Политические процессы: сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:
1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);
2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Содержание

1. Понятие «процесс» и его формы
2. Структура политического процесса:
a) Общие и частные политические процессы;
b) Общий политический процесс и тенденции его развития;
c) Частные политические процессы: структура и характеристики;
d) Этапы развития частного политического процесса
e) Типология частных политических процессов.
3. Общий политический процесс в современной России.
4. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА (Филиал)ОУП ВПО

АКАДЕМИИ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В  г. Севастополе

Кафедра гуманитарных, социальных, профсоюзных

и естественнонаучных дисциплин

 

Контрольная работа

По дисциплине «Политология»

На тему «Политические процессы: сущность и структура»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 3 ЮЗ-1 Божко П.С.

Проверил: доц. каф. Щербинина О.О

 

 

 

                                                          

 

 

Севастополь

2012  

   СОДЕРЖАНИЕ:

 

      1. Понятие «процесс» и его формы

      2. Структура политического процесса:

      a) Общие и частные политические  процессы;     

      b) Общий политический процесс  и тенденции его развития;     

      c) Частные политические процессы: структура и характеристики; 

      d) Этапы развития частного политического  процесса           

      e) Типология частных политических  процессов.     

      3. Общий политический процесс  в современной России.     

      4. Различные концепции и подходы  в оценке политических процессов.

      Заключение

       Список используемой литературы

 

 

 

 

1. Понятие "процесс" и его формы

 

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние   какого-либо  объекта  (сразу заметим  что в данном  случае  понятие "объект"  по   своему   содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);

2) совокупность последовательных  действий для достижения определенного результата.  Таким  образом,  это  понятие  имеет  универсальный   характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных  науках:  в экономической теории, истории, философии, психологии, в  правовых  науках  и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные  процессы  в  своей  совокупности составляют ФОРМУ существования  и  функционирования  общества.  Например,  в экономической сфере  широкомасштабными  и  постоянными  процессами  являются производство  товаров  и  услуг  их  распределение,  обмен  и   потребление. Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно  протекают  в социальной,  культурной,  во   всех   других   сферах   общества.   Конечно,

политическая  сфера  общества  не  исключение.  Более   того,   политические процессы  свидетельствуют  о  том,  что  политическая  система   существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Другими словами,  они  служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.  Политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах. В самом широком смысле политические процессы есть  форма  политической активности общества.  Исключительное  многообразие  этой  активности  и  тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель,  разную степень  предсказуемости  результата  и  многие  другие   различия,   весьма затрудняют   научные   исследования   политических   процессов,    порождают многообразие  точек  зрения  по  одним  и  тем  же   вопросам.   Можно   без преувеличения сказать, что если провести конкурс на  самый  высокий  уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то  тема,  посвященная политическим процессам, займет  первое  место.  И,  тем  не  менее,  степень научной разработанности политологических  проблем  в  целом  и  политических процессов в  частности  позволяет  достаточно  четко  увидеть  разновидности политических процессов, провести их классификацию.

 

 

Структура политического процесса

 

1. Общие и частные политические  процессы

 

Специфическая особенность политических процессов  заключается  в  том, что их невозможно изучать как  единую  массу.  В  совокупности  политических процессов выделяются две группы – общие  и  частные.  Политические  процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной  жизни,  но  и содержанием, формами протекания, целями  и  результатами.  Поэтому  изучение политических процессов не может быть организовано  иначе  как  в  раздельном постижении общих и частных политических  процессов.  Однако  сразу  отметим, что эти две группы  процессов  нередко  связаны  между  собой.  Более  того, частные  политические  процессы  могут  оказывать  существенное  влияние  на содержание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

Итак,  что  понимается  под  общим   политическим   процессом?   Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене  состояния  его политической системы.

Частные  политические  процессы   –   это   различные,   исключительно многочисленные  формы  политической  активности  общества,  направленные  на реализацию  определенных  политических  целей,  не  затрагивающих  состояние политической системы общества в целом. Соответственно  частные  политические процессы   проявляются   в   исполнении   представителями    власти    своих непосредственных  функций  (в  частности,  по  управлению  обществом).   Эти процессы также отражают различные пути презентации различными  политическими

партиями,   общественными   движениями   и   отдельными   гражданами   своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах,  а  также в митингах, уличных шествиях и  т.д.).  К  частным  политическим,  процессам относятся различные формы  принятия  и  реализации  управленческих  решений. Процессы могут протекать  на  государственном  уровне,  в  регионе,  городе,

деревне, внутри разных социально-демографических  групп,  классов,  наций;  в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д.  Не  смотря  на  великое множество и разнообразие частных политических процессов,  их  реализация  не ведет к существенным изменениям политической системы общества. Например,  не ведет к смене  тоталитаризма  демократическим  политическим  режимом  или  к замене монархии республикой и др. Как уже было отмечено, данные две группы политических процессов  имеют

свои  закономерности  развития,  свои  механизмы,  формы,  цели.  Рассмотрим вначале общий политический процесс.

 

2. Общий политически процесс  и тенденции его рецензия.

В  совокупности  протекающих   в   обществе   политических   процессов исследователи  выделяют  форму,  которая  отражает   движение   политической системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество.  Речь  идет о процессе политического развития  государства.  Сразу  отметим,  что  общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он  отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает  в трех известных формах эволюция, революция, кризис. Эволюция – основная и  наиболее  распространенная  форма, означающая    постепенные    изменения    политической    системы     страны (количественные  и качественные):  в расстановке   политических   сил,   в политическом  режиме  (нарастание  демократических  или  антидемократических тенденций), в структурах политической власти и т.д. Постепенность перемен, как  характерная  черта  эволюции  общественной

системы, предполагает, что в отдельные  периоды  общий  политический  процесс протекает в  формах,  которые  не  выводят  политическую  систему  за  рамки сложившихся отношений между институтами политической  власти  и  гражданами. Речь  идет  о  простом  воспроизводстве  правящими   властными   структурами сложившихся отношений между властвующей элитой страны той  страны,  с  одной стороны, и электоратом, политическими  партиями,  общественными  движениями, органами местного самоуправления и т.д. – с  другой.  В  этих  условиях  все

попытки политических нововведений отступают  на второй  план  в  сравнении  с установившимися традициями и преемственностью в политической жизни. Однако в рамках эволюционной формы общий  политический  процесс  часто

выражается  в качественных и количественных изменениях политической  системы. Эти перемены отражают развитие политической системы. Как правило, речь  идет о том, что политическая власть находит  адекватные  меняющемуся  соотношению политических сил внутри страны и на международной арене  методы  организации политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных  групп населения  используются  новые  и  более  гибкие  стратегии   и   технологии властвования. Эволюционный режим развития политического  процесса  позволяет решать политические проблемы  по  мере  их  возникновения  и,  что  особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело. Сущность революционной формы развития  общего  политического  процесса означает "коренной поворот в жизни  общества,  в  ходе  которого  происходит смена  государственной  власти   и   господствующих   форм   собственности". (Политологический словарь М,:  Луч,  1994.  Ч.  П.  С.  105.)  Политическая

революция  связана  с  насилием,  вплоть  до   вооруженной   смены   власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов. Политическая революция, как  правило,  сопровождается  многочисленными жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей. Наконец третьим  состоянием  (формой)  общего  политического  процесса

является  политический кризис. Его  главный  показатель  –  потеря  властными структурами контроля над развитием крайне  обострившихся  противоречий.  Эта форма общего политического  процесса  характеризуется  разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической  и других сфер, нарастанием недовольства народа и  т.д.  Причины  политического кризиса в основном лежат в области  экономических  и  социальных  отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо  проведение  реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от  политической революции  политические   кризисы,   как   правило,   не   ведут   к   смене государственного  строя,  однако  это  драматические   периоды   в   судьбах общества.

Очевидно, что с развитием общества меняется  соотношение  форм  общего политического процесса, меняются  тенденции.  В  частности,  с  уверенностью можно сказать, что политическая революция  все  более  становится  угасающей

закономерностью в политической жизни общества. Тот  факт, что  революция  как форма общего политического процесса в современном мире становится все  более редким явлением, имеет свои причины. Другая важная тенденция в развитии  общего  политического  процесса  в наши дни – нарастающая его демократизация.  В  данном  процессе  сокращается диапазон использования насилия для  достижения  политических  целей.  Внутри стран  и  в  международной  жизни  происходит  демократизация   политических институтов. В рамках общего  политического  процесса  все  шире  применяются механизм  согласования  интересов  различных  социальных  слоев  общества  и отдельных  граждан,  поиск  и  достижение  консенсуса.  В   этом   отношении примечателен,  например,  такой  факт  из  практики  ООН:  на  13-й   сессии Генеральной Ассамблеи данной организации с помощью консенсуса и  единогласно

было  принято 35% резолюций, а на 40-й сессии – уже 70%.

Итак,  общий  политический  процесс  отражает  динамику   политической системы общества в целом, смену ее состояний. Другими словами, речь  идет  о смене   форм   государственного   устройства   (форма   правления,    методы

осуществления  власти,  национально-территориальная  организация),  а  также политического режима (тоталитаризм, авторитаризм демократия).

В отличие от общего политического  процесса, который отражает  движение политической системы общества в  целом  и  проявляется  в  смене  состояний, частые политические процессы (как  это  следует  из  их  названия)  касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего  политического процесса своей структурой характеристиками,  типологией,  этапами  развития. Рассмотрим эти их отличительные черты более подробно. 

3. Частные политические процессы: структура и характеристики

Структурными  элементами  частного  политического  процесса   являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель.  Информация

об  этих четырех составляющих процесса дает достаточно  точное  представление о нем. Изложим их суть. Конкретная  причина  возникновения  частного  политического  процесса.

Заметим,  что  начало,  и   движение   данного   процесса   предопределяются появлением проблемы или  противоречия,  требующего  своего  разрешения.  Это может быть проблема, затрагивающая интересы  сравнительно  небольшой  группы

людей  либо  интересы   широкой   общественности.   Например,   недовольство существующей  в   стране   системой   налогообложения   может   инициировать законотворческий процесс  по  ее  изменению.  Кризисное  состояние  общества инициирует процессы достижения политической и экономической стабильности. Объект частного политического процесса. Речь  идет  о  той  конкретной политической проблеме, по поводу которой развивается  политический  процесс.

Эго могут быть самые разнообразные  проблемы:

1) возникновение и необходимость  реализации каких-либо политических интересов;

2) создание новых  политических  институтов,  партий,  организаций, движений, блоков и т.д.;

3) реорганизация властных структур, изменения в системе  разделения властей, создание нового кабинета министров;

4) поддержка существующей политической  власти, организация  мер  по ее легитимации;

Субъект частного политического процесса другими  слова, кем инициирован политический  процесс.  Это  может   быть   какой-либо   орган   в   системе политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или  даже

Информация о работе Политические процессы: сущность и структура