Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Основы методологии исторической науки.
2.Методы изучения истории и современная историческая наука.
3.Народы и государства на территории России в древности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 140.09 Кб (Скачать файл)

 

33. Курс на форсированное строительство социализма в СССР в конце 1920-х гг. – в 1930-е гг. и его итоги.

Предпосылки образования СССР:

•идеологические – большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов вызывала необходимость нового объединительного процесса, активную роль в котором сыграла РСФСР;

•политические – в связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возник единый характер политического строя

•экономические и культурные – общность исторических судеб народов, наличие многолетних экономических и культурных связей, между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда.

Результаты форсированной  индустриализации («большого скачка»):

•СССР стал индустриальной державой, было преодолено технико-экономическое отставание от ведущих западных стран;

•обеспечение экономической независимости страны;

•СССР вошел в тройку–четверку стран мира, способных выпускать любой вид промышленной продукции;

•Развитие тяжелой промышленности стало самоцелью советской экономики, которая перестала работать на человека;

•складывание административно-командной системы управления хозяйством;

•преобладание экстенсивного пути экономического развития.

^ Индустриализация СССР.

 

Декабрь 1925 г. – XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию.

 

Индустриализация – процесс  создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, машиностроения, металлургии и других базовых отраслей).

Цели индустриализации:

 

•преодоление технико-экономической отсталости народного хозяйства;

•обеспечение экономической независимости страны;

•укрепление обороноспособности;

•модернизация сельского хозяйства;

•изменение социальной структуры страны;

•улучшение жизненного уровня трудящихся.

Источники внутреннего накопления (средств на индустриализацию):

 

•средства от сельского хозяйства;

•доходы от других отраслей;

•монополия внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.);

•внутренние денежные займы у населения;

•налоговые поступления, сокращение непроизводительных расходов;

•трудовой энтузиазм масс (движение ударников с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.);

•использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных в системе ГУЛАГа).

 

Особенности (характерные черты) советской индустриализации:

•опора на собственные ресурсы и источники средств без привлечения иностранных инвестиций;

•проведение индустриализации ускоренными темпами;

•милитаризация экономики.

 

Первые пятилетки:

 

•1928–1932 гг. – первый пятилетний план развития народного хозяйства, был разработан в двух вариантах: отправной – ориентировался на минимальные возможности государства и оптимальный – ориентировался на более благоприятные возможности. Но Сталин выступил за ускоренную, форсированную индустриализацию за счет концентрации ресурсов страны на главном направлении – строительстве объектов тяжелой промышленности.

•1933–1937 гг. – второй пятилетний план развития народного хозяйства.

•1938–1942 гг. – третий пятилетний план развития народного хозяйства, но осуществление его было прервано войной.

Новостройки первых пятилеток: ДнепроГЭС, Уралмаш, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, Московский метрополитен и др.

 

 

 

34. Внешняя политика СССР в 20-е – 30-е гг. XX в.

. В 20-е годы Советский Союз  признали ведущие державы мира. В 1924 г. были установлены дипломатические  отношения с Великобританией,  Францией, Италией. В 20-е гг. активно  развивалось экономическое сотрудничество  с Германией. С приходом к  власти в Германии фашисткой  партии политика СССР претерпела  изменения. В конце 1933 г. был  разработан план коллективной  безопасности.

Западные страны (прежде всего Англия, Франция, США) проводили политику «умиротворения агрессора» и стремились направить  его захватнические действия против СССР. Так, в сентябре 1938 г, в Мюнхене  Англия и Франция согласились  на передачу Германии Судетской области  Чехословакии.

Напряженной была ситуация и на Дальнем  Востоке. В 1928 г. произошел конфликт СССР с Китаем на Китайской восточной  железной дороге (КВЖД), который был  быстро урегулирован. Но здесь на Востоке  Советскому Союзу противостояла  Япония. В августе 1938 г. произошло  крупное столкновение с японскими  войсками в районе озера Хасан  у Владивостока, а летом 1939 г. на реке Халхин-Гол. Японские войска были разгромлены.

Агрессивные действия фашистской Германии в Европе побудили Англию и Францию  весной и летом 1939 г. вести переговоры с СССР о противодействии агрессору, но к августу 1939 г. эти переговоры зашли в тупик. Тогда СССР 23 августа 1939 г. подписал пакт о ненападении  с Германией (пакт Риббентропа –  Молотова) сроком на десять лет.

К нему был приложен секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. В советскую сферу вошли часть Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия, Финляндия.

Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Франция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Так 1 сентября 1939г. началась Вторая мировая  война. 17 сентября 1939г. Красная Армия  перешла границу Польши и установила контроль над Западной Украиной и  Западной Белоруссией, которые были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией  был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение  сфер влияния в Европе.

В сентябре-октябре 1939 г. были подписаны  договоры о взаимопомощи между СССР, с одной стороны, Эстонией, Латвией  и Литвой, с другой. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. После тяжелой советско-финской  войны (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) часть  территории Финляндии (весь Карельский перешеек с г. Выборгом) отошла СССР. В июне 1940 г. правительство СССР потребовало  от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуждены были удовлетворить эти требования.

Германия тем временем, оккупировав  почти все страны Европы, усиленно готовилась к нападению на СССР.

35. Культурная жизнь страны в 1920-е – 1930-е гг. 

В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей  СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской  литературе. Господство соцреализма  в последующие годы изолировало  советское искусство от достижений мировой культуры.

Массово создавались различные  группы и объединения. Одна из влиятельных  литературных групп «Серапионовы братья» (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа «Перевал» была создана при журнале «Красная новь» (М. Пришвин, В. Катаев). Члены группы выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы. В 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ; 1922 г.) входили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии:

1) литературные вечера;

2) концерты;

3) диспуты.

Появляются и новые повести и романы крупных мастеров прозы – например, А. Н. Толстого («Хождение по мукам» (1921 г.)). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического характера. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план, а на первый вышли проблемы сюжета, формы и стиля. В прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов. Стали появляться книги интимного, детективного содержания, появилась и социальная проза.

Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться  одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Широкое распространение  получили сатирические романы, построенные  на авантюрных социально-утопических  сюжетах. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие  гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формироваться  «советская художественная интеллигенция».

Однако и в эти годы, как  в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения:

1) «Тихий Дон» и 1-я часть  «Поднятой целины» М. А. Шолохова;

2) «Мастер и Маргарита» М.  А. Булгакова;

3) стихи и поэмы А. А. Ахматовой,  П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой;

4) романы и повести А. М.  Горького, А. Н. Толстого, Н. А.  Островского, А. А. Фадеева,  И. Ильфа и Е. Петрова и  др.

Переход к НЭПу вызвал к жизни  движение «сменовеховцев», охватившее часть русской интеллигенции (от названия общественно-политического  сборника из 6 статей авторов кадетской  ориентации – Н. В. Устрялова, Ю. А. Ключникова и др. – «Смена вех»), которая признавала глубоко русский характер революции, отмечала совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства.

Церковь как носительница духовных ценностей народа не могла примириться  с большевистским подходом к культуре и воспитанию масс, сопровождавшимся подменой общечеловеческих ценностей  классовыми критериями. Отсюда беспощадная  борьба с религией, развернутая советской  властью в 1920—1930-е гг. Преследованиям подвергались все религиозные конфессии, распространенные в СССР:

1) православие;

2) протестантизм;

3) католичество;

4) униатство;

5) мусульманство;

6) буддизм;

7) иудаизм;

8) различные формы сектантства.

Важную роль по-прежнему играет кинематограф. Талантливейшие режиссеры, операторы, актеры создавали кинофильмы, оказывавшие  неизгладимое воздействие на сознание людей («Светлый путь», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух»). Члены партийного руководства лично просматривали  почти все выпускавшиеся киноленты  и были высшими цензорами. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый  театр) наряду с классикой в 1920-е  гг. ставились пьесы новых драматургов  на революционные темы.

Развитие искусства также сопровождалось борьбой различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью  развитие передвижнических традиций в  духе «художественного документализма». Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве.

Другое значительное объединение  – «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и  др.).

Общество художников «4 искусства» (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна и др.).

Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Малевич и В. Кандинский.

Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878–1939). В  его картинах сложно переплелись  впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма. Итогом исканий Петрова-Водкина  стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.). Очень важным для этого художника был образ  матери. Одним из самых значительных произведений на эту тему стала картина  «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.).

Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших  страниц как русской, так и европейской живописи. Он с легкостью освоил традиции разных стран, эпох и стилей, сохранив при этом свой неповторимый почерк. Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального Витебска стало одной из тем творчества Шагала.

В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: «конструирование материалов», «культура материалов», и т. п.

В 1920-х гг. целый ряд художественных направлений сохранил преемственность  с искусством русского модерна и  авангарда. С другой стороны, возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.

Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились картины и скульптуры историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили в пейзажную  живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный «поворот к реализму».

5. Архитектура и скульптура

В результате национализации земли  и крупной недвижимости в городах  единственным заказчиком строительных работ в советской России стало  государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на искусстве. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили  картину небывалого творческого  подъема конца 1910—1920-х гг. Архитектура  в период 1920-х гг. характеризовалась  интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались  проекты различных зданий (жилые  дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный  стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Советов  в Москве на месте взорванного  храма Христа Спасителя. Дворец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"