Вводные темы по языкознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 01:46, курс лекций

Краткое описание

Проблема происхождения естественного человеческого языка (глоттогенеза) не является чисто лингвистической. Ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, психологии и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы "Происхождение человека, общества, сознания, языка".

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции вводные темы.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Функции языка

Функции языка – это проявление его  сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. К основным функциям относят коммуникативную  и когнитивную.

  1. коммуникативная (быть средством, орудием человеческого общения) с ее производными, частными функциями:

контактоустанавливающая функция – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета:  Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго!

апеллятивная функция – функция призыва, побуждения к действию: Возьми ручку, пожалуйста.

конативная  функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом обществе или тексты реклам – в современном;

эпистемическая функция – функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания; эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);

  1. когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познавательная функция) – быть средством получения новых знаний о действительности, эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции:

аксиологическая функция – функция оценки;

номинативная  функция – функция называния; с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср. в языке эскимосов существует более двадцати названий для льда, а в языке арабов – множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки) и др.

Кроме этих основных функции языка, иногда выделяют

эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения настроений и эмоций человека путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия!);

эстетическую (проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя),

метаязыковую (металингвистическую, быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: Слог – это минимальная произносимая единица) и некоторые другие.

 

Происхождение языка (глоттогенез)

Проблема происхождения естественного человеческого языка (глоттогенеза) не является чисто лингвистической. Ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, психологии и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы "Происхождение человека, общества, сознания, языка".

Еще в глубокой древности человечество волновал вопрос: как и почему люди начали говорить? Древнегреческие ученые вели долгий спор о том, возник ли язык «от природы» или «по установлению».

Первый ответ на вопрос о ПЯ дает религия, церковь: это Всевышний  создал человека и все сущее на Земле. Бог же, очевидно, создал и  язык. Эта гипотеза получила название креационной (лат. creo – творю, создаю), теологической (божественной). Идею получения людьми языка от каких-то высших сил разделял Платон.

Начиная с XVIII века проблема ПЯ была поставлена как научно-философская.

Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с эволюцией человеческого организма, и факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.

Биологические теории объясняют происхождение язык эволюцией человеческого организма — органов чувств, речевого аппарата и мозга. Они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная.

Звукоподражательная теория объясняет ПЯ эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных. Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете.

Звукоподражательная теория основывается на двух положениях: 1) первые слова были звукоподражаниями, 2) в слове звучание символично, значение отражает природу вещей.

Однако оба  эти предположения не соответствуют  фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова гав-гав, хрю-хрю и их производные гавкать, хрюканье. Однако звукоподражательных слов в языке мало и, главное, они различны в разных языках.

Звукоподражательные слова  имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (сапсапer), а для датчанина pan-pan  (rapper). Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например свинье, утке, гусю.

Кроме того, наиболее употребительные слова далеки от звукоподражательных.

Междометная (или рефлексная) теория объясняет ПЯ теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории,— непроизвольные выкрики, междометия, провоцируемые чувстченным восприятием мира. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Ч.Дарвин, Я.Гримм.

Если в  звукоподражательной теории толчком  был внешний мир (звуки животных), то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более рациональные понятия.

Звукоподражательные и междометные теории во главу  угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Игнорирование социального фактора в этих теориях привело к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную — «теорией тфу-тфу».

Социальные теории ПЯ объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.

Теория социального (общественного) договора рассматривает язык как сознательное изобретение и творение людей. Так, уже Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».

Теория социального договора в XVIII в. была поддержана А.Смитом и Ж.-Ж.Руссо.

В конце 70-х  годов 19 столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Л.Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.

Язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.

При совместной работе выкрики и возгласы облегчают  и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначальный язык был набором глагольных корней.

Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку — выкрикам, причем язык может и не сопровождать трудовое действие.

Все философы подчеркивали особую роль в становлении человеческого сознания и звуковой речи «кинетического языка» - языка жестов и пантомимы. Основателем теории ПЯ из жестов считается немецкий философ и психолог В.Вундт. Это теория близка к междометной, но дополняет ее. По Вундту, первоначальное слово – это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка – язык звуков и язык жестов. Постепенно звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль, как менее удобный по сравнению со звуковым. Приречевая жестикуляция начинает играть различную роль у разных народов, что соответствует их особому психическому и душевному складу.

Со второй половины XIX в. Наступило всеобщее разочарование в попытках решить проблему ПЯ. Французская Академия постановила не принимать к рассмотрению работы по ПЯ. Тем не менее проблема продолжает оставаться в поле зрения науки. В 1984 г. было основано Международное общество по исследованию глоттогенеза. Основное направление научного поиска – выявление тех материальных и социальных факторов, которые делали возникновение языка неизбежным.

 

Язык и мышление

Проблема «язык и  мышление» - одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному: представители логического направления, например, отождествляли эти понятия; сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос по-другому, обосновывая главенство то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.

Несмотря на разное решение  этой проблемы, все исследователи сходились в том, что связь между языком и мышлением существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.

Орудием мышления является язык, а  также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве). Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, а язык - материален (все его единицы облечены в звуки). Мысль же не имеет свойств материи (массы, протяженности, плотности и т.д.). Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения или сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире, расчленяя и закрепляя их в сознании. Таким образом, язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой – орудием ее формирования.

Последние работы в области психологии и психолингвистики доказали, однако, что мышление может осуществляться не только с помощью языка, но и без слов, с помощью лишь наглядно-чувственных образов (ср. наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве). Но наличие этих несловесных форм мышления не опровергает, как представляется, языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным: развитие письменности, например, усиливало воздействие языка на мышление, расширялись и сами возможности языка как средства оформления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздействие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличению лексического и фразеологического состава языка.

Мышление  тесно связано с познанием. Согласно теории отражения, первой ступенью познания является чувственное восприятие действительности. Внешний мир, воздействуя на органы чувств, вызывает в человеке определенные ощущения. Эти ощущения от предметов и явлений внешнего мира и являются материалом для мышления, у человека возникает представление о предмете и на его основе образуется понятие. На второй ступени познания в процессе отвлечения от чувственного восприятия конкретного предмета, когда во внимание принимаются наиболее существенные и общие его свойства, понятие облекается в форму, а именно в слово, поэтому «всякое слово уже обобщает». А поскольку на разных этапах развития человечества уровень его знаний о мире был разным, то даже в развитых языках можно найти немало слов, которые иллюстрируют «примитивное» мышление народа (например, выражение «Солнце село», отражающее первоначальное представление о том, что солнце вращается вокруг земли).

Теория отражения  согласуется с учением И.П.Павлова  о двух сигнальных системах. В соответствии с этой теорией, человек в своем познании мира использует две сигнальные системы. Первая сигнальная система дает сознанию только ощущения, она включается на первой ступени познания, когда предметы и явления внешнего мира оказывают воздействие на наши органы чувств, вызывая у нас определенные ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и др.), этой сигнальной системой обладают и животные, вторая сигнальная система включается на второй ступени познания, она и становится базой формирования понятий, суждений, умозаключений, когда восприятие внешнего мира происходит через воздействие слов, т.е. «на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее,- писал И.П.Павлов,- у человека развились вторые сигналы в виде слов». Таким образом, именно вторая сигнальная система лежит в основе языкового общения. Вторая сигнальная система развилась в процессе; труда человека, поэтому ею обладает только человек как существо разумное, нуждающееся в средстве общения, т.е. в языке. Именно вторая сигнальная система обеспечивает переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, т.е. к формированию понятий, суждений, умозаключений, получающих свое выражение в слове. Слово позволяет обозначить не один только данный конкретный предмет, а целый ряд однородных предметов, т.е. оно объединяет предметы на основе общего признака или функции в классы, разряды, группы, что способствует формированию у человека понятий о вещах и явлениях внешнего мира.

Информация о работе Вводные темы по языкознанию