Шпаргалка по"Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

история др.мира..docx

— 173.20 Кб (Скачать файл)

Изменяется со временем сам характер судопроизводства. Вместо архаического легисакционного процесса (формализм, прописан чуть ли не тон, которым надо произносить клятвы) новый профессиональный формулярный процесс (по БСЭ: претор в ходе процесса имеет право составлять юридическую инструкцию для судей). Для каждого типа иска свой процесс. Судей назначает претор. Кузищину за это право надо последние волосы выдрать пинцетом, «легисакционного процесса» нет даже в БСЭ. Чмырь доморощенная.

  1. Архитектура.

Рим. До 2 в. город строится стихийно, большие здания – только храмы. Из той поры сильны в архитектурном плане только Сервиевы стены (отстроены после погрома Рима галлами), канализация и водопровод. Со 2 в. активно осваиваются новые районы, земля поднимается в цене => с 1 в. многоэтажные дома. Виллы знати строятся из обожжённого кирпича, бетона, мрамора. Тогда же – обустройство форума, разбитие садов на окраинах (Саллюстия и Лукулла). Город разделяется на районы и кварталы. К 1 в. – 1 млн населения.

Основные черты римской  архитектуры: 1) монументальность (мощь Рима), 2) пышность внешнего декора, 3) внимание к утилитарной стороне (разрабатываются сооружения для практических нужд аки мосты, акведуки, термы, амфитеатры).

В конструкции: 1) приверженность к  чёткой симметрии зданий в плане, 2) использование ордеров (преимущественно  коринфского. Разрабатывают собственный микс – композитный ордер), 3) арки, своды, купола.

В развитии. Два периода.

- Первый  – IV-III. Огромное влияние этрусков. Ранний римский храм целиком списан с этусского. Преобладают военно-инженерные (стена Сервия) и гражданские (водопроводы) постройки.

- Второй  – II-I. Начинают юзать бетон и своды. Новые типы зданий: базилика, амфитеатр, цирк, терма. Утилитарные строения – склады (портик Эмилиев), дороги, акведуки. Триумфальная арка.

  1. Скульптура. Появляется в Риме со времён Тарквиния Гордого из Этрурии (украшение храма Юпа). Первая бронза – Церера (V в.). С IV – начинают появляться статуи смертных (магистраты и просто частные лица). Престижным считается поставить что-нибудь на Форуме. Статуй очень много => художественный уровень невысок, но  главное – это портретное сходство. Обычай снимать посмертную маску способствует. Скульпторы в основном – этруски.

С конца 3 в. здесь, как и во всех областях – влияние Греции. Статуи вывозятся из Г в Р в немеренных количествах. Сразу множество подражателей. В обшем, римляне греков так и не превзошли. Единственное новое – скульптурный портрет: синтез римской, этрусской и греческой традиции.

  1. Наука. В целом тенденция к обобщению накопленных греками и эллинизмами знаний. Кроме того, немного собственно римского.

Трактаты: Земледелие: Катон Старший и Варрон (воп. 31). Архитектура: Витрувий «Об архитектуре». Риторика: Неизв. Автор «Риторика к Гереннию»; Цицерон «Брут», «об ораторе». Право: недошедшие сочинения Квинта Муция Сцеволы («Дефиниции», «Гражданское право»), сочинения Цицерона. Филология: Нигидий Фигул (грамматические комментарии), его ученик Варрон «О латинском языке».

Технические знания – см. выше.

 

 

43 (оно же - 34). Римская литература I-II веков н.э.

 

Общие глупости по Кузищину: Войны кончились. Тишь и гладь. Самое время что-нибудь монументальное сотворить. Интерес к литературе характерен для Августа – таким образом он укрепляет свой моральный авторитет. Почему-то Кузя (уподобимся ему) говорит о Меценате (середине I-го до, начало I-го после). Его кружок – там Вергилий Марон (I до!!), Гораций Флакк (кусочек I-го после), Секст Проперций.

Вергилий. Начал с подражаний Феокриту и его идиллиям, пишет эклоги – «пастушеские песни», про то как круто на свежем воздухе. В 4ой эклоге прославляет приход Августа (в Средние века в этом видели предчувствие мессии – Христа). Другая крупная вещь – поэма о земледелии (аки «Труды и дни») – «Георгики». Понятно, важнее всего «Энеида», она до конца им не написана, раньше умер. Странствия Энея (сына героя Анхиза и Афродиты) по Италии. Эней уже был известен как родоначальник рода Юлиев. Проводится в жизнь крайне популярная тогда идея преемства римского государства от греческого. Это – венец латинской поэзии, образец. Не случайно, потом Данте именно Вергилия выбирает в экскурсоводы по аду.

Гораций. Сын вольноотпущенника (очень характерный пример – часто преуспевали в искусствах из-за новых социальных запросов – получил хорошее образование). Был военным трибуном армии Брута и Кассия. Его образец – Алкей (не случайно в Ad Melpomenem говорит о переводе на латынь греческих стихов). Автор кучи од – любовь-дружба, подлиз Августу etc. Естественно, «Памятник» (потом у Державина, Пушкина, Фета, Ломоносова etc.). Сатиры, критика общественных нравов – это Эпод. + стихотворения в жанре «Посланий» к конкретным людям. Король ритмического стиха («Корабль» - образец, строчки воспроизводят своим размером и ударениями движение бури).

Тибулл. Опять-таки от александрийских идиллий. Много внимания вопросам любви. Лекции Пильщикова -  Тибулл проводник идей «вечной любви», типа – «давай умрём в объятьях и не заметим этого, потому что после смерти нас ждёт тоже самое». Хорошо бы… Потом очень важен для Батюшкова.

Овидий. Отдельно. Лёгкие стихи о любви, близок Тибуллу. «Героики» - вымышленная переписка между известными возлюбленными: Дидона + Эней, Елена + Парис Etc.). Известнее всего «Искусство любви». Август изгнал его в Томы (Констанцу), Кузя пишет, что за «ars amandi», но на самом деле никто толком не знает за что. Об Августе Овидий пишет «Фасты», уже в ссылке просится назад: «Скорби», «Послания с Понта», «Метаморфозы». Очень важен для Пушкина (чувак из «Цыган»). Сергеич отождествлял его ссылку со своими.

Чуть позже, уже при Нероне, это Марк Анней Лукан. Сторонник более умеренной власти, «Фарсалия» воспевает Помпея, а Цезаря опускает.  Сенека. Сначала – учитель Нерона, потом – тот и заставил его отравиться. Автор многих трагедий, ценит Еврипида. Его «Федра» вослед Еврипидовскому «Ипполиту» (потом уже классицистическая Расиновская).  Крупнейший сатирик – Петроний. И его «Сатирикон». Туда же – Марциал. Эпиграммы на знать. Много пошлых и непристойных. 16 политически острых сатир Ювенала. Понятное дело, Апулей и его «Золотой осёл».

Отдельная историческая школа. Тит Ливий (142 книги «Истории Рима от основания города», сохранилась только часть), Плиний Старший, Иосиф Флавий «Иудейская война» (я читал Фейхтвангера, понятное дело – книга о подавлении Веспасианом восстания в Иерусалиме и разрушении Храма Соломона). Тацит. Особенность его позиции – ярый республиканец, соответственно – тяжело воспринимает современную действительность. Аппиан интересен тем, что писал свою историю не хронологически, а по темам. И отдельно – биографы. Светоний и Плутарх. О них всё понятно, но кратенько – разница.

  • Плутарх больше моралист, Светоний – собиратель баек.
  • Плутарх оценивает личность в целом, Светоний – сначала о хорошем, потом о плохом.
  • Оба не гонятся за историей, опускают много судьбоносных событий, но интересуются мелочами.
  • Разные задачи: Плутарх сближает Грецию и Рим, Светоний даёт забавную картину нравов.
  • Оба спецы широкого профиля – писали трактаты обо всём на свете. Обречены на вечное сравнение. Ими занимался Гаспаров.

 

 

35. Исторяи  Тита Ливия как исторический  источник по истории Рима.

 

Хронология. Жил 59 до – 17 по. Имел хорошее образование. Историю писать стал вскоре после 27 г.

Задачи  труда. Прославление доблести и величия римского народа и через это – поправление современных нравов. Противопоставление испорченности своего времени. «В этом-то и состоит нравственная польза и плодотворность изучения истории, что примеры всякого рода событий созерцаешь, точно на блестящем памятнике: отсюда можно взять и для себя и для своего государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь и позорное по началу и концу, чего следует избегать» (Предисловие, 10). Попытка выяснить, каким образом римляне достигли своего могущества.

Структура труда. Ab urbe condita libri состояли из 142 книг по хронологическому принципу. Охвачен период от Энея до 9 г. до н.э. До нас дошли только 35 книг: т.н. первая декада (до 293), 21-45 книги (218-167). Кроме того, в пересказе других авторов (epitomae) известны все книги, кроме 136-137.

Тенденции труда. Ливий – моралист. Сторонник аристократической республики, но Август с ним мирился, т.к. взгляды его консервативны, а принципат в большой степени опирается на традиции республики. Списывая с Полибия, который провозгласил принцип научной объективности, выкидывал все, что порочило Рим.

Методология труда. Ливий в большей степени компилятор, чем исследователь. Многое содрал у Полибия (4 и 5 декады). И это к лучшему, т.к. труд Полибия был более оригинален, но сам по себе плохо сохранился. Никакой критики источника: если списывал, то точно, если несколько версий – приводил ту, которая казалась наиболее правильной.

Стилистика  труда. Ливий был прекрасно образован. Подобно Фукидиду, сочинял речи от лица своих персонажей и вставлял в историю (способ раскрыть их внутренний мир, подробнее описать). Красота у него доминирует над достоверностью. Стремление увлечь читателя.

Выводы. История Ливия в большой степени легендарна и требует проверки по параллельным источникам. Проблема в том, что таковых по раннему периоду не сохранилось. К тому же, многие последователи Ливия опирались на него в своей работе => тоже писали глупости.

 

36. Принципат  Августа. Внутренняя и внешняя  политика.

 

Время: 30 до – 14 после. Понятное дело, внешне – республика, на самом деле – кукиш.

Источники, (не мои, а откуда мы вообще это знаем): по Светонию и его собственным «Деяниям божественного Августа».

Что он делал внутри: Основной своей заслугой считал восстановление res publica. Не упразднил ни одного действующего органа власти. Отдал даже часть функций сенату. Однако – всё видимость, мнимый «почёт»: избираются по 4, а то и по 6 консулов в год.   Имел право «рекомендации» кандидатур в выборные магистратуры. Важнейшая штука при нём – чиновники (prefectores):

    • p. Urbi (префект города => всадники);
    • p. praetoriae (ведал гвардией императора => всадники);
    • p. annonae (продовольствие);
    • p. Vigiliae (полиция. Впервые – отдельно от армии).

Легаты и префекты в провинциях рядом с промагистратами (аки  путинские «представители президента по округам»). Важен consilium princepis (состоит из сенаторов, состав ратируется). В Сенате уже 1000 человек. Таким образом, роль его как совещательного органа падает. Сам он – princeps senatus. C 36 года – его трибунская власть. С 29ого – официальный принцепс. С 12 – великий понтифик. «Сын Божественного» (Цезаря, то бишь). Pater patria.

В армии: сократил количество легионов с 75 до 25. Ввёл преторианскую гвардию. 9 когорт по 1000 человек. Престижная лёгкая служба неподалёку от Рима. Опирался на них. Была и союзническая армия. Причём: легионеры и преторианцы – только граждане, а союзнические войска – нет. НО – после 20 лет службы там ветеран <без рук, без ног, кривой лысый старикан> получает заветное римское гражданство.

 Финансовые изменения: Две казны, эрарий – он уже был, казна, чеканящая медную монету + теперь фискус – императорская казна. Чеканит золотые и серебряные. Новое распределение провинций: из «старых» сенатских – налоги в эрарий. А вот из «новых» императорских (а это Египет, Малая Азия, Галлия) – в фискус. Причём Египет – личная провинция императора <там – его поле для гольфа>.

 Социальная политика. Реформа сословий (ordo). Сенаторы (не < 1000000 сестерций), всадники (не < 400.000), плебс. Вычисляются имущественным цензом. Каждому своё (Concordia ordenum). Поддерживал в сенате старую патрицианскую аристократию. Всадникам дал дорогу к власти через чиновничество, огромные политические перспективы. Особо – муниципальная знать. Местные горкомы и правкомы. Имущественно включались в высшие сословия. Копировали в уменьшенном виде римское устройство. Плебсу давал хлеба и винища. Лавировал. «Близок народу». Вместе с ним ест попкорн на всяческих публичных зрелищах. Свистел и орал кричалки. Даже с вольноотпущенниками знался. Пустил их в мелкие чиновники.

Его законы (his laws, yeah!). Настоящий ОТЕЦ. Demeritatis oridinitas (о поощрении брака) – 18-год до. Затруднял жизнь холостых. Крепкая семья – ячейка общества, укрепляет мораль.. понимаешь.. Закон о прелюбодеянии (de adulteries). На нём и погорел – зажигали и его дочь, и внучка Юлии. Обеих изгнал по этому закону. К этой же «нравственности» можно добавить изгнание Овидия (неясно за что. Может, Ars Amandi?). 1ая жена – Скрибония, 2ая (увёл у друга) – Ливия (трепал с ней по конспектам, типа «мадам, разрешите вам в..ить»). Особо законы о рабах. 2-г. до: «ограничение числа рабов отпускаемых на волю по завещанию». 4-г. после: «о минимальном возрасте отпускающих и отпускаемых на волю». Минимальный срок «службы» до «увольнительной» - 20 лет.

Что он делал снаружи: 2 периода:

  • с 27 года до по 6 год после. Активность в Испании (кантабры и астуры), воевал на территории современной Португалии. Сам – дух, воевать не умеет, но – хороший селекционер, находит правильных людей. Випсаний Агриппа командует и армией, и флотом. Войны в Иллирии (верховья Дуная), в Паннонии. 10 г. до – провинция Паннония. Там же провинция Мёзия. + Провинции Реция и Норик. 
  • С 6 года после и до «игры в ящик». Неудачи в Германии. Свевское царство, предводитель Маровод. В 9 году после – восстание херусков (глава – Арминий). Битва в Тевтобургском лесу («Вар! Верни легионы!») => 9 год. На Восток вааще не совался, но забрал знамёна, посеянные в Парфии Крассом. Отличный ход, малыш! 

 

 

37. Социальная политика и соц.  структура I в.

 

1. Соц структра. По Кузе: рабы, рабы, рабы, рабы… Сверху вниз.

Информация о работе Шпаргалка по"Истории"