Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

Квази-деликты – это основания возникновения обязательств, не основанные на деликте, а лишь подобные ему. Квази-деликты служили основой для исков «как бы из деликта».

К квази-деликтам относили, напр., действия судьи, нарушившего, в ущерб стороне, хотя бы по неведению или недоразумению, свои судебные обязанности; неосторожное, грозящее опасностью для проходящих или проезжающих выкидывание вещей или выливание жидкостей из домов и судов на общественную дорогу и обязательство хозяина возместить вред, причиненный подвластными ему лицами или возникший из-за недостаточной осмотрительности с его стороны (напр., обязательство возместить вред, причиненный домашним животным или вознаградить за порчу или утрату вещей постояльца в гостинице).

IX-XI веках феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю класса феодалов исчезает свободное крестьянское земледелие. К XI в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов). На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к “своим” крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы- герцоги и графы- считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.

В IX-XII веках  в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Более  того, она уже стала определенной помехой крупным феодалам, так  как она пыталась ограничивать их власть. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”. Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани).

Такая форма  феодального государства, построенная  по принципу сюзеренитета-вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была распределена между королем и феодалами различного ранга, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии (IX-XI) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны и ослабление ее внешнеполитического положения.

Начало усиления королевской власти во Франции приходится на ХII век. Именно к этому времени относится борьба Капетингов в пределах королевского домена с крупными феодалами, желавшими сохранить там свою политическую независимость. Опорой королевской власти в этой борьбе были мелкие и средние дворяне, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях острых классовых противоречий во Франции.

Большую роль в повышении авторитета королевской  власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270):

1. Военная  реформа. Создание городской милиции,  отрядов наемников. В результате  король стал меньше зависеть  от феодального ополчения, более  эффективно стал использовать  вооруженные силы в борьбе  с непокорными вассалами.

2. Судебная  реформа. В королевском домене  была запрещена частная война,  то есть разрешение споров  между феодалами путем вооруженной  борьбы. Соперничающие стороны обязаны  обращаться в королевский суд.  Из королевской курии  выделилась  особая палата – Парижский  парламент, который собирался 4 раза в год, ставший верховным судом во Франции, состоявший в основном из профессиональных юристов.

3. Финансовая  реформа. Людовика IX ввел на территории  домена единую королевскую монету, имевшую право обращения на остальной части страны наряду с местными монетами. Затем она постепенно вытеснила местную валюту.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

По мере поглощения нормандских завоевателей коренным населением Англии утихали национальные антагонизмы. Вместе с тем ослабевали и связи, существовавшие между английской знатью и троном. Антагонизмы обострились при короле Иоанне Безземельном, неудачными войнами и еще более тяжелыми поборами доведшем страну до разорения, а подданных - до бунта. Иоанн под давлением обстоятельств вынужден был подписать документ под названием «Великая хартия вольностей».

Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводились к следующему:

1) король  обязывается соблюдать феодальные  обычаи в своих отношениях с вассалами, не вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий;

2) налоги  и сборы могут взиматься не  иначе как по решению «общего  совета королевства» (что означало  по существу восстановление баронской  курии);

3) всякий  арест должен быть основан  на показаниях, «заслуживающих доверия  свидетелей»;

4) ни один  свободный человек не может  быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и так далее «иначе как

по законному  приговору», вынесенному равными  по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны»;

5) соблюдение  хартии должен гарантировать  совет из 25 баронов, наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может».

По окончании  смуты Иоанн отказался от хартии. Римский Папа его не поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 г. Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает хартию.

В 1265 г. коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Спустя некоторое  время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении, но парламент уничтожен не был, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.

С 1295 г., когда был созван так называемый образцовый парламент, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Все наиболее знатные приглашались поименно, а все другие (рыцари и горожане) избирались.

В XIV столетии парламент добился того, что в  его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и  контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе (в качестве предварительного условия) рассматривать жалобы на действия правительства.

Византийское  государство IV—VII вв. унаследовало основные черты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию) с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена  императору. Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» Империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские  императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из городских партий («голубые» и  «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Базой централизации и  широкой завоевательной политики Византии в IX-X вв. послужила стабилизация экономики  на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее  сдерживавшие всевластие византийского  императора, приходят в упадок или  полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве Империи.

После периода  политических потрясений наступило  относительное спокойствие. Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

IV-VII вв. Византийское  право, история которого насчитывает более тысячи лет,  представляет собой уникальное явление для средневековой Европы.  Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности,  внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться  к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.  Эти качества права в  Византии  определялись рядом исторических факторов,  среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская  власть,  римское  правовое наследие,  византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Именно в  Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права,  итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis).  Эта кодификация вплоть до XI в.  оставалась не только  важнейшим  источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

В 726 году (по некоторым данным - в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва  Исаврийского  была  издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права. Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть  правового  материала,  поэтому она состояла из 18 небольших титулов,  некоторые из них включали только по одной статье. В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений.

В VII в. у арабских племен, расселенных по Аравийскому  полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная  и социальная дифференциация. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами. В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа). Провозвестником, «пророком» ислама является Мухаммед (умер в 632 г.). Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам. К середине VII в. под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Путем захвата новых земель у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения Северной Африки, юга Испании, Ср. Азии образуется огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде.

После смерти Мухаммеда и в последующем  из числа его родственников, имевших право на наследство, выбирался духовный и светский глава государства - халиф. Высшим чиновником считался визирь. Государственное управление осуществляли диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. С VII в. начинается распад халифата. В XI в. турки-сельджуки окончательно завоевывают Багдад.

На религиозной  идеологии ислама сформировалось мусульманское право - шариат (прямой путь). Его основные источники: 1) Коран - главная священная книга ислама; 2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (содержит нормы семейно-наследственного и процессуального права); 3) Иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны; 4) Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни.

Система обязательств мусульманского права отличается большой  разработанностью. Договорные обязательства образуют 2 группы договоров: 1) предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа); 2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа). Риск случайной гибели вещи лежит на продавце. В семейном праве права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. Выйдя замуж она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания.

В наследственных отношениях по мусульманскому праву завещатель мог распоряжаться не более чем 1/3 своего имущества. К наследникам переходили только права, но не обязательства наследодателя.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"