Комуникация как процесс и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить основные процессы и тенденции, характеризующие формирование и современное состояние паблик рилейшнз в России. И раскрыть тему коммуникации её процесс и структуру. Задачи контрольной работы:
Проследить историю возникновения развития PR в России;
Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
Раскрыть сущность коммуникативного процесса;
Рассмотреть структуру коммуникации.

Вложенные файлы: 1 файл

коммуникация как процесс и структура.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Метод моделирования,  широко используемый в коммуникативистике, позволяет не только объяснить содержание коммуникативных процессов, выполняя при этом функцию познания объективной коммуникативной реальности, но и ориентирован на управленческие задачи. Так, упрощенное схематизированное представление реального коммуникативного процесса необходимо как инструмент управления: прогнозирования и проектирования реального коммуникативного пространства.

Модель коммуникации – это схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимый инструмент изучения и управления коммуникативным процессом.

Таким образом, коммуникативный процесс можно представить в виде структуры, отраженной  в модели коммуникации. В настоящее время в коммуникативистике имеется ряд моделей реально существующих явлений: предметные, знаковые, структурные, поведенческие. Каждая из них по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации.

 

2.1 Простейшая модель коммуникации.

«Участник общения А à сообщение à участник общения В à обратная связь à  Участник общения А».

Еще Аристотель выделял такие компоненты коммуникации: оратор—речь—аудитория. Сегодня мы бы сказали: «коммуникатор—сообщение—коммуникант». Эта триада присутствует во всех моделях коммуникации, составляя ее ядро.

Рассмотрим структуру коммуникации. В нее входят такие элементы (компоненты):

• источник (или отправитель);

•   сообщение;

•   канал;

•   получатель;

•   обратная связь.

Источник. Это создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:

•   организация;

•   индивид;

•   группа индивидов.

Сообщение. Это информация, которую источник передает получателю. Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме, но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т.е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.

Канал. Это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы — передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т.д. Важно правильно выбрать канал, чтобы обмен информацией был эффективным. Канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.

Получатель. Лицо, которому предназначена информация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он будет знать, что именно имел в виду отправитель. Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен. Эти действия есть обратная связь.

Обратная связь. Это реакция получателя на сообщение источника. Это и учет источником реакции получателя на сообщение. Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее.

Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.

Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы.

1.  Зарождение идеи.

2.  Кодирование и выбор канала.

3.  Передача.

4.  Декодирование.

На каждом из этапов процесса смысл может быть искажен или даже полностью утрачен. Причины искажения могут быть самыми разными и варьировать от языка (в вербальном и невербальном оформлении) до различий в восприятии, а также в организационном статусе между руководителем и подчиненными. Различия в восприятии меняют смысл сообщений, а различия в статусе затрудняют точную передачу информации.

Факторы, которые снижают успешную коммуникацию, называются коммуникативными барьерами. Эти барьеры различают как макробарьеры и микробарьеры. Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. К ним относятся:

•   перегрузка информационных каналов и искажения информации;

•   потребность во все более сложной информации;

•   интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.

Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Это:

•   отношение источника (отправителя) информациик получателю (адресату);

•   отношение адресата к источнику информации;

•   восприятие получателем смысла многозначных слов;

•   отсутствие обратной связи.

Задачей менеджера является свести к минимуму потери и искажения смысла информации при движении ее по коммуникационным сетям.

 

2.2 Коммуникационная сеть. Формальные и неформальные коммуникации. Проблема слухов.

Понятие «коммуникационная сеть» является очень важным в вопросе коммуникаций. Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков.

Если в коммуникации участвуют более двух человек, то способов коммуникаций между ними может быть достаточно много.

Выбор подходящего для данной организации способа связи участников коммуникационного процесса учитывает следующие обстоятельства:

•   время;

•   надежность;

•   отношение членов организации к принятой в ней коммуникационной схеме.

Это означает, что для нормальной жизни организации и решения ею своих проблем информация от руководителя к непосредственному исполнителю и обратно не должна «застревать» на промежуточных уровнях управления; вся информация должна доходить по назначению, а любая ошибка в работе обнаруживаться быстро, тогда не придется переделывать работу всей группы; люди должны быть удовлетворены существующими коммуникациями.

Коммуникации в организации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Среди формальных коммуникаций выделяют:

  • вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
  • горизонтальные — между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:

  • восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
  • нисходящие, осуществляемые сверху вниз.

Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации и осуществляются по неформальным каналам, которые существуют в силу личных отношений между членами организации.

С существованием неформальных коммуникаций связана проблема слухов в организации. Слухами называется любая информация, которая получена по неофициальным каналам коммуникации. Слухи возникают, если сотрудники испытывают недостаток информации, предоставляемой по каналам формальных коммуникаций, если информация поставляется нерегулярно, с запаздыванием.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:

•   предстоящие сокращения работников;

•   новые меры по наказаниям за опоздание;

•   изменения в структуре организации;

•   грядущие перемещения и повышения;

•   подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

• кто кому назначает свидания после работы. Существуют две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:

•   распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;

•   поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной связи.

Эффективность коммуникационных сетей организации, как формальных, так и неформальных, определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата, и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по коммуникационным каналам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Одним из феноменов современной мировой культуры, безусловно является PRПривнесённый в Российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый как эффективное средство формирования необходимого общественного мнения. PRпредставляет всё больший интерес для отечественных исследователей.

Стоит признать, что PublicRеlations – это уже сформировавшаяся профессия и даже наука со своими принципами, законами и методологией, которая всё больше и больше становится неотъемлемой частью нашей жизни.

В контрольной работе обобщен собранный материал и описан каждый из основных этапов эволюционного развития российского PublicRеlations.

Охарактеризовав и проанализировав каждый этап эволюционного становления PR в России, можно сделать вывод: наиболее прогрессивное развитие российской сферы связей с общественностью приходится на последние 10 – 15 лет, что в первую очередь связано с установлением демократии в нашей стране.

Современный пиар представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный феномен, который продолжает развиваться и видоизменяться под воздействием новых экономических, политических, социокультурных и технологических условий.

В теме «Коммуникация как процесс и структура», раскрыта сущность коммуникативного процесса и рассмотрена структура коммуникации. Раскрыта простейшая модель коммуникации. Отражены понятия как коммуникационная сеть, формальные и неформальные коммуникации. Рассмотрены проблемы слухов. 

Раскрыв сущность коммуникативного процесса и рассмотрев структуру коммуникации, можно сделать вывод: коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия. И менеджер тратит на нее от 50 до 90% своего рабочего времени. С помощью коммуникации руководство может координировать деятельности как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Без коммуникационных процессов невозможна совместная работа коллектива. 

Невозможна и деятельность самого предприятия, так как любое предприятие - это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (потребителями, конкурентами, поставщиками, государством и пр.), способом взаимодействия с которой и является коммуникация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Алёшина И. Паблик рилейшенз для менеджеров и маркетёров. – М. Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1997.-256 с.
  2. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990
  3. Варакута С. А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. Пособие. М., 2001 (сер. «Вопрос-ответ»)
  4. Кузнецов В. Ф. связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для вузов. М., 2005
  5. Маркони Дж. PR: полное руководство / Пер. с англ. Д.Р. Геренава, Ю.П. Леоновой. М., 2006.
  6. Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 315 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  7. Тульчиеский Г. А. Паблик рилейшенз: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – СПб., 1994.-80с.

 

 

 

 


Информация о работе Комуникация как процесс и структура