Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

Дифференциация  преступлений и наказаний за них:

1) преступления против религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) наказывались смертной казнью; 2) преступления против отдельных лиц. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;

3) правонарушения, наказание за которые выбирает суд.

Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев.

Политика  Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению  вигов и тори. Произошел дворцовый  переворот 1688 г. с целью замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название "Славная революция". Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен ,на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса  стало утверждение в Англии конституционной  монархии, получившей закрепление в  двух актах парламента:

Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание о том, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом о  престолонаследии, устанавливал порядок  престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной  и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы  выразилось в том, что судьи, назначаемые  короной, могли оставаться на своих  постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат  парламента. Чтобы уменьшить влияние  короны на деятельность палаты, запрещалось  совмещение членства в палате общин  с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались  в подписи соответствующих королевских  министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение  короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм  власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.

Задатки формирования парламентской монархии в Англии произошли тогда, когда Долгий парламент принял к обсуждению билль о ликвидации епископата (прекрасно сознавая, что за этим последует столкновение с королем, придерживавшимся формулы «нет епископа - нет короля»), отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд королевских чиновников как наиболее одиозных фигур. Парламент закрепил за собой право сменять неугодных ему должностных лиц, установил, что парламент должен собираться не менее одного раза в три года. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют - к населению.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между сторонниками короля и парламента (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы.

В течение  того же XVIII в. получает свое развитие принцип «ответственного правительства».

Английский  кабинет министров выделился  из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране.

С помощью  парламента кабинету министров удалось  довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти(ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.

Парламент контролировал не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло «ответственное правительство» - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.

В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную ре-волюцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

«Статьи конфедерации»были приняты конгрессом в 1777 г. и утверждённы штатами в 1781 г., представляли отдельным штатам фактическую самостоятельность, вплоть до права объявления войны; конгресс же конфедерации являлся консультативным органом, и даже бюджет его составлялся только из добровольных взносов штатов.

Уже первая конституция  «Статьи конфедерации», знала институт президента, глава которого возглавлял Конгресс, своего рода собрание дипломатов тринадцати участвующих штатов. Этот президент избирался конгрессом на один год и действовал только как «первый среди равных» и церемониальный глава без права влиять на политические события. И это было полностью созвучно общему направлению революционной эпохи, которая поднимала престиж законодательной власти и увеличивала влияние парламентов по отношению исполнительной.

Штаты вступали в “вечный союз” — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их. Статьи о конфедерации и вечном союзе 1781 г. Для "заведования общими интересами" ежегодно избирались делегаты для съезда на Конгресс в 1-й понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года.

Причины перехода:

Война разорила многие сословия, особенно фермеров, которые  за неуплату налогов и долгов оказались  перед угрозой суровых санкций. Ветеранам войны не платили жалованья и обещанных пособий. Все это привело к большому социальному возмущению и затем восстанию под руководством ветерана войны Д. Шейса. Власть имущие были сильно напуганы таким поворотом событий и взяли курс на создание сильной и твердой централизованной власти. Однако у конгресса конфедерации не было достаточных полномочий, и развал "вечного союза" казался неминуемым вследствие экономического хаоса и болезненного местничества.

Тогда прибегли к характерному маневру. Было объявлено  о созыве специального Учредительного собрания (Конституционного конвента) для усовершенствования Статей о конфедерации, относящихся к финансовым и торговым вопросам. Однако в ходе заседаний Конвента, проходивших за закрытыми дверями, была изготовлена новая Конституция для единого государства с федеративным устройством.

Принятие Конституции США в 1787 г. было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Буржуазия и плантаторы хотели установить сильную власть. Конституция закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен президент, избираемый на четыре года и наделенный широкими полномочиями. Президент командовал армией, флотом, заключал международные договоры и назначал чиновников. Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Высшим законодательным органом - Конгресс США. Он состоял из двух палат - нижней (палаты представителей), избирающейся населением штатов, и верхней (сената), членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов.

В сенат выбирали по два представителя от каждого  штата. Большие полномочия получил Верховный суд, члены которого назначались президентом. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции.

Конституция была дополнена «Биллем о правах», предоставляющим гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища, право носить оружие, проводить мирные собрания, неприкосновенность личного жилища, имущества. Но многие бедняки, все негры и индейцы, а также женщины избирательного права не получили.

Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но тем не менее сформировала ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы.

Основополагающим  принципом был провозглашен принцип «разделения властей». Законодательную власть Конституция 1787 г. вверяла Конгрессу.

Главный законодательный  орган страны - Конгресс США - получил  право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. Конституция разрешала правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и «беспорядков».

Вводилось всеобщее избирательное право.

Конституция могла вступить в силу не иначе  как после ее ратификации (утверждения) штатами (по меньшей мере девятью из тринадцати).

Одновременное развитие капиталистического уклада на Севере и рабства на Юге привело в дальнейшем к острейшему противоречию между северными и южными штатами, вылившемуся в Гражданскую войну.

Промышленная  революция практически не коснулась Юга, где продолжала господствовать рабовладельческая система. В первое послевоенное десятилетие рабовладение в США было крайне невыгодным из-за низкой производительности труда рабов.

В конце 1860-начале 1861 гг. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов вышли из федерации и провозгласили в феврале 1861 г. Конфедеративные штаты Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территории всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.

В этой войне победил промышленно развитый Север. Победа Севера привела к ликвидации рабства. В экономике господствовал так называемый «американский путь» развития в сельском хозяйстве, при котором преобладание принадлежит не плантатору-рабовладельцу, а капиталистическому фермеру.

Гражданская война привела к серьезным  изменениям правовой и политической системы США. Важное значение имели положения XIV поправки к Конституции, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне.

В 60-х гг. XIX в. возникают массовые рабочие организации. В 1898 г. Верховный суд признавал  конституционными ограничения избирательных  прав негров.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"