммуникации». Для журналистов коммуникация – это, прежде всего все то, что касается прессы и аудиовизуальных СМИ. Так в газете «Монд» существует рубрика «Коммуникация», в которой публикуют материалы, затрагивающие различные аспекты функционирования СМИ, рекламы, изучения целевой аудитории и т. д. С другой стороны, термин «коммуникация» – это привилегия инженеров телекоммуникационных сетей; ее содержание в этом контексте связано с теорией информации, техникой передачи и новыми средствами компьютерной коммуникации.

Существуют также географы – специалисты по урбанистике, рассматривающие коммуникацию с точки зрения «путей сообщения» и транспортных перевозок. Для большинства же людей слово «коммуникация» является синонимом процесса общения друг с другом.

Этот семантический плюрализм совпадает с увеличением ценности, придаваемой коммуникации во всех ее формах, но не уточняя ее значения.

Науки о коммуникации безусловно испытали начальный «большой взрыв», и с тех пор они развиваются по дисперсионной схеме в сторону специализации, что благоприятствует их потенциальному становлению. В России внедрение коммуникации как предмета академического исследования осложняется сопротивлением, через которое прошла на начальном этапе кибернетика. Тот факт, что единой науки коммуникации не существует, доказывает, что само поле исследований разделено между двумя лагерями. С одной стороны, это специалисты естественно-математических наук, инженеры и технические исследователи, с другой – специалисты политических и социальных наук. Первые оспаривают научный подход вторых, которые в свою очередь обвиняют оппонентов в неумении разглядеть социальный и человеческий факторы в технических новшествах. Эти два подхода отличаются друг от друга прежде всего разницей культур: «технари» придерживаются «культуры рациональной очевидности», там где «социологи» – «культуры аргументации».

Одно из наиболее полных толкований политической коммуникации дано известным французским социологом Р. -Ж. Шварценбергом. Так, он определил это понятие как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами».

Конец XX века ознаменовался разочарованием и утратой доверия масс ко многим идеологиям. Однако деидеологизация не наступила. Старые идеологии меняют свое обличье и ищут новые способы завоевания сознания масс. Показателен в этом отношении либерализм, пытающийся обрести «второе дыхание» в идее коммуникации. Однако «общество коммуникации» и либеральное общество, отчасти дополняя друг друга, в ключевых моментах все же расходятся. Без сомнения, нарастающий конфликт между усиливающимся индивидуализмом, основой либерализма, и коллективным обществом – во многом (но далеко не во всем) является результатом коммуникации. Ядром новых противоречий является столкновение СМИ, как носителей утопических идей прозрачности и одновременно подчиненных политическим и экономическим интересам, и, с другой стороны, императивами частной собственности и социального разделения.

Норберт Винер, не будучи либералом, предупреждал, что если информация становится товаром, то энтропия, против которой она должна бороться, начинает развиваться в геометрической прогрессии. С его точки зрения, препятствование свободному потоку информации влечет за собой ее выхолащивание.

Развитие коммуникации долгое время не привлекало внимание большого бизнеса. Однако то, что раньше было бесплатным, теперь стоит денег: если когда-то простой обмен новостями ничего не стоил, то с появлением телефона и с последующим распространением коммуникационных сетей слово, в зависимости от расстояния и времени, стало платным. Если в прошлом веке капитализм регулировал исключительно рынок труда, то уже в 20-х годах нашего столетия он распространил свое влияние на сферу массового потребления и рекламу. Сегодня либерализм перенес рыночные отношения на область коммуникации, ибо его постоянная цель – поиск новых источников прибыли.

2

Наряду с видоизменяющейся ( и тем не менее сокращающейся) ролью идеологической символизацией, в современной политической коммуникации все большее значение в развитых странах Запада (а в большей мере и России) приобретает символизация в форме политической рекламистики. Ее появление в жизни современного информационного общества обусловлено рядом причин. Важнейшие из них это – растущая индивидуализация способов жизнедеятельности населения, ослабление прежних политических институтов (прежде всего партий) связывающих до этого власть и общество и многократное расширение технических возможностей передачи информации.

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 49

Обращая внимание на новую роль коммуникации, СМИ в политическом процессе и жизни общества в целом, те проблемы, которые порождаются этой коммуникацией (или сопутствуют ей), было бы не правомерным не замечать и тех возможностей, которые она открывает перед обществом и человеком. Применительно к особо занимающей нас политической сфере общества, прежде всего, необходимо отметить, что при всей упрощенности и ограниченности политического содержания сообщений современных СМИ, они все позволяют аудитории более или менее адекватно осознавать политические реалии. Упрощенность содержания этих сообщений в определенном отношении не зло, а благо, поскольку хотя бы на определенном уровне способствует пониманию политических реалий широкими слоями населения, фактически выключенных до этого из политического процесса.

То есть де – факто, как отмечает, А. И. Сольвьев, использование упрощенных форм при подаче информации делает политику доступной для простых граждан и помогает им сохранять политические ориентиры. [4]

 


Информация о работе СМИ и политическая коммуникация