Культура делового общения и официальные переписки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:23, реферат

Краткое описание

В нашей стране долгое время деловые контакты в управленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Возможность предпринимательской деятельности потребовала от начинающих бизнесменов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться

Содержание

1. Ораторская речь
2 . Специфика общения
3. Цель и идеи выступления
4. Построение выступление
5. Успешное выступление
6. Выводы и рекомендации по теме
7. Официальные переписки
8. Заключение
9. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

DO.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

4. Сокровенные.

 

 

 

Определив цель выступления можно сформулировать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса — «царствующей мысли», как выражался М.М. Сперанский. Вызывает сочувствие человек, который долго пробивается к трибуне, получает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно доказывает, а услышав, что его время истекло, кричит: «Так я же не сказал, что хотел!»

 

Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы. Этот военный термин очень точно отражает суть проблемы: неверна стратегия — словесные залпы окажутся холостыми. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. Например: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том, что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.

 

Задача выступления = цель + основная идея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Глава 4

                                Построение выступления

 

Как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления — расположение материала и соотношение его отдельных частей.

Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение.

Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. В основной части излагается сама тема.

Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности.

Второй принцип композиции — усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.

Третье требование к композиции — экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами:

 

 

 

 

 

1. Минимальными средствами  донести до слушателей основную  идею выступления.

2. Держать всё время  слушателей в напряжении. Существуют  следующие основные способы изложения:

1) ступенчатый — материал  очередного вопроса базируется  на предыдущем;

2) концентрический — рассмотрение  данного явления со всех сторон;

3) спиральный — переход  от общего, относительно поверхностного  изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому  анализу; 4) хронологический — рассмотрение  процесса или явления в становлении;

5) логический — системно-структурный  подход к явлению, без обращения  к его истории;

6) дедуктивный — переход  от общих положений к конкретной  ситуации и вывод на основе  этого;

7) индуктивный — переход  от анализа фактов, явлений к  обобщениям;

8) сравнение, сопоставление  явлений, процессов или событий;

9) анализ проблемы.

На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.

Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.

 

Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего». Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.

Самые распространенные композиционные недочеты выступления:

1) нет вступления или  оно слишком затянуто;

2) изложение не подчинено  главной идее;

3) непоследовательно или  неинтересно построено изложение;

4) используется всего  один-два приема изложения;

5) несоразмерность материала  выступления;

6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может  остановиться, время от времени  обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...».

В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом. Завершить выступление помогает концовка — пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т.д. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин (первые фразы) связан с концовкой — это так называемая рамочная структура выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Глава 5

                                 Успешное выступление

 

Красноречие — это дар, позволяющий

нам овладеть умом и сердцем собеседника,

способность втолковать ему или

внушить ему все, что нам угодно...

Ж. Лабрюйер

(французский писатель XVII в.)

 

Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.

Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия. - Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.

Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт.

 

 

 

 

Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Непроизвольное, или неволевое, внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается  с чем-то необычным, неожиданным;

2) в поле зрения или  слуха человека попадает то, что  его волнует, заботит, соответствует  практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий  свою интенсивность или контрастный  раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью. Если говорить о слушании, произвольное внимание зависит от сложности вопроса и физического состояния слушающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

«Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей.

 

 

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего Изложения. Поддержанию внимания аудитории

способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Главное — заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистичным по духу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Глава 6

                          Выводы и рекомендации по теме

 

Правил успешного выступления очень много и разнообразны в зависимости от темы и цели. Но есть общие правила для всех выступлений.

Подготовка выступление заранее. Изучение темы, цели и аудитории.

Очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней.

Непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору.

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

Зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Юмористическая окраска эпизодов, остроумные замечания в процессе содержательного выступления позволяют слушать такого оратора как угодно долго. Однако чувство юмора — природный дар.

Прибегать к провокации: заявлять нечто, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней прийти к конструктивным выводам.

Стиль одежды должен подчеркнуть самую сильную сторону.

Выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения, способны заворожить слушателей.

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент.

Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Они произносятся с разной интонацией, и это тоже оживляет речь.

Помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем.

Изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза. Так называемые «освежающие отступлениям» звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания.

Следует избегать в публичных выступлениях.

Читать всю речь по бумажке.

Стоять неподвижно.

Говорить о своем волнении.

Употреблять слова паразиты.

Стоять за трибуной – это барьер между публикой и вами.

Привлекать внимание к чужим неудачам.

Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

 

 

 

                                                   Глава 7

                                    Официальные переписки

 

Стиль служебной переписки всегда изменяется в зависимости от языка и традиций различных стран, однако он тем не менее подчиняется некоторым общим правилам, определяемым международной практикой и условностями. Протокол официальной переписки, целью которого является оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом, строится таким образом, чтобы отношения между государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Официальные лица обязаны со всей тщательностью соблюдать эти правила.Можно с полным основанием утверждать, что в этих вопросах форма часто так же важна, как и самое содержание. Прежде всего отправитель письма должен обратить внимание на правильность написания фамилии адресата и его титулования (по рангу или по должности). Фактически это не более чем требование обычной вежливости. Далее необходимо точно придерживаться в тексте письма и в его конце предписанных форм вежливости. Эти формы обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата, и всякое изменение этих форм может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. В неясных случаях эти формы могут видоизменяться, но следует помнить о том, что есть люди, которые щепетильны в подобных вопросах, и что лучше написать слишком много, чем слишком мало.

Информация о работе Культура делового общения и официальные переписки