Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

Экстраординарные магистратуры создавались  только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание  рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению  сената одним из консулов. Он обладал  неограниченной властью, которой подчинялись  все магистраты.

Во II-I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед  за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное  восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82-79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции - списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество - конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию.

Установление  пожизненной диктатуры и гражданские  войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в  важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти из острого  политического кризиса, неприспособленность  старой государственной формы к  новым историческим условиям и переход  к наемной армии были основными  причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского  режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры  Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После  него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства - периода империи.

Общественный строй

С расширением пределов Римского государства  растет численность свободного населения, в том числе количество римских  граждан (как отмечалось, уже в  период республики права гражданства  были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с  переходом к империи: права граждан  все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с  этим развивается социальная и сословная  дифференциация свободных. С развитием  рабовладельческого строя и расширением  государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей(служилая знать) и всадников(это вторая имущественная группа сословий после сенаторов.), поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками.

Происходят  изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой  рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности  рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов.

Сохраняется в период империи и широкая  прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения  становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение  самопродажи в рабство и особенно колоната(особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, наиболее распространённая система земельного держания, при которой землевладелец передавал в держание арендатору земельный участок, иногда с инвентарём и посевным материалом.). Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.

Госстрой

Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие  действительную власть главы государства. Да и само наименование государства - "империя" достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался  почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз (Октавиан, например, - 21 раз, последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления 6 раз). Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров  усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших  конфликтах между императором и  сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к  чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в.  нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Первая римская  кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади.

Законы XII таблиц были записью обычного права. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов - Цицерона, Ульпиана, Гай и др.

Было четко  проведено разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манципация.

Определялась  так называемая античная собственность. Это «совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации». В статьях римского права имела место и государственная собственность, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Долговое рабство, узаконенное Таблицами, отмечалось крайней суровостью.

Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Существовало две формы брака: в форме манципации и брак, устанавливаемый фактом сожительства.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.

Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий.

Уголовно-правовые постановления  Законов XII таблиц также отличаются суровостью. В Законах XII таблиц не упоминали об умышленных убийствах, возможно, это объясняется тем, что меры наказания, следуемые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь). Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным.

В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Ответчик вызывался самим истцом. Если ответчик не являлся, то он попадал во власть истца, который мог «наложить на него руки», т. е. поступить с ним, как с неоплатным должником. Рассматриваемое дело состояло из нескольких стадий. На первой стадии истец в официальной форме заявлял свои претензии к ответчику. На второй стадии допускались к участию в процессе представители сторон и защитники (адвокаты). Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало. В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В спорах между иностранцами нормы Законов XII таблиц были неприменимы.

В архаическом  Риме можно было защитить свои права  двумя способами - либо самостоятельно, т. е. путем самозащиты (вплоть до поединка), либо применить нормы обычаев и обычного права.

Судьи (арбитры) привлекались только если стороны не могли договориться самостоятельно. Они следили за тем, чтобы спор не вышел за рамки закона.

Позднее государство  делалось все сильнее и происходило  расширение его вмешательства в  частные споры. Процесс начал  осуществляться государственными органами. Вначале роли судей по всем гражданским делам исполнялись лично царями, а затем уже споры стали решаться государственными судьями.

Признаки римского гражданского процесса:

- личное участие  сторон в судебном процессе;

- истец отвечает  за явку ответчика на процесс.  Истец имел право задержать ответчика и привести его в суд силой;

- иск, поданный  однажды, не может подаваться  вновь тем же истцом к тому  же ответчику;

Историческое  развитие судебного процесса в Риме прошло три стадии:

- легисакционный процесс (per legis actiones) – древняя эпоха истории Рима;( Легисакционный процесс стал первой развитой формой судопроизводства по частным спорам. Он состоял из двух стадий: 1) in iure. Стороны являлись к магистрату вместе, либо истец силой приводил ответчика. Приносилась и оспариваемая вещь. В присутствие магистрата и свидетелей стороны произносили формальные фразы, в случае ошибки сторона автоматически проигрывала в процессе (формализм права); 2) in iudicio. Через определенное число дней, уже в присутствии не магистрата, а судьи (частный гражданин или несколько граждан, приглашенных магистратом), свидетели подтверждали наличие спора, суд исследовал доказательства и произносил sententia(суждение). Суждение суда обжалованию не подлежало).

- формулярный процесс (per formulas actiones) - классическая эпоха;( ВI в. до н. э. легисакционный процесс был сменен формулярным: (1) предмет спора формулировался не стороной, а непосредственно претором; (2) не требовалось исполнения торжественных обрядов в виде определенных фраз и действий (свободное изложение спора); (3) претор направлял судье определенную записку formula, в которой формулировал спор; (4) претор назначал судью самостоятельно.

- экстраординарный процесс (cognrtiones extra ordinem) - постклассическая эпоха.(Особенности экстраординарного процесса: - единство процесса: отмена разделения процедуры на этапы. - официальный характер: все процессуальные действия производились административными органами; - возможность производить суд без присутствия одной из сторон; - процесс стал закрытым; - допускалась подача апелляции вышестоящим чиновникам или даже императору; - установлены определенные пошлины по процессу).

Деликты (delicti, maleficia) - это противоправные действия, правонарушения, посредством которых был причинен вред отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица.

Деликты делились на публичные (delicta publics) и частные (delicta private) в зависимости от последствий правонарушения.

1) Публичные  деликты (delicta риЫюа) - это уголовные деяния, противоправные действия, представлящие собой общественную опасность и влекущие физическое наказание или денежный штраф уплачиваемый в пользу государства. Дела об этих преступлениях рассматривались в особых судах по особым правилам судопроизводства.

2) Частные  деликты (delicta private) - это уголовные деяния, направленные против частных лиц, иски по которым предъявлялись частными лицами и штрафы поступали в распоряжение этих частных лиц. По ним взыскание могло присуждаться как однократно, так и многократно, исходя из конкретного правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"