Эволюция чешского рыцарства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее исследование эволюции чешского рыцарства. Достижение этой цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
– выявить предпосылки и условия формирования рыцарства в Чехии;
– проследить изменения социально-экономического и политического положения рыцарства в Чехии в высоком и позднем средневековье;
– предпринять комплексный анализ политического и социально-экономического положения рыцарства накануне гуситских войн, на основании которого выявить причины его участия в различных лагерях гуситского движения:
– выявить роль, которая была сыграна представителями рыцарства в разработке программных требований и в военно-политической деятельности обоих гуситских лагерей;

Вложенные файлы: 1 файл

Чешское рыцарство.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Грамотой от 20 июля 1436 года император Сигизмунд подтвердил права и привилегии чешских сословий, исключая духовенство. Дворянство получило право участия в записях в государственные книги актов, касающиеся купли-продажи, дарений и завещаний их недвижимой собственности, чего они добивались давно, но безуспешно [27, с. 227].

После смерти Сигизмунда (9 декабря 1437 года) в стране возникло безвластие, давшее возможность и гуситской, и католической шляхте упрочить свои позиции за счет королевской власти. В 1440 году был принят документ, по которому власть в стране разделялась между группами шляхты, что осуществлялось посредством «ландфридов», то есть политических союзов панов, рыцарей и городов отдельных краев. Их съезды заменили центральное земское правительство [41, с. 372].

За власть в стране боролись две партии: партия панов-католиков во главе с паном Ольдржихом из Рожемберка и партия панов-чашников во главе с паном Птачеком из Пиркштейна. Рост могущества крупных феодалов ставил в тяжелое положение мелкое и среднее дворянство, вызывая его недовольство.

В 1444 году, после смерти пана Птачека из Пиркштейна, во главе партии чашников стал молодой и энергичный пан Иржи из Подебрад, избранный четырьмя восточными «ландфридами» высшим гетманом. Правительство Иржи  Подебрада, являясь выразителем интересов широких слоев шляхты и горожан, поставило перед собой цель установить порядок в стране. Захватив неожиданным штурмом в сентябре 1448 года Прагу, Иржи Подебрад назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи Подебрада с паном Ольдржихом из Рожемберка продолжалась до 1450 года. Пользуясь поддержкой широких масс рыцарства и чешского населения городов, Иржи Подебрад стал фактическим правителем страны, что вскоре нашло и официальное признание в присвоении ему чешским сеймом титула «земского правителя». В этом звании Иржи Подебрад оставался и во время номинального правления юного Ладислава Погробка из династии Габсбургов (1453 – 1457) [16, с. 209].

В 1457 году король Ладислав Погробок неожиданно умер. В противовес проискам иностранцев и папской курии рыцарство, к которому примкнули некоторые паны и большинство городов, избрало королем Иржи Подебрада. Иржи из Подебрад сначала в качестве земского правителя, а затем короля проводил политику, направленную на внутреннее экономическое укрепление страны, на водворение в ней порядка посредством укрепления центральной власти и решительного обуздания центробежных тенденций феодальных магнатов [16, с. 210].

Большое значение для усиления королевской власти имели решения сеймов 1453 – 1454 годов. Помимо обычного налога – берны, при Подебраде был установлен особый налог, взимавшийся с полугодового размера чинша, получаемого феодалом. Собирали этот налог специальные королевские служащие, назначенные Подебрадом, причем каждый феодал должен был представить точный регистр всех повинностей крестьян [16, с. 210].

Правление Иржи из Подебрад продолжалось до его смерти в 1471 году, и было временем значительного усиления королевской власти. Избрание его на престол было большой победой рыцарства и бюргерства, поскольку прогрессивная политика Иржи из Подебрад выражала национальные интересы именно этих слоев и была направлена на централизацию страны.

В середине XV века в Чехии, где церковь утратила земельные владения, юридически оформились три сословия: панское, рыцарское и мещанское. В этот период низшее дворянство окончательно обособляется от высшего. Начиная с 1437 года, в земском суде заседают попеременно то паны, то рыцари, причем в точно определенных количественных соотношениях. И так как в Земских уложениях (чешском и моравском) XVI века существовали предписания, конституирующие существование трех сословий в чешских землях, можно утверждать, что формирование сословий к этому времени было завершено [40, с. 168].

Доказательством того, что каждое данное сословие обособилось от другого, может служить принятие панским и рыцарским сословиями собственных уставов, важнейшим элементом которых являлись правила приема в сословие. Чешское панское сословие приняло свой устав в 1501 году, чешское рыцарство в 1509 году [40, с. 169].

Начиная с 1436 года, наряду с королем чешским государством управляет еще и совет (по-чешски рада). Членами королевского совета являлись паны и рыцари, но, в конце концов, он превратился в «панский совет» [40, с. 170].

В чешском сейме только оба шляхетских сословия, в отличие от мещанского, имели право по собственному решению, хотя и с согласия короля, «правам своим посодействовать или права урезать», то есть расширять или сокращать свои привилегии [40 , с. 170].

Прежде всего панство и рыцарство выровняло (указом короля от 1487 года) свои права на участие в главном шляхетском трибунале Чехии – земском суде. В нем должны были заседать 12 представителей панства и 8 представителей рыцарства. Спустя десять лет паны и рыцари достигли окончательной договоренности и по поводу численности представительства в наивысших земских учреждениях (урядах). В результате была подготовлена основа для совместной борьбы шляхетских сословий против городов и крестьянства, а вместе с тем и за ограничение королевской власти [40, с. 171].

В том же 1497 году паны и рыцари добились того, что король отказался от наследственных прав [40, с. 171]. Паны пошли на уступки низшей шляхте, передав ей часть мест в сейме, чтобы разорвать ее союз с городами, образовавшийся еще во время гуситского движения [27, с. 92].

Паны и рыцари обладали правом личного участия в сейме, однако только паны полностью используют это право. Рыцарство же ограничивается тем, что посылает на сейм своих представителей (депутатов от отдельных областей) [40, с. 179].

По договору, заключенному между королем и сословиями в 1497 году, а также в результате последующего развития событий из панского сословия выдвигались представители на 8 высших земских должностей в чешском государстве, а из рыцарского сословия выдвигались представители на 4 высшие государственные должности. Из рыцарского сословия назначались: высший земский писарь, карлштейнский бургграф (хранитель короны), бургграф Градецкого края, подкормий (министр по делам королевских городов) [40, с. 190].

Таким образом, причинами участия чешского рыцарства в гуситском движении являлись его политическое бесправие и неудовлетворенность тяжелым социально-экономическим положением, вызванным политикой концентрации земельных владений в руках панства и католической церкви.

В ходе гуситского движения большая часть рыцарей примкнула к умеренному лагерю чашников; часть их, служившая королю или панам, присоединилась к силам католической реакции; в революционном лагере таборитов также находились представители низшего дворянства.

Представляется возможным сделать вывод о решающей роли представителей чешского рыцарства в создании основ гуситского военного искусства. Рыцари составили первоначальное ядро гуситской кавалерии, оказали огромное влияние на выработку новых способов и приемов ведения военных действий. Именно рыцари вели в бой армию крестьян и горожан, именно они создали эффективную тактику, принесшую бессмертную славу гуситскому оружию. Представители рыцарства составляли основу командного состава как в лагере чашников, так и в лагере таборитов.

В результате гуситских войн рыцарство добилось своего представительства в органах государственного управления и улучшило свое имущественное положение за счет церковных земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  БЫТ И НРАВЫ ЧЕШСКОГО РЫЦАРСТВА.

БОЕВАЯ ТАКТИКА И ВООРУЖЕНИЕ

 

  • Быт
  •  

    Главным занятием рыцарей была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому их быт и нравы были подчинены в основном потребностям войны. Замок – обычное жилище феодала – являлся одновременно крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу господствовать над всей близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на лесистом холме или на высоком берегу реки, откуда можно было хорошо обозревать окрестность, и где легче было обороняться от врагов [25, с. 56].

    Вплоть до конца Х века замки строились преимущественно из дерева и представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, на верхнем этаже которой жил феодал, а на нижнем – дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота, и т. п. Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI века феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня – «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились враги феодала – его пленники и провинившиеся в чем-либо крестьяне. При тогдашнем состоянии военной техники такой каменный замок трудно было взять штурмом. Обычно он сдавался лишь в результате многомесячной осады [35, с. 56 – 57].

    Какой же была повседневная жизнь рыцарства? Это зависело прежде всего от достатка, количества земель и крепостных крестьян. В свободное от войны время рыцарь, если средства позволяли держать охотничьих собак, чаще всего предавался любимому развлечению средневековья – охоте [35, с. 61].

    Охота напоминала войну, особенно на дикого кабана. Затравив зверя собаками, охотник вступал с ним в единоборство, один на один. Также популярным видом была соколиная охота, на дичь. Охота была не просто праздной забавой. Она пополняла съестные припасы замка, даже если кладовые и без того были забиты. Охотничья добыча считалась самым благородным кушаньем и предпочиталась любой домашней живности [35, с. 61].

    Много внимания рыцарь уделял укреплению замка, поддержанию его в полной боевой готовности, а также воспитанию воинских навыков сыновей. Он учил их ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом и копьем, использовать щит. Рыцарь постоянно упражнялся в воинском искусстве и сам, поддерживая себя в боевой форме [35, с. 67].

    Огромным праздником для рыцарства были турниры, где каждый мог показать свое мастерство в единоборстве с противником, а также, в случае победы, получить боевого коня и доспехи побежденного. Любили рыцари и ездить в гости друг к другу в гости – на веселые пиры, продолжавшиеся порой по несколько дней. Однако даже самое короткое путешествие по глухим лесным дорогам было довольно опасным предприятием. То и дело приходилось ожидать нападения кого-либо из соседей-врагов или лесных разбойников. Из замка рыцарь выезжал не иначе, как в полном вооружении и в сопровождении слуг и оруженосцев [35, с. 68].

     

  • Воспитание рыцарей
  •  

    Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и это считалось недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Желавший получить его должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честь и доблесть [33, с. 357].

     Воспитание будущего рыцаря  начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинского  духа даже его игры и забавы  носили воинственный характер: башни  и укрепления из снега, которые  нужно было осаждать или оборонять, упражнения с колом, изображавшим копье и т.д. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом, но в десять лет его отсылали на воспитание к другим рыцарям, с которыми родители ребенка были в родстве или дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли окончательное воспитание. Рыцарь не только воспитывал юношу, когда тот находился у него в доме, но и впоследствии, когда он уже был посвящен в рыцари, воспитатель следил за своим бывшим питомцем. 
               По прибытии в замок своего патрона юноша получал звание пажа или валета. Несмотря на то, что тогдашний паж исполнял обязанности слуги, в этом никто не видел ничего уничижительного. Каждый рыцарь начинал с пажа, следовательно, каждый из них сопровождал своего патрона и его супругу на охоту, в путешествиях, в гости к знакомым, служил за столом, учась в то же время повелевать. Он постоянно хранил глубокое молчание, заговаривая только тогда, когда к нему обращались с вопросом. Паж обязан был помогать камергеру, устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги, вооружение и конское убранство и приготовлять омовение странствующим рыцарям [33, с. 65].          

    Предметом первых уроков пажа была религия, догматы которой он должен был не только соблюдать, как и подобает всякому христианину, но и охранять их, чтобы и другие относились к ним с надлежащим благоговением. 
    Но более всего в пажах старались развить уважение собственно к характеру рыцарства и благоговение перед теми подвигами, посредством которых можно было достигнуть этого звания. Даже игры и тренировки пажей способствовали их образованию в этом плане: их приучали к турнирам, к различным рыцарским обязанностям. Так, например, они занимались усмирением коней, бегали в тяжелых латах, приучались владеть копьем. Также паж учился шахматной игре, потому что она заставляла его думать и рассуждать; его обучали петь под аккомпанемент бандуры песни любви или военной славы [33, с. 65].         

    Если рыцарь-патрон находил, что юноша, отданный к нему для воспитания, достиг определенных успехов в военном искусстве, отличился хорошим поведением и благонравием, то он повышал его в оруженосцы. Оруженосцу впервые давали в руки меч, и по этому поводу совершался соответствующий религиозный обряд. Уже четырнадцатилетний паж мог достигнуть звания оруженосца; их допускали ближе к сеньорам, и молодые люди свободнее участвовали в разговорах и беседах рыцарей. Они старались услужить патрону и его благородным гостям, были скромны в разговорах, не спорили со старшими, проявляли снисходительность к представителям низших сословий [33, с.65 – 66].

    Информация о работе Эволюция чешского рыцарства