Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:44, лекция

Краткое описание

Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения.

Вложенные файлы: 1 файл

CommunicatTheory.doc

— 582.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы.

 

43. Структура  и динамика коммуникации в  малой группе.

При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

-структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);

-структуру связей, возникающую в процессе общения (ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы.

Проводились исследования, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сложившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радикально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач.

Виды централизованных коммуникативных структур:

-фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга.

-радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо.

-иерархическая — структура с двумя и более уровнями подчинения членов группы.

В   децентрализованных сетях участники равны,   каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Вместе с  тем, как показывают исследования, общая  удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее.

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации.

На практике выбор  той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач.

 

44. Прагматика коммуникации в малых группах.

Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений.

Переломным моментом в  исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми; жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимодействие семьи как группы с другими группами.

Основным  потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позволят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация групп по принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момнт времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуальные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные исследования показывают следующее: чтобы члены группы оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определенные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Еще одним  феноменом, возникающим в процессе группового суждения, выступает так называемая групповая поляризация. Ряд последователей придерживается мнения о существовании тендеции преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных  условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.

 

45. Понятие  массовой коммуникации.

Массовая  коммуникация - процесс распространения  информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с  помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др).

Средства массовой коммуникации (СМК) — это передатчики, благодаря которым происходит распределение информационных сообщений на большие территории;

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

-социальной  значимостью   информации,   способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

-массовостью аудитории, которая вследствие ее анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений.

Уникальность коммуникационного  процесса в СМК связана с  его следующими свойствами:

диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

мулътиплицирование  — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

симулътанностъ  — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

репликация— свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

 

46. Структура  и функции массовой коммуникации.

Различные подходы  к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Коммуникаторы. На первом месте в модели Лассуэлла располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для распространения профессионально нанимаются коллективы и группы людей, которые называются адресантами. В их задачу входит подготовка информации для потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.

При исследовании институциональной  природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».

«Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает.

«Издатели» - владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. «Издатели» подразделяются на медиократов (владельцы средств массовой коммуникации) и спиндокторов (люди, которые в силу авторитета и власти имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщний).

Массовая информация. На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит  от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная и др. Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию

Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лас-суэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.

Современная система СМК подразделяются на три  вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.(пресса, радио, телевидение, информационные службы, PR).

Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.

Информатика - это система средств обработки  данных при по вычислительных машин (компьютеров).

Массовые аудитории. На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут  быть устойчивыми или неустойчивыми  в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение и др.).

Реакция аудитории. На пятом месте в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации. Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию:

-реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях;

-явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не являющиеся);

Информация о работе Основы теории коммуникации