Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, лекция

Краткое описание

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения.

Вложенные файлы: 1 файл

CommunicatTheory.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Тактика аргументации — способ наиболее эффективной подачи аргументов, формы реакции на контраргументы противника, приемы и методы достижения стратегической цели аргументации.

Корректные  тактические приемы:

-создание трудностей оппоненту;

-концентрация аргументов — накопление в поле аргументации таких доводов, которые независимо от других поддерживает собственный тезис и опровергают тезис противника;

-перекладывание тягот доказательства на плечи оппонента. В наименее выгодной положении оказывается тот, кто вынужден больше доказывать, поскольку это приводит к растрачиванию аргументов, делает позицию более открытой для критики;

-возражение оппоненту не должно быть поспешным.

Некорректные  тактические приемы:

-уклонение от темы;

-аргумент к личности — угрозы, инсинуации, намеки, разоблачения;

-демонстрация силы — угроза закрыть обсуждение вопроса.

Стратегия и  тактика аргументации составляют основные деловой коммуникации. При этом следование корректным тактическим приемам в процессе аргументирования собственной позиции, предполагающим уважение чувства собственного достойно оппонента, составляет основу  конструктивного  стиля  аргументации.

 

20. Устноречевая  коммуникация. Свойства и ситуативная  обусловленность устноречевой коммуникации.

Устноречевая   коммуникация  характеризуется   довольно   слабой подготовленностью, необратимостью, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложения информации.

Задача устноречевой коммуникации — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий. Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее понять смысловое содержание.

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации. Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о действиях.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.

Каждый  человек  в  процессе жизнедеятельности  вовлекается (последовательно или одновременно) в различные сферы: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производственную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицистического, делового и т.д.). Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной сит ции, разворачивающейся в той или иной сфере. Коммуникативный смысл взаимодействия, постигаемый собеседниками, выражается I отношении между целью речевого действия и его формой.

Типичную  коммуникативную ситуацию можно  представить как модель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия собеседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных ролях. Типичную ситуацию можно рассматривать как мотивационно-ориентировочную базу общения. В типичной ситуации наблюдается заданность обстоятельств действительности, отношений между собеседниками, мотивов и задач общения. Одним из основных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуниканта. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации представляет собой речевое (языковое) выражение системы, отражающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в речевом предъявлении.

В речевой  реализации каждой коммуникативной  ситуации участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения. Сравнение речевых ситуаций: преподаватель — студент, студент — преподаватель, коллега — коллега, руководитель — подчиненный и т.д. — показывает, что в каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языковых) параметров говорящего и слушающего.

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную аудиторию.

 

21. Виды устноречевой  коммуникации.

Говорение как  вид устноречевой коммуникации. Говорение –вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями.

В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть проблемы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации, использовать адекватные способы выражения содержания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает даже хорошим специалистам защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки.

Основная  единица говорения - производство конкретного  слова, предложения в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.

Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.

Если в процессе говорения  не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или  невербальными средствами, то можно  заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации этой ситуации.

Слушание - рецептивный  вид речевой деятельности, посредством  которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Основная  задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая.

Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.

Чтобы избежать ошибок в  общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения, предмет общения и т.д.

Единицей  слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи.

 

22. Умение говорить.

Формирование умений в устноречевой деятельности тесно  связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания, удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста, объединять смысловые части в целое речевое сообщение.

Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:

-социально-культурного — исторических традиций, норм и правил;

-индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;

-ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.

Перечень  умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных  видов речевой деятельности:

1. Умения говорения  (высказывания), формируемые на  базе слушания:

-запомнить  и удержать в памяти содержание  устной информации

-воспроизвести  в нормальном темпе полученную  информацию по памяти;

-воспроизвести  в заданное время усвоенную  информацию изменениями, дополнениями;

-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и пере вать ее в высказывании.

2. Умения говорения,  формируемые на базе  чтения:

-понимать  и воспроизводить устно содержание  прочитанного текста (или его части);

-запоминать  и держать в памяти содержание  прочитанного текста;

-пополнять,  конкретизировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст.

3. Умения говорения,  формируемые на  базе  письма:

-сопровождать  устный комментарий речевых действий записью формул, уравнений, цитат;

Как правило, говорящий  выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя.

Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению

неточность  высказываний;

неуместное  использование понятий, терминов, ссылок, цитат

чрезмерное  использование иностранных слов;

высокий темп изложения информации;

витиеватость  изложения;

наличие логического  противоречия;

неадекватные  интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;

Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий:

1) определить, с какой  целью вы будете говорить: отвечать вопросы,  излагать факты  или  собственное  мнение;

2) продумать  способ изложения информации;

3) предварительно выяснить  степень владения предметом держания речи собеседниками;

4) выполнить  несколько тренировочных упражнений  на произношение в речи лексических и грамматических конструкций;

5) продумать  вопросы к слушателю или аудитории.

 

 

23. Умение слушать.

Сравним понятия «слушать»  и «слышать». К.Дж. Мерфи счичает, что слышать — значит улавливать ушами звуки и слова, а слушать — это способность распределять по категориям и отрабатывать всю ту информацию, которую человек слышит и делать заключения, выводы.

Ведущим началом  любого общения и любого вида речевой  деятельности является коммуникативно-речевое побуждение, мысли партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме.

В ведущих компаниях, предприятиях, фирмах, хорошо известных на мировом рынке, а следовательно, на мировом коммуникативно-деловом пространстве, решению проблем межличностного общения уделяется огромное внимание. Так, корпорация «Сперри» известна как фирма, где «умеют слушать». Специалисты-коммуникаторы этой корпорации установили: чем «правильнее» люди слушают друг друга, тем лучше воспринимают новую информацию, новые идеи. Умение слушать уменьшает стрессы и предотвращает конфликты, помогает сотрудникам, работающим с клиентами, более эффективно преодолевать барьеры общения.

Умение слушать  эффективно — важное умение для  делового человека. Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до 55% времени.

Умения    слушания    лекции   можно разделить на группы:

1) извлечение  содержательно-фактуальной информации  из услышанного текста:

2) извлечение  содержательно-концептуальной информации:

Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими), определяющими успешность развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (слушание, чтение) видов речевой деятельности.

Реакция людей  на услышанное зависит от целей и  условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова.

В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, внимания и реагирования.

Выяснителъное слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения нов их данных по известной теме, понимания деталей содержания, пожимания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, понимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы.

Информация о работе Основы теории коммуникации