Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по Отечественной истории предмет и метод исторического.doc

— 732.00 Кб (Скачать файл)

Шпаргалка по Отечественной истории

 

 

 

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД  ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ  ИСТОРИИ

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ  ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.  КИЕВСКАЯ РУСЬ

4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в

5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ  В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

7. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ЕГО  РОЛЬ В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

8. НЕМЕЦКО-ШВЕДСКАЯ АГРЕССИЯ В XII в

9. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV вв

10. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. КУЛИКОВСКАЯ  БИТВА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПРИЧИНЫ  ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ

12. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ  РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ  РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)

13. КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв

14. ИВАН IV И ОСНОВНЫЕ  ПРОВОДИМЫЕ ИМ РЕФОРМЫ

15. ОПРИЧНИНА И ЕЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА  В XVI в

17. ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА  ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС  ГОДУНОВ

18. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА  И. БОЛОТНИКОВА

19. БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1609–1612 гг. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

20. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЕ XVII в. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ  МОНАРХИЯ. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г

21. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ  НИКОН

22. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА  ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. РАЗИНА

23. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ В XVII в

24. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ  ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

26. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ  ИМПЕРИИ. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  ПЕТРА I

28. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА ПРЕЕМНИКОВ ПЕТРА I

29. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ  ЕКАТЕРИНЫ II

30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в

31. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II. КРЕСТЬЯНСКАЯ  ВОЙНА 1773–1775 гг

32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ  II

33. КУЛЬТУРА РОССИИ  В XVIII в

34. ЭКОНОМИКА РОССИИ  В НАЧАЛЕ XIX в. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО  ПЕРЕВОРОТА

35. РОССИЯ В ПЕРВОЙ  ЧЕТВЕРТИ XIX в. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ  РЕФОРМ М.М.СПЕРАНСКОГО

36. ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР  И ПЕРИОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  1812 г

37. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

38. ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ  НАРОДНОСТИ С.С. УВАРОВА. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО  И ЗАПАДНИЧЕСТВО

39. В.Г. БЕЛИНСКИЙ, А.И.  ГЕРЦЕН, Н.П. ОГАРЕВ. ТЕОРИЯ ОБЩИННОГО  СОЦИАЛИЗМА

40. ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ  I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

41. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

42. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ  РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО  ПРАВА

43. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ  ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО  ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 70-80-е  гг. XIX в

45. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА  В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

46. РОССИЯ В ПЕРИОД  ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-х гг

47. КУЛЬТУРА РОССИИ  НА РУБЕЖЕ XIX И XX вв

48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в

49. РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

50. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ  1906–1911 гг

51. РОССИЯ В ПЕРВОЙ  МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914–1918 гг

52. ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ. ДВОЕВЛАСТИЕ

53. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ  1917 г., ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВЛАСТИ

54. ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В РОССИИ 1918–1921 гг

55. ОСНОВНЫЕ ФРОНТЫ  И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГРАЖсДАНСКОЙ  ВОЙНЫ В РОССИИ 1918–1921 гг

56. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО  В РОССИИ.СОЗДАНИЕ СССР

57. ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА  В РОССИИ В 1917–1920 гг

58. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ НЭПА

59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-е гг. XX в

60. ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ  ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ  СТРАНЫ

61. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

62. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ  В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

63. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА  ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ

64. ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОГО  СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

65. ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ  ПЯТИЛЕТКИ – ПЛАНЫ И НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ

66. БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

67. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

68. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

69. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ  В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

70. ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ  ЕВРОПЫ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

71. СОЮЗНИКИ СССР. ОБРАЗОВАНИЕ  АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ

72. ПАРТИЗАНСКАЯ И ПОДПОЛЬНАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ТЫЛУ ВРАГА

73. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ,  ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ НА ВОЕННЫЕ  РЕЛЬСЫ

74. ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО  НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЕ

75. ИТОГИ И УРОКИ  ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙН

76. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

77. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ  ВОЙНЫ» И ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ. «ЖЕЛЕЗНЫЙ  ЗАНАВЕС»

78. РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНЕ. СМЕРТЬ СТАЛИНА

79. КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ  КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С.  ХРУЩЕВ

80. «ОТТЕПЕЛЬ»

81. КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ 60-х гг

82. ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ  В СССР, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ  (1970–1985 гг.)

83. ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПАРТИЙНОЙ  ВЛАСТИ. ДИССИДЕНТСТВО. А.Д. САХАРОВ,  А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

84. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ  В СССР. М.С. ГОРБАЧЕВ

85. ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

86. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

87. СОБЫТИЯ АВГУСТА  1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

88. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ  В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в

89. РОССИЯ НА ПУТЯХ  СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XXI в

90. РОССИЯ И МИР НА  ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

 

   История – это наука, которая изучает  прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.    

Исторические источники:    

1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;    

2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;   

3) археологические находки;   

4) архитектурные сооружения.   

Один из главных принципов, нарушение  которого при изучении истории может  привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.    

Первоначально предметом истории  являлись прославленные герои, правители  государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.    

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие  методы:    

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;   

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;    

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;   

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.   

Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими  процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают  историю России во взаимосвязи с  мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.   

История несет познавательную, интеллектуально-развивающую  и мировоззренчески-воспитывающую  функции. Она способствует нравственному  развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.

 

 

 

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

   Считают, что праславяне выделились из индоевропейской  группы народов к 1 тысячелетию до н. э. «Венедами» их называли в своих произведениях античные историки, такие как Тацит, Плиний старший и др. Название «славяне» появилось в источниках где-то с 6 в. н. э.   

Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.    

Почти до самого конца IX столетия у  восточных славян оставался в  действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.   

У восточных славян действовала  примитивная форма демократии:   

1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);   

2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».   

Территориально союзы племен восточных  славян расселились следующим образом:    

1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;   

2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;   

3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;   

4) уличи и тиверцы поселились на юге;   

5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;   

6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.   

Для родовых общин восточных  славян было характерно отсутствие частной  собственности, все имущество являлось коллективным.   

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"