Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Вложенные файлы: 1 файл

История Билеты.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

Существенное влияние  на формирование экономического мышления ученых России оказало постоянное расширение ее территориальных границ, завершившееся  созданием крупнейшего в мире евразийского государства. Осмысление происходящих процессов, новый взгляд на мир и его развитие – органичные черты складывавшейся научной школы.

Наконец, одной из главных  особенностей формирования российской школы экономической мысли было изучение эволюции крестьянского хозяйства  и отношения к земле в связи  с определением будущего развития страны.

По оценке И.И. Иванюкова, изложенной им в книге «Политическая  экономия как учение о процессе развития экономических явлений», «состояние экономической науки в России как в количественном, так и  в качественном отношении резко  распадается на два периода: период до и после освобождения крестьян. До шестидесятых годов число экономических  сочинений не превышает десятка… Со времени освобождения крестьян экономические  вопросы составляют едва ли не самый  большой предмет внимания нашей  литературы». Следовательно, отличительная  черта появившейся экономической  литературы – особый интерес к  судьбе крестьянства. «Поэтому, – продолжает Иванюков, – благосостояние крестьян у нас есть благосостояние всех классов  общества и цветущего положения  государственных финансов».

К этому времени обнаружились и те «язвы пролетариатства», о которых остро писали их свидетели, что вызвало резкий подъем революционно-социалистических движений, позволивший остановить безжалостное наступление капитала и перенести его давление за пределы Европы. Происходившие процессы явились мощным импульсом поиска альтернативы для определения будущего России.

Сегодня в России уровень  интеллектуальной проработки аграрных проблем, пожалуй, на два порядка  ниже, чем сто лет назад. Вся  их сложность сведена к чисто  митинговому спору «за» или «против» частной собственности на землю.

Вопрос 3:Происхождение  и расселение восточных славян. Язычество

!!!Расселение и переселение славян на Восточно-Европейской равнине охватывает VI-VIII века. Оно носило в основном мирный характер и было вызвано большим миграционным процессом - Великим переселением народов. В ходе него славяне вступили в соприкосновение с балтийскими и финно-угорскими этническим компонентами, проживающих в этом районе. В результате расселения славян шло разделение, происходило дробление и смешение племен. Складывались общности, носившие территориальные и политический характер. К VIII веку насчитывалось 12 племен.

    Основным видом  хозяйственной деятельности было  пашенное земледелие, форма которого  определялась природно-климатическими  условиями: юг - переложная система  земледелия, в северных районах,  где леса, развивалась подсечно-огневая система земледелия. Система земледелия носила экстенсивный характер. Основные культуры: рожь, пшеница.

    Вспомогательный  характер носили бортничество, скотоводство, рыболовство.

    Основу социальной  структуры составляли соседские  общины. Совокупность общин = племя.  Центр племен - грады. В их укрепленной  части находились дома знати,  к ним примыкал посад, где  жили ремесленники и торговцы. Постепенно ведущую роль в  союзах племен приобрели дружинники  с князем.!!!

Происхождение восточных  славян

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия  до нашей эры древние славяне  заселили земли от Эльбы и Одера  на Западе до Верхнего Приднепровья и  Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных  славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных  славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных  славян в древности

В VI-IX веках восточные  славяне заселили территорию, протянувшуюся  с востока на запад от верховьев  Дона и Средней Оки до Карпат и  с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине  у них происходит постепенное  разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных  лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени  в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более  десятка подобных объединений и  мест их расселения. Восточно-племенные  союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для  племени решения принимались  на общих собраниях – вечевых  сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение  полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром  древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения  принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.

Язычество: Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом  самым несчастным, и опять жизнь  у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия восточных  славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме.

Восточнославянское язычество  накануне создания Киевской Руси и  в его дальнейшем сосуществовании  с христианством отражено в большом  количестве материалов, являющимися  источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно  датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами.

Своеобразным, но очень плохо  изученным остатком языческой стороны  являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора» (местопребывание  ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь», «Волосово» и т.п.

Очень важным источником, являются свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально записанные научения против язычества.

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой  системой, нередко противостоящей проникновению  христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и  разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику.

В эпоху Святослава, в  связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано  и противопоставлено проникновению  на Русь христианству: так называемый «Пантеон Владимира» был, с одной  стороны, ответом христианству, а  с другой - утверждением княжеской  власти и господства класса воинов - феодалов.

Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародей», «облакопроганителей», «ведуни», «потворы» и др.).

Через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях  привлечь на свою сторону целый город  для противодействия князю или  епископу (Новгород). Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое  деревенское знахарство, а значительно  развитую языческую культуру со своей  мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами, по всей вероятности, со своим  языческим летописанием 912 - 980 гг.

Прочность языческих представлений  в русских феодальных городах  средневековья явствует, во-первых, из многочисленных церковных поучений. Направленных против языческих верований  и проводимых в городах языческих  обрядов и празднеств, а во-вторых, из языческой символики прикладного  искусства, обще желавшего не только простых людей городского посада, но и высшие, княжеские круги (клады 1230-х годов). Во второй половине XII в  языческий элемент сказывался ещё  в полной мере.

Вопрос 4: Возникновение  Древнерусского государства и его  государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают  с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.

Образование государства  явилось итогом длительных и сложных  процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской  равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились  восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых  известны историкам из древнейшей русской  летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного  берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:

— рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);

— варяжское происхождение  Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

— крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева; — в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

— варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением;

— что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков  связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

В конце IX — начале XI в. Древнерусское  государство переживало период становления. Активно шло формирование его  территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян  и радимичей, Игорь (912—945) успешно  воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"