Эволюция чешского рыцарства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее исследование эволюции чешского рыцарства. Достижение этой цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
– выявить предпосылки и условия формирования рыцарства в Чехии;
– проследить изменения социально-экономического и политического положения рыцарства в Чехии в высоком и позднем средневековье;
– предпринять комплексный анализ политического и социально-экономического положения рыцарства накануне гуситских войн, на основании которого выявить причины его участия в различных лагерях гуситского движения:
– выявить роль, которая была сыграна представителями рыцарства в разработке программных требований и в военно-политической деятельности обоих гуситских лагерей;

Вложенные файлы: 1 файл

Чешское рыцарство.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Что касается рыцарского вооружения, то оно требовало большого умения и навыка обращения с ним, чему и обучались оруженосцы. Они также сопровождали своего рыцаря в бою, становясь позади своего патрона. Каждый оруженосец был обязан внимательно следить за своим рыцарем во время сражения, подавая ему в случае надобности свежего коня, новое оружие. Также он поднимал его, отражал удары неприятеля. Оруженосцам передавали и взятых в плен [33, с. 66].

          После  того, как молодые люди привыкли  к обязанностям оруженосца в  замках своих патронов, их посылали  ко дворам их государей, чтобы  там они еще более обучались этикету и изящным манерам [33, с. 66].

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки и пением стихов в честь дамы сердца [32, с. 217].

 

  • Посвящение в рыцари
  •  

    Дослужившись до должности оруженосца и находясь в этом звании уже несколько лет, отличившись хорошим поведением, скромностью,  мужеством  и  храбростью, молодой человек начинал домогаться рыцарского звания и просил о нем навести справки; тогда государь или сеньор, к которому  обращались  с  просьбой, уверясь в храбрости и других доблестях молодого оруженосца, назначал день посвящения. Для этого обряда  обыкновенно избирались кануны каких-нибудь торжеств, например, объявления мира или перемирия, коронования королей, рождения,  крещения  или  брака  принцев,   больших   церковных   праздников [23, с. 77].

    Такой оруженосец,  или  новик, несколько  дней  приготовлялся к посвящению в рыцари; он соблюдал строгий пост и раскаивался в своих  грехах. После исповеди новика облекали в белую,  как  снег, льняную одежду как символ  непорочности,  необходимой  в  рыцарском  звании [33, с. 77].

    Кандидат отправлялся в этом одеянии в церковь,  где  должен  был провести всю ночь и молиться [33, с. 77].

    На рассвете приходили за новиком старые рыцари, его восприемники,  то  есть избранные предстоять с ним во время посвящения; затем они вели его  в  баню, которая из уважения к рыцарству была приготовлена великим камергером.  После этого сопровождавшие новика рыцари надевали ему на  шею  перевязь  с  мечом, укладывали его в постель и покрывали простым  белым  полотном,  а  иногда  и черным сукном в знак того, что он прощался со сквернами мира сего и  вступал в другую, новую жизнь [32, с. 78].

    В таком наряде восприемники вводили в церковь  новопосвящаемого в сопровождении родственников, друзей и соседних рыцарей, которых  приглашали на эту торжественную церемонию (когда посвящали в рыцари отпрыска семейства высшей знати, для  большей  торжественности  одновременно  с  ним  посвящали значительное число его сверстников). В церкви  священник,  благословляя  меч новика [33, с. 78].

    По окончании этого обряда восприемники уводили новика в комнаты и  там  его одевали. Сначала на него надевали нечто вроде темной фуфайки,  а  на  неё   тканную золотом рубашку;  затем  уже  его  облачали  в  кольчугу  и накидывали ему на плечи мантию, всю испещренную цветами и гербами рыцаря [33, с. 78].

    В этом парадном костюме новопосвященный рыцарь отправлялся туда, где король или какой-нибудь знаменитый, прославившийся своими подвигами  рыцарь  должен был  облобызать  его.  Такое  лобзание  давалось  вновь принятому  рыцарю обыкновенно  в  церкви  или  в  часовне.   Шествие   кандидата   было   само церемониальное; под звуки барабанов, труб и рогов;  впереди  этой  процессии шли наиболее знаменитые  рыцари  и  несли  на  бархатных  подушках  доспехи, которыми вооружали кандидата по прибытии его на место; только  щит  и  копье вручали ему после освящения. По прибытии на место совершали литургию во имя Святого Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, став как можно  ближе  к алтарю, даже впереди того, кто  давал  ему  лобзание.  По  окончании  обедни церковнослужители  выносили  аналой  с  книгой  рыцарских  законов,  которые кандидат  и  все  присутствовавшие должны были  выслушать с большим вниманием [33, с. 78 – 79].

    По окончании чтения рыцарского устава посвящаемый  преклонял  колено  перед государем, который произносил торжественные слова. Часто случалось, что сама супруга государя повязывала новому  рыцарю  шарф, прикрепляла перья на шлем и препоясывала новопосвященного мечом. Если новый рыцарь был сыном короля или принца, то ему  надевали  мантию  из красного сукна как знак его царского происхождения. И новый рыцарь  сидел  в этой мантии и во  время  пиршества,  которое  происходило  в  парадной  зале дворца или замка. В этот день новопосвященный  пользовался  особым  почетом. За столом во время пиршества он занимал почетное место по правую руку того короля, сеньора или славного рыцаря, от которого  получил  лобзание [33, с. 79]. 

    Таков был обряд посвящения в рыцари в  мирное  время  при  дворах  королей, принцев и сеньоров. Но в военное  время  обряд  посвящения  в  рыцарское звание совершался намного проще; тут в виду неприятеля некогда было  тратить время  на  разные торжественные  церемонии.  Отличившемуся  на  поле  битвы рыцарское звание жаловалось среди лагеря до победы или после нее  в  проломе укреплений взятого приступом города [33, с. 79].

    Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал  рыцарей.  Если  кто-либо  из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его  возводили  в рыцарское звание [33, с. 79].

    При возведении в рыцарское звание в  военное  время  обряд  посвящения  был очень  прост.  Вновь  посвящаемого  ударяли  три  раза  мечом  по  плечу  с произнесением следующих слов: «Во имя  Отца,  и  Сына,  и  Святого  Духа,  и Святого  Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем». Затем следовал обыкновенный обряд лобзания; этим и оканчивалось посвящение [33, с. 80].

    Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и  простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо   особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но  в  данном случае один только государь  имел  право  возводить  простолюдина  в  звание рыцаря,  а  пожалованный  со  дня  посвящения  делался  уже   дворянином   и пользовался  всеми  правами  рыцарского  звания.  Посвящаемые  в  рыцари  из простых воинов и крестьян назывались «рыцарями из милости» [33, с. 80].

     

  • Рыцарский турнир
  •  

    Как  всем  известно,  турнирами  назывались  военные  упражнения,   которые происходили на особо устроенной  арене,  окруженной  местами  для  зрителей. Обыкновенно в Европе короли и  владетельные  принцы  назначали

    турниры  по  какому-нибудь  особенно  торжественному  случаю,  например,  по случаю браков самих королей или принцев крови и их крестин, по  случаю заключения мира или перемирия и вообще во всех тех случаях, когда при  дворе бывали большие собрания. На этих турнирах происходил так называемый  примерный  бой,  или  примерная битва. Такой бой состоял в  том, что одинаковое число рыцарей с каждой стороны бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не с острыми концами, или с затупленными мечами;  поэтому удары, наносимые противникам друг другу, не представляли большой опасности. На турнирах воспрещалось наносить удары острием, а нужно было наносить их плашмя, тупым оружием, и то не по лицу. Новички, оруженосцы и пажи, которые домогались рыцарского звания,  постоянно во избежание  опасности  сражались  деревянными  мечами  и  ломали  пихтовые копья. Но турниры и поединки с отпущенным оружием, то есть  бои  насмерть,  строго запрещались; это не допускалось даже и религией [35, с. 211].

    Кстати, если на турнирах и бывало кровопролитие, то это  совершалось непреднамеренно, так как, несмотря на  все   предосторожности,   иногда некоторые не совсем искусные в военном деле или разгоряченные бойцы все же проливали кровь своих противников; но такие примеры случались очень редко [35, с. 212].

    Обыкновенно о днях, назначенных для турнира, объявлялось заранее, а  именно за несколько месяцев вперед, самое меньшее – за один месяц. О турнирах объявляли герольды, которые отправлялись в города и замки с гербовым щитом приглашавшего [33, с. 164].

    Место для турниров выбирали всегда около больших городов, находившихся близ реки или близ леса, так что оградой для ристалища был с одной  стороны город, а с другой – лес; деревянные барьеры закрывали оба пролета, а вне  их были вывешены флаги начальников турнира [33, с. 164].

    После того, как герольды возвестят о дне турнира, все  рыцари,  их жены и взрослые дочери начинают приготовления к  этому  торжественному  дню. Собиралось на турнир дворянство целого округа  с  семьями,  пажами, оруженосцами и слугами. Все жители округа, как дамы, так и мужчины,  носили платье одинаковых цветов: или белое с золотым галуном, или же красное с серебряным. Рыцари, прибыв к месту, назначенному для турнира,  развешивали до его открытия свои шлемы и гербовые щиты вблизи ристалища [33, с. 165].

    Король  или  владетельный князь обыкновенно посылал герольда с двумя оруженосцами или с двумя молодыми дворянами; герольду вручался также  и гербовый щит этого короля или князя. Посланный отправлялся к тому  королю или владетельному князю, с которым хотел состязаться его  государь,  и  от имени своего монарха вручал ему вызов [33, с. 166].

    Король, конечно, принимал вызов и  тотчас же начинал вербовать рыцарей, желавших принять его сторону, и ввиду этого, конечно, помогал  им  во  всем необходимом. Высшие рыцари носили цвета и гербы, какие они желали, только у них должен был быть какой-нибудь значок, по которому можно было  бы  узнать, на чьей они стороне; низшие же рыцари носили цвета и гербы того  короля  или владетельного князя, за которого они стояли. Знамена могли поднимать только начальники дружин. Дружины же разделялись на три равных отряда; последний отряд всегда состоял из  самых мужественных рыцарей, которые могли бы выдержать натиск и окончательно выиграть битву [33, с. 166].

    Принявший вызов являлся за три или четыре дня до турнира; но он

    располагался  со  своими  сторонниками  против  города,  так  как  ему  не

    дозволялось въезжать в него прежде, чем окончится турнир [23, с. 168].

    Трибуны для благородных дам строились именно в  том  месте,  где  сходились ристалища, которые примыкали обыкновенно к городским стенам.

    У каждого ристалища было по трое больших ворот; в них  въезжали  рыцари  по шесть с обеих  сторон  для  того,  чтобы  приготовиться  к  бою  под  своими знаменами [33, с. 168].

    Накануне турнира вся та молодежь, которая претендовала на получение на этом турнире рыцарского звания, одевалась в одинаковое платье и обедала  у  своих сеньоров;  после  обеда,  они  все   вместе   отправлялись   к   вечерне   в сопровождении старых рыцарей. После  этого  главный  начальник  собирал  всю  эту  молодежь  и  давал  им наставление, как следует вести себя хорошему и доблестному рыцарю. Затем они отправлялись в церковь и проводили всю ночь в бдении и молитве [32, с. 169].

    В девятом часу вечера рога трубили сбор на вечерний турнир; сюда  являлись рыцари в богатом убранстве и на конях, но только не с разноцветным щитом,  а с одноцветным, и не препоясанные мечом, а с  пихтовым  копьем.  После  битвы они снимали с себя оружие и в роскошном одеянии являлись к ужину к  главному начальнику; тот из рыцарей, который отличился больше всех,  сидел  за  одним столом с главным начальником [33, с. 171].

    На следующий день после обедни все рыцари, вооруженные  с  головы  до  ног, являлись на ристалище в первом часу до полудня;  все  становились  под  свои знамена [33, с. 172].

    На турнире у всякого был такой девиз,  какой  ему  нравился;  но  в  девизе должен  был  быть  непременно  хоть  какой-нибудь  знак  того  короля  или владетельного князя, сторону которого они держали; не имели девиза  только приехавшие случайно, которые не хотели быть узнанными [33, с. 172].

    Когда все были в сборе, то раздавался сигнальный рожок, в ристалище въезжал первый ряд рыцарей, и начиналась битва. Конечно, счастье переходило то на ту, то на другую сторону; иногда случалось, что целые ряды расстраивались  и им на подкрепление посылали свежие; иногда случалось и так, что  все  рыцари обеих сторон появлялись на ристалище; наконец, если одна сторона совершенно ослабевала, то на арену являлись неизвестные рыцари и помогали ей, так что победа, вероятно, осталась бы  за  ней, но тут к противной  стороне подоспевало подкрепление, и та снова одерживала верх [33, с. 172].

    Наконец, окончательно побитая и пораженная сторона убегала  в  лес;  оттуда рыцари показывались поодиночке без коней и  без  оружия,  но  победители  не заманивали их более, а собирались под свои знамена. Большей частью неизвестные рыцари, одержавшие победу на турнире, тотчас  же удалялись,  так  как  не  хотели  открывать  своего  имени;  за  ними  часто

    пускались в погоню, чтобы  привести  ко  двору  короля  или  князя,  который

    устраивал турнир,  и  тогда  этот  король  или  князь  ласково  и  милостиво

    принимал победителя. Иногда побежденным предлагали возобновить битву на следующий или какой-либо другой день [33, с. 173].

    Перед турниром дамы выбирали почетного рыцаря, который был  посредником  на турнире; его обязанность заключалась в том, чтобы  удерживать  излишнюю запальчивость и защищать слабого от победителя, разраженного спокойствием  и хладнокровием противника. Почетный рыцарь обязан был также  наблюдать  и  за тем,  чтобы рыцари, приговоренные к битью и  к  исключению  из  турнира,  не были подвергаемы увечью [33, с. 175].

    Теперь же следует описать сам турнир, а также рассказать и о тех  наградах, которые получали победители за свое мужество, ловкость и храбрость.

    Информация о работе Эволюция чешского рыцарства