Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, лекция

Краткое описание

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения.

Вложенные файлы: 1 файл

CommunicatTheory.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др.

Деятелъностное  слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуациях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера.

 

 

24. Обратная  связь в говорении и слушании.

Речевая коммуникация как процесс, как деятельность предполагает взаимодействие разных видов этой деятельности в зависимости от целеустановки и условий реализации.

Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена, каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации.

Под обратной связью в  ситуации (акт общения подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в действиях собеседников.

Для установления обратной связи в ситуации (акте) устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику понимать не только его слова, но и поведение в процессе общений (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим  поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив  обратной связи с собеседником, можно  ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого из коммуникантов на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание».

Умения слушания, развиваемые в .реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.

Типы ратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и| подразделяются следующим образом:

ф активное   слушание— слушание-сопереживание;

слушание-совет;

слушание-вопрос;

слушание-критика.

Трудности   получения   сообщения обычно связаны тем, что сообщение понято не полностью или неправильно.

-объективные   помехи  в   общении   —   физиологические   помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д.

-самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи.

Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

 

25. Применение  умений говорения и слушания  для повышения эффективности  коммуникации.

Причина, по которой  большинство людей не в состоянии  адекватно воспринимать слова собеседника (докладчика, руководителя), довольно проста: они просто не хотят и не умеют слушать, хотя роль слушания в процессе общения не менее, а иногда и более важна, чем роль инициативного говорения.

Слушание  и говорение — две стороны  одного процесса — устной речи, поэтому развитие умений в одном из этих видов речевой деятельности обязательно ведет к развитию реактивных умений.

Следующие умения называют основными для эффективного общения:

-умение производства — восприятия речевого материала на элементарном уровне: узнавание звуков, звукосочетаний, слов, понимание структуры предложения, установление смысловых связей между частями предложения, понимание его структуры;

-умение устанавливать смысловые связи между отдельными фразами, информационными единицами;

-умение использовать необходимые механизмы речи и речевые средства для передачи — получения информации и осуществления речевых действий;

-умение адекватно представлять предметы речевой деятельности (мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в учебных или естественных речевых действиях.

Поскольку предметом  речевой деятельности во всех ее видах  является смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действительности, мотивами говорящего и т.д.

Приобретение умений активного слушания происходит в  разных условиях и с разными целеустановками. Каждый человек в своем речевом развитии достигает тех уровней взаимодействия и взаимопонимания, которые наиболее полно реализуют его собственные мотивы, цели, планы общения.

Более эффективный слушатель  улавливает большее количество смыслов (мотивов, оттенков эмоционального состояния) в сообщении собеседника.

Зачастую однозначно понять и принять услышанное мешает наличие в речи говорящего таких слов, как большинство, высокое количество, много, скоро, существенный и т.д. Слушающему нужно уточнять, что говорящий подразумевает под ними.

 

26. Письменноречевая  коммуникация.

Представления о вербальной коммуникации как общении людей  в процессе их совместной деятельности подразумевают две формы общения — устную и письменную. Если в устноречевой коммуникации мы обращаем внимание на специфическую речевую деятельность говорящего и слушающего, то в письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего.

Письмо и  чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема — передачи информации.

Письменноречевая  коммуникация предполагает частичное  подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи — получения информации.

Продуктивным видам речевой коммуникации (говорению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ формирования и формулирования мысли.

По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо — продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение — внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.

Задача  участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности   выражения-восприятия  информации   независима временной отсроченности или условий протекания. Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельности. Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Главная  цель  овладения  навыками  и  умениями  письменной речи — развитие умений фиксировать  устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.

Чтение - это  рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но обладает рядом преимуществ:

-при чтении  восприятию и пониманию информации  помогает ассоциация «форма — значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтверждается на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

-при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

-для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании.

Стилистические  приемы:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.

2. План текста, прослушанного или прочитанного. Такой план строится в форме назывных предложений, вопросов.

3. Те з и  с о м называют краткую формулировку  какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики.

4. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.

5. Конспект — один из видов аналитико-синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости.

6. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-Источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку.

7. Аннотация — краткое связное изложение основного содержания текста-источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений заключенной в тексте информации, ее направленности, ценное и назначении.

8. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора ' фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.

Функции каждого  из перечисленных типов письменноречевого высказывания реализуются в зависимости от целенаправленной отсроченности, интуитивной обусловленности общения.

 

27. Навыки и  умения письма и чтения.

Письменная  речь реализует умения выражать мысли  в письменной форме Если человек с детства стремится писать аккуратно, четко, грамотно, у него со временем развиваются и прочие навыки, необходимые для формирования умений в письменноречевой коммуникации.

Умение писать базируется на следующих навыках:

-навыки начертания (изображения) знаков (букв) — навыки каллиграфии;

-навыки правильного перекодирования звуков речи в знаки письма — навыки орфографии;

-навыки построения письменного высказывания — навыки композиции;

-лексические, грамматические навыки.

Если человек  решил самостоятельно развить навыки письма, которые ранее не были у него сформированы, ему прежде всего нужно выяснить мнение компетентных лиц о своих письменноречевых произведениях и далее тренировать свои навыки путем списывания текстов, записи звучащей речи, написания небольших изложений.

Студентам крайне необходимо вырабатывать навыки и умения в Письме. На лекциях, семинарских и практических занятиях студенты записывают речь преподавателя в определенной форме (конспект, тезисы, заметки, планы и т.д.).

Соответствие  замысла говорящего и обратной связи, т.е. результативного конспектирования, зависит от следующих факторов:  языковой культуры говорящего и пишущего, общей культуры коммуникантов, знания конспектирующим предмета и, следовательно, содержания излагаемой информации.

Во-первых, индивидуальный характер конспекта обусловлен тем, что каждый человек обладает определенным базовым запасом информации и средств ее выражения. Конспектирующий фиксирует информацию таким образом, чтобы она составила единое целое с той, которая имеется в его памяти.

Во-вторых, конспектирующий применяет прием свертывания, опущения части изложенной лектором системы знаний, которая может быть восстановлена автором конспекта на основании другой зафиксированной им части. Наиболее распространенные формы свертывания — называние (частей, глав, абзацев и т.д.); свертывание информации по ассоциации (в дневниковых записях, в еженедельниках и т.д.).

В-третьих, при конспектировании обычно используется индивидуальный подход к сокращению слов, фраз, фрагментов текста. Хотя в учебной и научной литературе встречаются общепринятые сокращения типа и т.д., и др., т.е., для написания собственного конспекта каждый находит и вводит в обиход собственные приемы, символы, цифры.

Навыки и  умения чтения. Чтение — одно из важнейших средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает.

Информация о работе Основы теории коммуникации