Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Вложенные файлы: 1 файл

История Билеты.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата  дани. До 945 г. она осуществлялась в  форме полюдья: князь и его  дружина с ноября по апрель объезжали  подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя  Игоря, попытавшегося вторично собрать  превышавшую традиционный уровень  дань, заставило его жену княгиню  Ольгу ввести уроки (размер дани) и  установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был  первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.

Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных  набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).

Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира  Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство (см. билет  № 3), создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.

Расцвет Древнерусского государства  приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) и его сыновей. К  нему относится древнейшая часть  Русской Правды — первого дошедшего  до нас памятника письменного  права («Закон Русский», сведения о  котором восходят к правлению  Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве  — вотчине. Ее анализ позволяет историкам  говорить о сложившейся системе  государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен  дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников  назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных  податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное  сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении  последних историки не имеют единого  мнения).

Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих  сыновей и дочерей узами брака  с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать  свои действия. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все  большую независимость приобретали  отдельные княжества, правители  которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой — половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению единого  государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные  егообласти (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

В конце I тысячелетия у  восточных славян господствовал  первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной  единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных малых  семей. Хозяйство велось коллективно, всей общиной. Земельные участки  периодически перераспределялись между  отдельными семьями. Частной собственности  на землю не существовало.

В I половине I тысячелетия  у восточных славян началось отделения  ремесла от земледелия, развитие товарного  производства. Это привело к появлению  наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (называлась "мир" или "вервь"). Начинается разложение первобытного строя, который  был связан с дальнейшим развитием  пашенного земледелия.

В соседской общине происходил быстрый процесс социального  расслоения. Различный состав семей, неравенство имущества, природных  условий привели к росту частной  собственности у зажиточных членов общины. Образовалась верхушка общества, присвоившая право собирать продукты на общие нужды и распоряжаться  ими. В процессе становления феодального  общества этот процесс превратился  в сбор дани. Предпосылки образования  государственности обозначились в VII-VIII в. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у  восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования  этих союзов племен формой управления была военная демократия.

Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской  теории принято считать немецких ученых-историков Гот-либа Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как  продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это  процесс длительный и сложный. Для  возникновения государственности  необходимы соответ-ствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родо-вой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дру-жин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения  варяжских князей и их дружин к  службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи  между варягами (норманнами – от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою – и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является «аргумент» норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история боль-ше ничего не сообщает. Между тем, фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древне-шведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор» (верная дру-жина).

В свою очередь, крайняя точка  зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную само-бытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замк-нутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этниче-ское объединение северорусских и южнорусских племен (все это) характерные черты продвиже-ния славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновре-менно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викин-ги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варя-ги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И до-говоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской термино-логии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – страна несметных богатств.

Принятие христианства: В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии  имело свои предпосылки. Восточные  славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

         Сначала была предпринята попытка  реформировать язычество. Первая  религиозная реформа (980), проведенная  великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель  великокняжеской дружины бог  Перун был провозглашен верховным  богом Руси. Князь учредил пантеон  из шести главных богов, их  идолов воздвигли в Киеве близ  княжеского терема. Реформа была  половинчатой по характеру и  серьезных положительных последствий  не имела.

       В «Повести  временных лет» содержится легендарный  рассказ о выборе князем Владимиром  новой веры. Отвергнув западное  христианство, ислам, иудаизм, князь  отдал предпочтение византийскому  (восточному) варианту христианства  — православию. За этим решением  стояли давние торговые, культурные  и династические связи Руси  с Византией. Первой христианкой  на Руси считается княгиня  Ольга, бабка князя Владимира.  Летопись свидетельствует о возведении  в еще языческом Киеве христианского  храма Ильи Пророка. Крещению  Руси предшествовало заключение  брака князя Владимира и византийской  принцессы Анны в городе Корсуни.

         Свергнув идолов Перуна и других  языческих богов, крестившись  сам и крестив дружину, детей,  киевлян, князь Владимир осуществил  важнейшую по значению и последствиям  реформу. Из Киева новая религия  — мирно или насильственно  — в течение многих десятилетий  и даже столетий распространялась  по всей территории Древнерусского  государства. Киев стал центром  русской митрополии, которая подчинялась  константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

         Принятие христианства в качестве  государственной религии является  одним из наиболее важных событий  в истории Руси—России.

         Княжеская власть получила в  новой религии и исповедовавшей  ее церкви надежную опору —  духовную и политическую. Государство  укреплялось, а вместе с ним  преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным  государства новое ощущение единства  и общности. Постепенно складывалось  общерусское самосознание — важный  элемент единства древнерусской  народности. Христианство с его  единобожием, признанием Бога  источником власти и порядка  в обществе внесло серьезный  вклад в закрепление складывавшихся  в Киевской Руси феодальных  отношений. Крещение Руси превратило  ее в равного партнера средневековых  христианских государств и тем  самым усилило внешнеполитическое  положение в тогдашнем мире.

         Духовное и культурное значение  принятия христианства огромно.  На Русь из Болгарии и Византии  пришли богослужебные книги на  славянском языке, возросло число  тех, кто владел славянской  письменностью и грамотой. Непосредственным  следствием крещения Руси стало  развитие живописи, иконописи, каменного  и деревянного зодчества, церковной  и светской литературы, системы  образования.

         Православие, приобщив Русь к  древней греко-римской и христианской  традиции, стало вместе с тем  одним из факторов, предопределивших  особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Билет 5:Борьба русского народа с иноземными завоевателями  в 13 веке. Установление монголо-татарского ига на Руси. Система монголо-татарского господства.

XIII век в истории Руси  — это время вооруженного противостояния  натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы,  датчане).

         Монголо-татары пришли на Русь  из глубин Центральной Азии. Образованная  в 1206 г. империя во главе  с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"