Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Основы методологии исторической науки.
2.Методы изучения истории и современная историческая наука.
3.Народы и государства на территории России в древности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 140.09 Кб (Скачать файл)

1237–1238 гг. – поход монгольского  хана Батыя на Северо-Западную  Русь.

1239–1240 гг. – поход хана Батыя  на Южную и Юго-Западную Русь.

1243 г. – Батый образовал самый  западный улус – государство  Золотую Орду, просуществовавшее  до 1502 г. Первые ханы Золотой  Орды по своим религиозным  воззрениям были язычниками. Улус  – административно-территориальная  единица в Орде.

•на Руси на период 1243–1480 гг. было установлено монголо-татарское иго – комплекс экономико-политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над русскими землями;

•Русь ежегодно выплачивала Орде огромную дань – ордынский выход, которую первоначально собирали представители ордынского хана баскаки, они также наблюдали за местными князьями и порядком в княжествах;

•Были введены ярлыки – ханские грамоты, дававшие право на княжение, в существовании ярлыка выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

•Было сохранено православное христианство, а также сохранена самостоятельность православной церкви на Руси;

•великокняжеский престол был перенесен из Киева во Владимир, поближе к столице Золотой Орды.

 

 

 

9.Культура Древней Руси.

Говоря о культуре Древней Руси, следует рассматривать культурное развитие восточнославянских княжеств (позднее – объединенного Московского  царства) с 9 по 17 века. Культура Средневековой  Руси зарождается из обычаев и  традиций восточнославянских племен, а также Византии, Скандинавии, некоторых восточных и европейских стран. Города на Руси, как правило, были деревянными: терема в несколько этажей или небольшие дома из срубов, с прилегающей дворовой территорией. Церкви же в скором времени стали сооружать, используя непростую систему купольных и сводчатых перекрытий. Это предавало им особое величие и мощь. Яркими примерами монументальных сооружений служат Софийский тринадцатикупольный собор, построенные в Киеве и Успенский собор во Владимире, расписанный Андреем Рублевым и другими талантливыми живописцами.

Все, что относится к искусству  Древней Руси представляло собой  сочетание мирского и божественного. Кратко говоря, литература, рисунки и изображения отображали взаимосвязь земного мира с миром небесным. В древнерусских произведениях всегда имелись четко выраженные священные, символичные мотивы. Литература того времени была довольно оригинальна и представляла собой летописные своды («Повесть временных лет» 12 в.), а также житийные циклы. В последних рассказывалось о жизни праведников, об их святости и чудотворности после смерти. К таким произведениям можно отнести житие Феодосия Печерского. Но, несомненно, самым известным древнерусским литературным творением признано «Слово о полку Игореве». Процесс развития изобразительного искусства Средневековой Руси был сложным и длительным. В основном была развита станковая живопись. Византия и тут являлась наставницей, а иконы из этого государства стали первыми иконами на Руси. Влияние Византии оставляло глубокие следы на всех художественных произведениях Руси того периода. Среди иконописцев, самыми знаменитыми признаны Андрей Рублев, Симон Ушаков, Феофан Грек, Дионисий и Даниил Черный. По сей день, известнейшими иконами являются «Троица» Андрея Рублева и «Успение Пресвятой Богородицы» Феофана Грека. Прикладное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Сложнейшая техника и многообразие материалов были характерны для декоративного искусства Древней Руси. Такие приемы, как скань, эмаль и зернь по сей день поражают своей необыкновенной красотой.

Насколько грамотным и образованным был древнерусский народ, позволяют  судить берестяные грамоты. Следует  отметить, что письменность на Руси появилась в 9 веке, когда Кириллом и его братом Мефодием была изобретена кириллица. Уникальные источники свидетельствуют о том, что образование имела не только знать, но другие слои посадского населения, независимо от пола. Распространенность такого приема, как граффити (нацарапанные надписи на церковных стенах), также позволяет судить о грамотности населения. Все учебные заведения Древней Руси в основном существовали при церквях или монастырях.

Кириллица – славянская азбука. 

Тризна – восточнославянский погребальный обряд, поминки.

Нестор – монах Киево-Печерской Лавры (XII век), автор знаменитой летописи «Повесть временных лет». 

«Остромирово Евангелие» – древнейшая датируемая рукописная книга (1054–1056 гг.).

 

 

10. Русские земли и возвышение Москвы.

Началось обьеденение Русских земель

1) Экономические предпосылки: хозяйственный подъём: восстановление гос-в и строительство новых городов, восстановление земледелия и животноводства, каменного строительства (1367-кремль), чиканки монеты и летописания; появление огнестрельного оружия (2я половина 14в.)

2) Социальные предпосылки: -заинтересованность всего населения в обединении (феодалы, церковь, горожане)

3) Политические предпосылки:

-внешний фактор (угроза)

-сильная великокняжеская власть, кот. сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве, затем всё перешло в Москву.

Педпосылки процесса государственной централизации:

§развитие земледелия, ремесла и торговли;

§формирование сильной верховной власти, опиравшейся на дворян, горожан и нарождавшиеся бюрократические структуры в борьбе с представителями феодальной реакции и остатками раздробленности;

§потребность борьбы с внешней опасностью – необходимость освобождения страны от ордынского ига и противостояние с Великим княжеством Литовским;

§в условиях раздробленности русские люди сохранили общий язык, правовые нормы, православную веру.

Причины возвышения Москвы

 

•выгодное географическое расположение Москвы на пересечении торговых путей;

•относительная отдаленность от Золотой Орды и усиленный приток в Московское княжество переселенцев из других мест;

•благоприятные условия для развития хозяйства;

•мирные отношения с Ордой;

•превращение Москвы в центр освободительной борьбы против монголов (победа Дмитрия Донского в Куликовской битве);

•поддержка Русской православной церкви (в конце XIII в. митрополиты перешли из Киева во Владимир, а в XIV в. – в Москву);

•успешные действия московских князей в борьбе за великое княжение;

•успешная завоевательная политика московских князей;

•личностные качества первых московских князей.

А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович  по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.

Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.

Москва стала религиозным центром  русских земель. При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.

 

11. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель.

.Москва - центр борьбы с монголо-татарами  Усиление Москвы продолжалось  при детях Ивана Калиты Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.).

Столкновение и произошло в  правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского(1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. Митрополит Алексий смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня. В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.

В 1380 г. ордынский правитель Мамай  с огромным войском двинулся к  Москве. В короткое время под знамёна  Дмитрия Ивановича стали полки  и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве. Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу.8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Монголо-татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

на поле Куликовом Орда потерпела  первое крупное поражение от русских; после Куликовской битвы был  значительно уменьшен размер дани;

Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов; у жителей русских земель появилось  ощущение общности исторической судьбы; Современники назвали Куликовскую  битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий  Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".

Завершающий этап объединения русских  земель (середина ХУ - начало ХVI вв.) Освобождение от монголо-татарской завис-ти

Объединение русских земель завершилось  при правнуке Дмитрия Донского Ивана  Ш (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших  событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились  по берегам реки Угры (приток Оки). Монголо-татарское  иго закончилось.

После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность  Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.

Особенности образования Русского централизованного государства: государство  сложилось на северо-восточных и  северо-западных землях бывшей Киевской Руси; её южные и юго-западные земли  находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; . Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Всё это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.

12.Особенности Русского феодализма XIV – XV вв.

В конце XV — начале XVI в. более чем  двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и  национальную независимость завершилась  объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.

При всей общности социально-экономических  и политических фактов, лежащих в  основе государственно-политической централизации, происходившей в XIII–XV вв. во многих европейских странах, в образовании  русского централизованного государства  были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монгольского нашествия  задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла  на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических  отношений. Политическая централизация  на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической  разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенденция к объединению проявлялась  во всех русских землях. Русское  государство формировалось на протяжении XIV–XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения  и хозяйства, развития крепостничества  и обострения классовой борьбы. Объединительный  процесс завершился образованием в  конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

Основную территорию Русского государства, сложившегося в конце XV в., составили  Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства была Владимиро-Суздальская земля (см.: История СССР с древнейших времен… С. 138).

Основной формой крупного феодального  землевладения на Руси в XIV в. была вотчина  — княжеская, боярская, церковная.

 

Однако даже во второй половине XV в. в северо-восточной Руси преобладали  так называемые «черные» земли, для  которых было характерно общинное землевладение  крестьян с индивидуальным владением  приусадебным участком и пахотной землей, а также наличие выборного  крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Большие массивы черных земель находились в северных районах страны, куда еще только начинало проникать феодальное землевладение.

В огромной массе крестьянства отчетливо  выделялись две категории: черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие  крестьяне, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"