Шпаргалка по истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:56, шпаргалка

Краткое описание

1 в. Древние славяне: история, прародина, соседи. Хозяйство, религия и быт восточных слвян.
Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы история.docx 5.docx

— 194.72 Кб (Скачать файл)

29 в. Социально-экономическое  развитие России на рубеже 19-20 вв. Проблемы противоречия российского общества.

К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы. Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х годов. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности - даже в 3 раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством. Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным. Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность юга России. Другую картину представляла промышленность Урала: ее доля в металлургическом производстве снизилась с 67% в 70-х годах до 28% в 1900 г. Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью. В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию, но здесь его действие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время вплоть до 1909 г. промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г. В начале 1900-х годов монополии утвердились во всех основных отраслях российской промышленности. Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. На рубеже XIX-XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения. Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88% валового сбора зерна и около 50% товарного. Значительная часть крестьянства была доведена до нищенского состояния.

Несмотря на проводимые реформы, Россия оставалась абсолютной монархией  со всеми ее атрибутами. Самодержавная  власть становилась все более  тяжелым бременем для народов  России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Раскол в российском обществе шел не по национальному, а по социальному признаку. Зачастую уровень жизни русского населения был ниже уровня жизни других народов России. Все это вело к росту недовольства в различных слоях населения. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. Созданию революционной ситуации способствовал наступивший экономический кризис. Начало 20-го столетия ознаменовалось проведением множества стачек, демонстраций и забастовок (Харьков - 1901 г., Ростов-на-Дону - 1902 г., Баку - 1904 г.). Ситуация требовала координации и объединения оппозиции в борьбе за права и свободы.

В 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда» (В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов), которая занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политической борьбы.

В 1885 г. П.В.Точисский организовал группу «Товарищество санкт-петербургских мастеров», которая после разгрома переорганизовалась в «Социал-демократическое общество».

В 1895 г. в Петербурге В.И.Лениным  создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В начале века в Штутгарте  под редакцией П.Б.Струве начал  издаваться журнал «Освобождение», в  котором отражались идеи либерально-земской  оппозиции.

В 1902 г. В.М.Черновым и Б.В.Савинковым образована партия социалистов революционеров (эсеров), ставившая своей задачей  уничтожение самодержавия и построение социалистического общества.

В начале 20 в. создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

30 в. Революционное  народничество 1870 гг: идейные течения, лидеры, тактика.

Падение крепостного права  и обострение классовой борьбы в  пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое  выдвинуло на первый план революционных  народников. Народники были последователями  идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с  позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине —  “зародыш” социализма. Народники  не понимали роли пролетариата, считали  его частью крестьянства. Народники 70-х гг. решающую роль отводили “героям”, “критически мыслящим”, личностям, направляющим массы, “толпу”, ход истории по своему усмотрению. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Анархическое (бунтарское) направление. На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, считавшего, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Пропагандистское  направление. Идеологом второго направления в народничестве был П.Л. Лавров. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Заговорщическое направление. П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Весной 1874 г. началось “хождение  в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять  крестьян на восстание, как предлагал  Бакунин. Однако хождение в народ  окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. вновь создана народническая  подпольная организация “Земля и  воля”, видными участниками которой  выступали С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер и др. Программа  ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю” (1879 — 1882 гг.) и “Черный передел” (1879 — 1884 гг.). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Г.В. Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

 

31 в. Культура России в 18-нач.20 века.

Русская культура 18-20 века претерпела огромное воздействие Запада. Общим в этот исторический период было то, что это была общая эпоха быстрой и глубокой “европеизации” русской культуры.

Реформы Петра I раскололи  общество и привели к образованию  двух различных укладов — “почвы”  и “цивилизации” — по терминологии В. Ключевского. “Почва” — это  уклад, основные черты которого сложились  в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса  населения. Здесь господствовал  коллективизм, уравнительный принцип  социальной справедливости, антисобственнические настроения. “Почва” развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. “Цивилизация” — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между “почвой” и “цивилизацией” была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. “Почва” говорила на русском языке, “цивилизация” — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол.

 

Во всяком случае, после  отмены крепостного права в 1861 году, культура России резко пошла вверх: стали возникать новые города, заводы, открываться новые вузы, газеты, музеи и т.д. и т.п.

После революции в 1917 году, Россия стала совсем другой страной. Под девизом борьбы с отсталостью  и пережитками капитализма была утрачена немалая часть русской  культуры. С другой стороны, под лозунгом борьбы за всё прогрессивное выборочно  продолжилось внедрение европейской  культуры в уже советскую кльтуру.

В период XVIII—XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 в. Политические  партии России начала 20 века (радикальные,  либеральные, охранительные).

Формирование системы  политических партий России происходило  в условиях общенационального политического кризиса. Наиболее интенсивно процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий:

1)консервативные, выступавшие за сохранение самодержавной системы;2)консервативные либералы "октябристского типа"; 3)либералы или конституционные демократы; 4) народники; 5)социал-демократы.

Консервативные  партии: объединяющим центром консервативного течения являлся "Союз русского народа", партия монархическая. Соц. состав отл-ся разнородностью: помещики, духовенство, мелкая буржуазия, рабочие и др. Среди руководителей были преподаватели, врачи, юристы, инженеры, ученые. Лидеры Дубровин, Пуришкевич, Марков. В основе идеологии - формула "православие - самодержавие – народность. В пол-м плане характерно выдвижение принципов абсолютной единоличной власти, национализм, антисемитизм. В аграрном вопросе крайне правые ограничивались требованием продажи крестьянам пустующих гос-х земель, разв-я аренды и улучшения кредита.

К консервативным либералам, относились "Союз 17 октября", Партия правого порядка, торгово-промышленная партия, Прогрессивно-экономическая партия и др. Ведущая - "Союз 17 октября". Название в честь Манифеста 17 октября 1905 г. По социальной природе союз был партией служилого дворянства и крупной, частично "одворяненной" торгово-промышленной и финансовой буржуазии, поддержки в широких массах города и деревни не имел. Лидеры - Гучков,  Родзянко, Шипов. Программа предусматривала сохр. единой, неделимой России, сильной конституц. монархии. Октябристы отстаивали реформистский путь, добивались уравнения крестьян с другими сословиями, облегчения выхода из общины, отчуждения за выкуп части помещичьих земель, допускали экономические стачки, профсоюзы.

Коституционно-демократическая партия (кадеты) оформилась в 1905 г. (б. левым крылом российского либерализма). В ее состав входил цвет рус. интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, врачи и др. Лидеры - Милюков, Маклаков, Набоков, братья Долгорукие. Программа: установление конст. парлам. монархии, буржуазные свободы, 8-часовой рабочий день, право на профсоюзы, государственное страхование, свободу языков, вероисповедания, наделение малоземельных крестьян за счет гос-х и отчужденной части помещичьих земель по рыночной цене.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. На основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета "Революционная Россия". Своей социальной опорой считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов, П.А. Гершуни. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в "социализации земли", т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор.

 К социал-демократам относились РСДРП, Армянская партия "Гнчак", социал-демократические партии Литвы, Финляндии, Украины, Бунд, Поалей-Цион. Ведущей среди них была РСДРП, сформировавшаяся в 1898-1903 гг. на базе марксистских организаций. РСДРП отличалась мощной разветвленной сетью в губерниях. В организационном плане для партии характерна большая связь с городскими социальными структурами, чем с крестьянами. Лидеры партии - Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов. Программа предусматривала низвержение самодержавия, созыв Учредительного Собрания, установление демократической республики, обеспечение демократических свобод, уничтожение сословий, право наций на самоопределение, широкую автономию, всеобщее вооружение народа, отделение церкви от государства. Особо выдвигались требования, направленные на защиту интересов рабочих и крестьян. После 1903 г. произошел раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков ("мягких марксистов").

33 в. Первая российская революция 1905 -07 гг.

Причина первой русской революции 1905 - 1907 гг. - обострение внутриполитической обстановки. Поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. и экономический кризис 1900-1908 гг. усугубили ситуацию.

В 1904 г. либералы предложили ввести конституцию в России. Николай 2 сделал публичное заявление о  несогласии с введением конституции. Толчком к началу революционных  событий стала стычка рабочих  Путиловского завода в Петербурге. Бастовавшие выдвинули экономические  и политические требования.

Информация о работе Шпаргалка по истории России