Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Основы методологии исторической науки.
2.Методы изучения истории и современная историческая наука.
3.Народы и государства на территории России в древности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 140.09 Кб (Скачать файл)

На рубеже 1980-х — 1990-х гг. дискуссии  об общественном развитии с «кухонь» переместились на страницы СМИ. Цензура  смягчилась, а потом и полностью  была отменена. Вместе с тем в  Российской Федерации резко снизились  ассигнования на культуру. Усилилась  коммерциализация культуры, науки и  образования.

41. Установление в России новых конституционных основ и демократической республиканско-президентской системы власти.

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в  период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики  проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

Во-вторых, для переходной экономики  характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы  постепенно начинают все больше соответствовать  экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это  противоречия нового и старого, элементов  зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге  ведет к смене экономической  системы.

Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической  системы. Длительность переходного  периода зависит как от условий  переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

Ряд изменений переходного периода  для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.

Либерализация экономических отношений  — отмена государственной монополии  на хозяйственную деятельность, переход  к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в  соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой  активности экономических субъектов.

Институциональные преобразования —  принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего  отношения собственности путем  приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов  хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре  народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Макроэкономическая стабилизация — сдерживание инфляции; поддержание  высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование справедливого  распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем  балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.

Формирование соответствующей  рыночному хозяйству системы  социального обеспечения населения  — переход от уравнительного распределения  к адресной социальной поддержке  нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.

Общие для Переходной экономики  закономерности по-разному проявляются  в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.

В конечном итоге в переходной экономике  должны быть созданы такие экономические  отношения и механизмы, которые  ориентировали бы все хозяйственные  субъекты не столько на наращивание  объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни  населения.

За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая  система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже  не является переходной. Подавляющая  часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном  секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость  коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям  к организации национального  хозяйства. Институционально несовершенная  рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления  классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.

В наиболее обобщенном виде этот процесс  нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности  на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки  экономики; б) на создание эффективной  правовой системы (прежде всего в  сфере обеспечения экономической  свободы и защиты предпринимательской  деятельности); в) на формирование открытой экономики.

Создание конкурентной среды требует  необходимых предпосылок. Среди  них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских  образований; государственная поддержка  предпринимательства; эффективное  информационное обеспечение и доступность  технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных  ориентиров в сторону психологии рыночного типа.

Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность  — относительно новое понятие  для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов  противостоять на рынке конкурентам  своими более качественными и  дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е  место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международном рынке.

Формирование эффективной рыночной экономики предполагает ее структурную  перестройку. Она представляет собой  совокупность мер, направленных на перераспределение  ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько  уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной  перестройки экономики — достижение оптимальной структуры, соответствующей  общественным потребностям.

Мировой опыт успешных структурных  изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной  перестройки является поддержка  тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру  производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности  роста будут ограничиваться в  силу, прежде всего, устаревшей материально-технической  базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее  время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными  компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более  двух третей основных фондов устарело.

Структурные преобразования в современной  экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих  субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы  в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество  законодательных актов, поэтому  они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования  правового обеспечения хозяйствующих  субъектов на современном этапе  следует выделить: обеспечение единого  правового поля; развитие системы  правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.

Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство  требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной  поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях  хозяйствования. Открытость экономики  постоянно должна соизмеряться и  с интересами отечественных товаропроизводителей.

Это становится одной из важнейших  функций современного российского  государства.

44. Современный мир переживает  фундаментальные и динамичные  изменения, глубоко затрагивающие  интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Стираются различия между внутренними  и внешними средствами обеспечения  национальных интересов и безопасности.

В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения  ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы восьми»  и целого ряда других влиятельных  международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога  и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами  и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

Кардинальная трансформация международных  отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление  наследия «холодной войны» и связанных  с ней

предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

На современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы  уже не могут обеспечить противодействия  всему спектру современных вызовов  и угроз, являющихся трансграничными  по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных  проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия  в многосторонних структурах в целях  коллективного поиска решений общих  задач.

На передний план в качестве главных  факторов влияния государств на международную  политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и  информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в  человека; эффективное использование  механизмов регулирования мировых  рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные  преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость  государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"