Влияние средств массовой информации, рекламы и информационных технологий на общественное и индивидуальное сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить отношение к рекламе и оказание влияния на психику разных слоев населения
Задачи:
- Изучить литературу и другую информацию по данной теме.
- Определить, какое именно влияние оказывает реклама, СМИ и
информационные технологии на психику человека
- Продумать ход эксперимента

Содержание

Введение 2
Глава 1. Значение СМИ, рекламы и информационных технологий 4
1.1. Значение и влияние СМИ (средств массовой информации) 4
1.2. Реклама и её влияние на общественное и индивидуальное сознание.12
1.3 Методы влияния компьютерных технологий на общественное и индивидуальное сознание 13
1. 4. Влияние СМИ на детей и подростков ……………………………….16
Глава 2. Исследования влияния рекламы, СМИ и информационных технологий на человека 18
2.1. Цель и задачи исследования 18
2.2. Описание исследования 19
2.3. Анализ и обработка результатов 19
Заключение 24
Литература 25
Приложение…………………………………………………………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние СМИ на сознание.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

Формирование стереотипов.

Стереотипы эффективно управляют  всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия - это всего-навсего  механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую  формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под  воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”[14].

Большинство исследователей указывают  на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень  сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание) -  в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и  их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

“Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или  возможности проверить, кажется  им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности.” [11]

Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так  воспринимались рассказы афганцев о  том, что они участвовали в  настоящей войне, поскольку пропагандой  в массовом сознании был “закреплен” миф об ограниченном введении советских войск  в Афганистан.  

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек  испытывает большую психологическую  драму именно тогда, когда рушатся  его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями серьезно ограничивают свободу выбора информации.

Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.

Создатели рекламы утверждают, что “люди курят не сигареты, а их образ”, ”женщины покупают не косметику, а желание быть красивой” и т.д. 

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени  этому способствует телевидение, которое  является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию[7].

Сложно определить наиболее эффективный  метод, поскольку каждый из них оказывает  определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают  огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.

Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам  массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю  информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения. всякого выбора информационную ловушку[7].

    1. Реклама и её влияние  на общественное и индивидуальное сознание.

 

     Реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.

Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается  тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг[11]. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Например, реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.

Реклама оказывает большое влияние  на потребителя в выборе товаров. Как и во всем мире, внимание жителей России более всего привлекает телевизионная реклама (61,2%). Более четверти россиян (26,2%) вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать 21% респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9% россиян обращают внимание на рекламу по радио. Щитовая реклама способна привлечь 6,6% опрошенных, реклама на транспорте - 4,7% россиян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5% респондентов. На рекламных агентов, как и на рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5% опрошенных. Остальные 2% участников опроса затруднились с ответом.* Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных потребителей. В то же самое время не вся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека[10].

У человека существует система  установок, стереотипов, через которые  можно и нужно формировать образ, причем, в совокупности с изобразительно-выразительными средствами языка. Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности человеческой психики.

Прежде всего, реклама  должна привлечь внимание потенциального Потребителя, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Первое возникает тогда, когда  предмет замечен как бы случайно, без намеренного указания на него со стороны.  Поэтому для такого привлечения внимания часто используются яркие, запечатлевающиеся в сознании образы, ассоциации.

Второе - требует  определенного напряжения, связанного с тем, что человек сознательно  хочет что-то увидеть.

             

    1. Методы влияния компьютерных технологий на общественное и индивидуальное сознание

 

           Человечество  неотвратимо вступает в информационную  эпоху. Вес информационной экономики  постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60%[8].

          Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии  развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

-  если  в обществе  более 50% населения занято в  сфере услуг,  наступила постиндустриальная  фаза его развития;

-  если в обществе  более 50% населения занято в  сфере информационных услуг, общество  стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что  США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом  США стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран  создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”[8].

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

 

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины  ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (В.Г.Афанасьев) [2].

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования  информационного обмена  совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

 

 Основными фазами информационного обмена являются:  

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

                                  Компьютерная фаза.

Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[12].

Главное отличие электронного диалога  от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит  не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона  или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”[12]. 

Каковы же качественно новые  возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? [14]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.

Во-вторых, невиданная мобильность  и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с  ней.

В-третьих, принципиально по-иному  начинает действовать ее потенциальная  сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”[15].

Компьютерная страница непредсказуемым  образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное  давление с целью изменения  мировоззрения, политических взглядов  и морально-психологического состояния  людей;

- распространение недостоверной,  искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

 Информационные воздействия  опасны или полезны не столько  сами по себе, сколько тем, что  управляют мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации  как раз и заключается в  ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации[15].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире  гораздо  в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

   За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[1].

1.4. Влияние  СМИ на детей и подростков.

       

       Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого вида пиво, новые познания в области сексуальных поз или разновидности приемов борьбы. В наши дни для получения различного рода информации детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, заглянуть на веб-страничку или просто включить телевизор.

Информация о работе Влияние средств массовой информации, рекламы и информационных технологий на общественное и индивидуальное сознание