Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 172.65 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи курса «История Беларуси в контексте мировых цивилизаций».

Предметом изучения курса истории Беларуси в контексте мировых цивилизаций являются закономерности социально-экономического, политического и духовного развития человеческого общества на территории Беларуси с древнейших времен до наших дней на фоне мировых процессов. Нашей задачей проследить динамику зарождения и развития белорусского этноса в контексте всемирной и европейской истории. Цель такого курса – сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.

Изучение  истории Беларуси и мировой цивилизации  несет в себе ряд важных социальных функций:

- первая  из них является описательной, или функция социальной памяти;

- второй, более  значимой функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества;

- третья  функция – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные;

- четвертая  функция – воспитательная, которая заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

  1. Первобытное общество на территории Беларуси.

 Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный (100 – 3 тыс. лет до н. э), бронзовый (конец 3-го/начало 2-го тыс. до н. э. – 9 ст. до н.э.) и ранний железный век (8 ст. до н. э. – 5 ст. н. э.). Первые люди (неандертальцы) на территории Беларуси появились приблизительно 100 - 40 тыс. лет тому назад. Вещественные подтверждения этому найдены близ деревень Светиловичи на Гомельщине, Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Но мест постоянного проживания неандертальца не выявлено.

В эпоху мезолита, которая для  нашей территории датируется IX - V тысячелетиями  до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Появилось постоянное (автохтонное) население, которое не меняло место жительства, так как последний ледник (Поозерский) давно отступил.

С конца V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. Зародилось архаическое земледелие и животноводство, усовершенствовались техника и приёмы обработки кремня, возник межплеменной обмен. Люди стали активно пользоваться керамической посудой, которая была лепной и остродонной. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных жилищ и полуземлянок. Общее количество населения белорусских земель составляла на тот момент около 30 тысяч человек.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество (использовали лён, крапиву, коноплю). Но большинство орудий труда продолжали оставаться каменными. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность и имущественное расслоение.

В VIIІ веке до н.э. на территории Беларуси начался ранний железный век. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Происходит ассимиляция фино-угорского населения индоевропейцами.

  1. Начало расселения славян на территорию Беларуси. Славянизация балтов.

        В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, начали свою миграцию славяне. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове и смешались с местным фракийским и иллирийским населением, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев. 

На территории Беларуси славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. Балто-славянские отношения имели  преимущественно мирный характер. В  результате образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи. Возникновение  союзов племён свидетельствовало о  переходе от кровного или мифического  родства как консолидирующего фактора  к территориальному единству (этап, предшествующий появлению государства). Политическая власть, защита территории принадлежали вождю, совету старейшин  и полноправным мужчинам.

5.Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества. Культура белорусских земель в IX – начале XIII вв

Начало  Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу, чудь, словене и весь отправили своих послов за море о призвании на княжение в Новгород 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, «и сел старший Рюрик в Новгороде… Синеус – на Белоозере… Трувор – в Изборске» отсюда и началась династия Рюриковичей в русской истории. Либо определять его временем киевского похода легендарного князя Олега в 882 г., когда произошло слияние Киевской и Новгородской Руси.

В современной историографии термином «Киевская Русь» обозначается раннефеодальное  государство - монархия восточных славян во главе с великим князем киевским. Оно возникло в результате объединения  двух восточнославянских государственных  образований - Куявии (политический союз полян, северян и вятичей; центр - Киев) и Славии (чудь, словене, меря, кривичи; центр - Новгород) и существовало в IX-XII вв. на территории, граничащей с путем «из варяг в греки».

По  мнению исследователей, Русь в своем  развитии прошла три этапа: первый -раннефеодальный (IX - Х вв.); второй - расцвет ( конец Х - XI вв.); третий - феодальная раздробленность и ее распад (XI - XII вв.).

В XI в. Киевская Русь была поделена на три  части во главе с Киевом, Полоцком и Новгородом, соперничавшими между собой. Однако фактически на Руси сохранились только две княжеские ветви: сын Владимира - Ярослав Мудрый в Киеве и правнук Рогволода - Брячислав Изяславич в Полоцке.

Самым крупным и могущественным княжеством на территории Беларуси в раннем средневековье  являлось Полоцкое княжество. Оно образовалось в среднем течении Западной Двины в IX-X вв., занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке - со Смоленской, на юге - с Турово-Пинской, на западе и северо-западе - с землями литовско-латышских племен. Полоцкое княжество занимало свыше трети территории современной Беларуси

Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло при Всеславе Брячиславиче. Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вече, или народному собранию. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядников (уряд-цев, чиновников), утверждало объявление войны или мира Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся одним из родоначальников племени. Энергия и способности, особенно в военных делах, выделяли его из общей массы старейшин Высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. От имени князя и епископа писались договоры, заключавшиеся полоцким вече, к документам прикреплялись их печати.

Вторым  крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское княжество, образовавшееся в IX-X вв. Его территория в основном соответствовала местам расселения дреговичей на юге Беларуси в бассейне Припяти. Политический центр княжества - Туров - почти современник Полоцка. Крупным городом был Пинск. Название Турова летописец связывал с именем местного князя Тура. Возникновению и развитию Турова и Пинска содействовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском торговом пути из Киева и других русских земель в Западную Европу.

Туровское княжество было включено Ярославом Мудрым в состав Киевского княжества в качестве волости, на которую непосредственно распространялась власть киевского князя.

В 50-е гг. XII в. Туров вышел из повиновения  Киева, и в нем установилась самостоятельная  княжеская династия

Полоцкое  и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти -- власти законодательной (вече), исполнительной (князья и дружины) и судебной (князья и тиуны). Их можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.

В тесной связи с государствообразующими процессами в IX – XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением – балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

Основным  жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним  из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 – не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104–1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

6.Социально-экономические  и политические предпосылки формирования  ВКЛ. Соотношение литовского и славянского элементов в ВКЛ. Кремлевская уния.

Причинами образования Великого княжества  Литовского (ВКЛ) были следующие. Внешнеполитические причины связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев. Внутриполитические причины требовали  преодолеть феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны  с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению.

Процесс образования ВКЛ начался в  середине XIII в. вместе с возвышением  Новгородского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались в верхнем и среднем течении реки Неман — на территории, охватывающей современные северо-западные земли Беларуси (Гродненская область) и частично восточные земли современной Литовской Республики. В процессах образования государства приняли участие восточнославянское христианское население белорусских земель и балтийское языческое население литовских земель. Согласно предположению некоторых историков именно 11оиогородское княжество и его местное население сыграли важную роль в объединении белорусских земель и образовании первоначального княжества Литовского. Также существует версия, что определяющую роль в образовании княжества сыграли литовские феодалы, которые захватили белорусские земли.

Летопись  сообщает о Литве Миндовга, одного из местных балтийских князей, вынужденного в результате междоусобной борьбы направиться с остатками своей дружины с балтийской территории в соседний Новгородок (теперешний Новогрудок). Здесь этот князь-язычник принял христианство и сделал город своей резиденцией. В 1253 г. произошла коронация Миндовга.

При великом князе Гедимине в 1316 -1341 гг. большая часть современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно три четверти населения ВКЛ до середины XIV в. составляли, как считают ученые, представители белорусской народности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"