Экономическое развитие СССЗ в 1970 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

В период 1970-х – первой половины 1980-х годов советская экономика вступает в кризисную фазу циклического развития, которая вследствие неэффективной экономической политики «перестройки» перерастает в системный кризис всей социалистической модели. Постепенно нарастала целая система блокирования экономических рычагов регулирования народнохозяйственных пропорций, в результате чего окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который привел к обострению экономического и социально-политического кризиса советской плановой хозяйственной системы к середине 1980-х годов.

Содержание

Введение 3
1.Общественно- политическое развитие СССР в 1970-х годах XX века 5
2. Экономическое развитие СССР 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое развитие СССР в 1970-х – первой половине 1980-х гг..doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

В период 1970-х  – первой половины 1980-х годов  советская экономика вступает в  кризисную фазу циклического развития, которая вследствие неэффективной  экономической политики «перестройки»  перерастает в системный кризис всей социалистической модели. Постепенно нарастала целая система блокирования экономических рычагов регулирования народнохозяйственных пропорций, в результате чего окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который привел к обострению экономического и социально-политического кризиса советской плановой хозяйственной системы к середине 1980-х годов.

В 70-х годах, то есть через 25 лет после окончания  войны СССР по уровню жизни (ИРЧП) входил в первую десятку самых развитых стран мира. Большая часть валютной выручки тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Она частично решала в этот период проблемы советской экономики (кризис в сельском хозяйстве, нехватку товаров народного потребления). До конца существования СССР советская экономика и промышленность по валовым показателям занимала второе место в мире, уступая только США (около 1,5 раза). Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20 %. Только на рубеже 1980-х и 1990-х гг. ВВП СССР без учёта паритета цен оказался несколько меньше чем у Японии.

Реформы 1965 г. в  экономике, несмотря на всю свою половинчатость, несколько снизили темпы падения  производства. Но с начала 1970-х гг. они заметно возросли. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Упали темпы роста производительности труда. Планы по большинству показателей не выполнялись. В целом экономика стала невосприимчивой к нововведениям, качество значительной части продукции перестало соответствовать современным требованиям.

Для понимания  причин кризиса советской экономики  необходим анализ советской экономической  модели и выявление ее глубинных  противоречий.

Необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать основные негативные тенденции в советской экономике в период 1970 – первая половина 1980-х гг.;

- выявить основные причины кризиса советской экономики; - проанализировать позиции советских и зарубежных экономистов относительно кризиса советской экономики и возможностей ее реабилитации.

 

1.Общественно- политическое  развитие СССР в 1970-х годах  XX века

В центре общественно-политической мысли 1960-х - первой половины 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизией взглядов Сталина - Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоничное сочетание всех сторон и отношений - производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических

В 1977 г. концепция  «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции  СССР. Она должна была развить демократические  положения конституции 1936 г. Как  и прежде, упор в Конституции делался  на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г.[10]

Конституция СССР впервые официально закрепила  особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как «руководящую и направляющую»  силу советского общества, КПСС провозглашалась «ядром политической системы».

Важнейшим событием международной  жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское  совещание по безопасности и сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена  в ООН Польской Народной Республикой  в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.

В 1972 г. по договору между  ФРГ и ГДР оба государства  признали друг друга как независимые  и суверенные. Спорный западноберлинский  вопрос был разрешен в 1971 г. путем  заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Совещание проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1970-е гг. углублялось  сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества». Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД [11].

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую  и военную силу современной истории  мира. Особенно ярко углубление социалистического  сотрудничества проявилось в курсе  на интеграцию (объединение) экономических  систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий.

Основная причина кризиса  общественно-политической системы - противоречие между потребностью радикальных  перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

При Брежневе на смену сталинским репрессиям и хрущевскому «волюнтаризму» был выдвинут лозунг «стабильности кадров». Это означало пожизненное занимание высоких партийных и государственных постов, консервацию политических и государственных структур. Бурно росло число министерств и ведомств (к середине 1980-х гг. было более 100 союзных и более 500 республиканских министерств и ведомств), за 1976-1983 гг. численность государственного аппарата увеличилась на 3 млн. и достигла 18 млн. человек. Была отменена «ротация кадров», принятая при Хрущеве. Усилился партийный контроль за всеми сторонами жизни общества. Начались возвеличивание личности Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и постепенная реабилитация сталинизма. В принятой в 1977 г. Конституции СССР говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества, было закреплено ведущее положение коммунистической партии в системе советского государства. Несмотря на формально-декларативный характер ряда положений, эта Конституция была вполне демократичной по содержанию, закрепляла международные обязательства СССР, в том числе и в сфере защиты прав человека.

Мощный потенциал советской  экономики, ее успехи в недалеком прошлом вселяли уверенность, что возникшие трудности носят временный характер. К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 1970-е гг. социально-экономический «застой» в стране.

Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличается от прежнего. Ставились те же задачи — развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврата к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства. В планах девятой (1971—1975) и десятой (1976—1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую — на 24%, в сельском хозяйстве соответственно — на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве — 68%), в Десятой — 67% (в сельском хозяйстве — 56%). Таким образом, в 1970-е гг. советская экономика опускалась до уровня простого воспроизводства, который был способен в лучшем случае удовлетворить уже сложившиеся потребности населения [12].

Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР — в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке. Здесь уже в конце 1970-х гг. наблюдались отдельные попытки введения продажи некоторых видов продовольствия по талонам, и только отдельным категориям населения (кормящим матерям, ветеранам войны, людям, страдающим серьезными заболеваниями, и т. п.). В начале 1980-х гг. такая ситуация стала практически нормой для большинства регионов страны, включая большинство республик. «Островками» весьма относительного благополучия оставались Москва, Ленинград, столицы союзных республик и некоторые другие города, включая так называемые наукограды (например, подмосковный Калининград, ныне Королев, и др.) и «закрытые» города, работавшие на оборонную промышленность, — Арзамас-16, Челябинск-40 и т. д.

Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений. Военная мощь СССР, безусловно, была необходимым сдерживающим фактором мировой стабильности, однако расходы на оборону (как минимум, пятая часть всего валового национального продукта) зачастую были неоправданны, так как вносились в производство устаревших видов оружия или способствовали избыточному накоплению ядерного потенциала. Все это отвлекало средства и усилия от задач интенсификации «гражданского» производства. 
      Отказ от реформ неизбежно подталкивал к рутинному решению социально-экономических проблем: отсутствие качественных товаров и продовольствия собственного производства начинает восполняться все нарастающим импортом. Советский Союз стал крупнейшим в мире импортером зерна, опередив даже традиционно ввозящую зерно Японию:

Со второй половины 60-х  годов значительно усиливается  идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Основанием для этого стало выпущенное в январе 1969 г. постановление ЦК КПСС «О повышение ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Эта политическая линия вполне закономерно вылилась в кампании травли и проработок деятелей науки, искусства и культуры. Отсюда - снижение уровня художественного творчества, распространение бездарной конъюнктуры [1].

В обществе в результате противоречия между провозглашенными ценностями и реальностью начинается поиск новых идеалов. Главной  причиной духовного кризиса являлся  политический, номенклатурный режим. Заслуга  общества состояла в том, что оно  пыталось оказать сопротивление, смогло сберечь определенный интеллектуальный и нравственный потенциал.

 

2. Экономическое развитие  СССР

Социально-экономическое  развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного  управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик, и местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток - 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами - XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть  была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировом рынке  в 1970-е гг. были довольно высокими. Это  стимулировало не только добычу энергетического  сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз [1].

В 1970-е гг. ускорение  получила угледобыча - было развернуто строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане - Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Саяно-Шушенской ГЭС развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации  развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться  к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

В 1972-1973 гг. произошла смена экономических приоритетов. Этот поворот объяснялся комплексом объективных и субъективных, внешних и внутренних причин [2]:

  • В связи с обострением советско-китайских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Востока (побудившее к форсированному строительству БАМа), повышалась роль военно-промышленного комплекса и вооруженных сил.
  • В связи с повышением с началом 1970-х гг. на мировом рынке цен на нефть и энергоносители (из-за энергетического кризиса на Западе 1973-1974 гг.), советское руководство предпочло пойти по легкому пути, дававшему скорейший результат - по пути экспорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Информация о работе Экономическое развитие СССЗ в 1970 гг