Вводный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
1.1 Сущность и назначение водного налога………………………………….…4
1.2. Элементы водного налога……………………………………………………5
Глава 2. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ
2.1. Требования к оформлению декларации по водному налогу……………..11
2.2. Пример расчета водного налога…………………..……………………….16
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВОДНОГО НАЛОГА…….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по налогам.docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА

1.1 Сущность и назначение водного  налога………………………………….…4

1.2. Элементы водного налога……………………………………………………5

Глава 2. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ

2.1. Требования к оформлению декларации  по водному налогу……………..11

2.2. Пример расчета водного налога…………………..……………………….16

Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВОДНОГО НАЛОГА…….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Водный налог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Суммы налога были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.

В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект НК РФ был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог. Принятие НК РФ неоднократно переносилось, а самостоятельный законопроект о водном налоге до сих пор находится на стадии согласований. Этот вопрос решается с принятием части второй НК РФ.

Налог введен в 1998г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 « О плате за пользование водными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями, — пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, решить две важнейшие задачи.

Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.[6 c. 68]

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 «Водный налог». Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами. Новая глава НК РФ увеличивает ставки и отменяет региональные льготы, водный налог заменил собой плату за пользование водными объектами.

Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.

Предметом данной работы является водный налог. Объектом является налоговая система Российской Федерации, субъектами - организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА

 

1.1 Сущность  и назначение водного налога

 

Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход актуален в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом[2].

По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам[3].

Водный налог является фискальным платежом и взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включен водный налог. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:

– в федеральный бюджет – 40%;

– в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60% [4].

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.

 

 

1.2. Элементы  водного налога 

 

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации[4].

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и водопользователей в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании и охране водных объектов, определяется гражданским законодательством и административным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. [4]

Объектами налогообложения являются:

1) забор  воды из водных объектов;

2) использование  акватории водных объектов, за  исключением лесосплава в плотах  и кошелях;

3) использование  водных объектов без забора  воды для целей гидроэнергетики;

4) использование  водных объектов для целей  сплава древесины в плотах  и кошелях[1].

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор  из подземных водных объектов  воды, содержащей полезные ископаемые  и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор  воды из водных объектов для  обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных  бедствий и последствий аварий;

3) забор  воды из водных объектов для  санитарных, экологических и судоходных  попусков;

4) забор  морскими судами, судами внутреннего  и смешанного (река - море) плавания  воды из водных объектов для  обеспечения работы технологического  оборудования;

5) забор  воды из водных объектов и  использование акватории водных  объектов для рыбоводства и  воспроизводства водных биологических  ресурсов;

6) использование  акватории водных объектов для  плавания на судах, в том числе  на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование  акватории водных объектов для  размещения и стоянки плавательных  средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и  оборудования для осуществления  деятельности, связанной с охраной  вод и водных биологических  ресурсов, защитой окружающей среды  от вредного воздействия вод, а также осуществление такой  деятельности на водных объектах;

8) использование  акватории водных объектов для  проведения государственного мониторинга  водных объектов и других природных  ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование  акватории водных объектов для  размещения и строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

10) использование  акватории водных объектов для  организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно  для содержания и обслуживания  инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование  водных объектов для проведения  дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных  водных путей и гидротехнических  сооружений;

12) особое  пользование водными объектами  для обеспечения нужд обороны  страны и безопасности государства;

13) забор  воды из водных объектов для  орошения земель сельскохозяйственного  назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных  участков личных подсобных хозяйств  граждан, для водопоя и обслуживания  скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных  организаций и граждан;

14) забор  из подземных водных объектов  шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных  вод;

15) использование  акватории водных объектов для  рыболовства и охоты [8, с.60].

Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами[8, с.64].

Налоговые ставки

1. Налоговые  ставки устанавливаются по бассейнам  рек, озер, морей и экономическим  районам в следующих размерах:

1) при  заборе воды из:

- поверхностных  и подземных водных объектов  в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

- территориального  моря Российской Федерации и  внутренних морских вод в пределах  установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;

2) при  использовании акватории:

- поверхностных  водных объектов, за исключением  сплава древесины в плотах  и кошелях[8, с.59];

2. При  заборе воды сверх установленных  квартальных (годовых) лимитов водопользования  налоговые ставки в части такого  превышения устанавливаются в  пятикратном размере налоговых  ставок, установленных пунктом 1 настоящей  статьи. В случае отсутствия у  налогоплательщика утвержденных  квартальных лимитов квартальные  лимиты определяются расчетным  путем как одна четвертая утвержденного  годового лимита.

3. Ставка  водного налога при заборе  воды из водных объектов для  водоснабжения населения устанавливается  в размере 70 рублей за одну  тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта[9, с.420];

Налоговая база

1. По  каждому виду водопользования, признаваемому  объектом налогообложения в соответствии  со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется  налогоплательщиком отдельно в  отношении каждого водного объекта.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При  заборе воды налоговая база  определяется как объем воды, забранной из водного объекта  за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При  использовании акватории водных  объектов, за исключением сплава  древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется  как площадь предоставленного  водного пространства[9, с 472].

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При  использовании водных объектов  без забора воды для целей  гидроэнергетики налоговая база  определяется как количество  произведенной за налоговый период  электроэнергии.

5. При  использовании водных объектов  для целей сплава древесины  в плотах и кошелях налоговая  база определяется как произведение  объема древесины, сплавляемой в  плотах и кошелях за налоговый  период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100[10, с.316].

Налоговый периодом признается квартал.

Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик  исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма  налога по итогам каждого налогового  периода исчисляется как произведение  налоговой базы и соответствующей  ей налоговой ставки.

Информация о работе Вводный налог