Шпаргалка по"Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

история др.мира..docx

— 173.20 Кб (Скачать файл)

Вся потенция пути была оценена => доля колонов увеличивается. Сажают на арендных условиях на землю даже собственных рабов.

Колоны как социальная прослойка. Колонат особенно распространяется во II в., но появляется в I. Договор с колоном об аренде на 5 лет, но по истечении их колон как правило нстолько влезал в долги, что уже не мог уйти. Несмотря на это, он юридически свободен. Некоторые колоны живут на месте несколько поколений – фактически, становятся зависимы. Колонат способствует развитию латифундий. Источники: разорившиеся крестьяне, вольноопущенники, посаженные на землю, побеждённые варвары на границах (платят императору за пользование землёй). О возрастающей роли колоната свидетельствует активная разработка соответствующей законодательной базы императорами Адрианом и Коммодом.

III в. Кризис экономики, общая разруха. Латифундии начинают преобладать над всеми остальными формами хозяйства => и колонатные отношения над рабовладельческими. Латифундисты на окраинах ввиду слабости госвласти вынуждены обзаводится собственными оборонительными отрядами и сооружениями. Зависимость колонов всё более усиливается.

2. Рабы. Для Кузищина и Маяка – главное. Устаканивание границ =>  меньше войн, рабы дороже. Увеличивается роль естественного прироста => семейные отношения поощряются. Семьи рабов наделяются имуществом (пекулием). Улучшается и обращение с ними (дорогая собственность. Идеологический момент – раб – это не карма, а судьба (рабами не рождаются, ими становятся)), государство вмешивается в отношения раба-владельца. Маньяков стараются прижать к ногтю; если владелец отказывался помогать больному рабу, а тот выздоравливает, то свобода. Фактически, раб становится не объектом, а субъектом права. Несмотря на всё это по-прежнему обездолены и угнетены. Развивается вольноотпущенничество. Кузищин мыслит: создание стимула труда и улучшение жизни раба – это максимум, на что способно рабоимельческое общество для увеличения ПТ (=> прибавочного продукта).

Смягчение рабства, увеличение прав рабов, усиления тенденции к их отпуску  и наделению пекулием – симптому кризиса.

Продолжают использовать рабов  в ремесле (во всяком случае, до разорения  городов 3 в.), с/х (особенно небольшие  крестьянские хозяйства). Но уже с  середины 3 века раб – домашняя прислуга

 

41. Население  римского средиземноморья. Соотношение  этнического и юридического статуса.

 

Население. Ну что тут можно сказать. Италия – латины, италики всякие разных мастей, уже сливаются почти к этому-то времени. Испания – кельтиберы. Германия и Франция – галлы, гельветы, аллоброги, аквы… (см.карты). Греция – греки. Африка – негры… И все в таком духе.

Право. Ius gentium. Синтез местного традиционного права и римского права. Приспосабливается одно к другому. Римское право приобретает отличительные местные черты. Неграждане в разных провинциях именуются перегринами.

 

Гражданство.

90 – Во время союзнической войны (91-88) по закону консула Луция Цезаря гражданство получают те римские общины, которые сохранили верность Риму.

89 – закон Плавция – Папирия. Гражданство получают все союзные общины, подавшие в 2-месячный срок заявление.

После союзнической войны все италики  получают статус римских граждан.

49 г. до н.э. гражданство всей  цизальпинской Галлии

Август скупо давал гражданство, но многие провинциальные аристократы  его получили.

Потом особых пертурбаций не происходило, насколько нам с Ломакиным  не изменяет память, вплоть до 67 г. н.э. Тогда Нерон, спасаясь от эпидемии, уехал в Грецию. Греки-бестии просекли, что Нерон повернут на своих «талантах» и стали ему присуждать один приз за другим на различных соревнованиях. Тогда он объявил греков свободными, то есть даровал им право римского гражданства.

Траян давал право римского гражданства  некоторым римским городам.

Короче, случаев, когда бы этнос  получил право гражданства, было мало. То есть  как раз только эти  самые греки при Нероне.

212 – Эдикт Каракаллы. Издан его матерью Юлией Домной. Был способом поправить состояние государственной казны. После разорительной операции в Сирии и увеличения денежного довольствия армии параллельно с увеличением количества легионеров обстановка в Риме накалилась.

Смысл эдикта заключался в том, что  все свободные жители провинций, исключая детей и «дедициций» (совсем бесправные, «сдавшиеся на милость  победителя») объявлялись римскими гражданами. НО! Они теряли привилегии в отношении освобождения от уплаты налогов. Это стало причиной нарастания напряженности по всей империи. Хотя все поголовно уже и граждане.

 

Смысл процессов (как думается):

  1. Про союзническую войну и ее причины молчу, все и так ясно
  2. Потом. Есть Италия, все жители уже граждане Есть провинции, где граждан нема, зато есть местная знать, которая жутко злится на то, что нигде и ничего она уже не решает. Поэтому она борется за предоставление ей прав гражданства, что автоматически дает кой-какие политические права, если мне ничего не отшибло с перепою. Рядовому населению по большому счету плевать на гражданство, т.к. до Рима шкандыбать далековато, а дома как заправляли местные, так и заправляют. (Вроде как любой римлянин, приезжая в провинцию, обтесывался и встраивался в старую местную систему, слегка ее модернизируя и подстраивая под себя, – как с правом, короче говоря).
  3. Потом. Когда все получают гражданство после 212 года, то опять же это только бьет по карману. Единственный плюс – осознание себя в качестве гражданина самой великой, могучей и кипучей. Жалко, что паспорта краснокожего еще не дают.

 

 

42. Культура  Римской империи I-II веков. Её «средиземноморскость».

 

Литература. См. билет 43.

Суть  «средиземноморского характера»: в том, что Рим оказал огромное культурное влияние на завоёванные территории, лишь на Востоке (Парфия, Боспор, Армения) была своя высокая культура, а в остальном – Рим распространитель античной культуры. => новые герои могут быть из Испании, Галлии, Африки, Рим варваризируется.

Архитектура. Колизей (80 г.) при Тите. Важно – такие же стадиончики по всей империи – Париж, Верона, Тунис etc. Каменные мостовые, акведуки, канализации, причём даже в самой глуши. В Риме – Форум Траяна, Алтарь Мира Августа. Термы Септимия Севера и Каракаллы.

ИЗО. Популярны росписи на стенах домов и вилл. Там и краски, и мозаика. Обычные сюжеты – античная мифология, но есть и бытовые. На Палатине сохранилась комнатка с росписью, принадлежавшая Ливии (2ой жене Августа). Особо – МОДА на портретность, отсюда – массовое производство скульптур => падение качества. Каждый мечтает увековечить своё рыло.

Игры. Заезды на колесницах, рубилово гладиаторов. Туники 4 цветов (белый, красный, синий, зелёный) => отсюда принцип борьбы. Партии болельщиков. Театр был, но мало, его не очень любили, пожалуй, до Плавта => считают его недостойным развлечением для римлянина.

Наука. Те, кто победнее: частные учителя набирают группы у себя дома. Побогаче: сам нанимаешь себе умника, и он тебя учит. Часто это вольноотпущенник. Модно быть образованным. А просто в школе: от 7 до 12 – халявная развлекуха, 12 до 16 – «грамматика», с 16 – «риторика». Вообще наука: в Александрии Мусейон, в Афинах – философская школа. Известнейшие труды: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Секунда, Птолемей отказался от гелиоцентризма Аристарха Самосского, и воцарился геоцентризм. Стоики в Риме – Сенека, позже даже Марк Аврелий. Ведущий скептик – Лукиан. («Диалоги богов», «Диалоги в царстве мёртвых»).

 

44. Сочинения  Тацита как исторический источник.

 

Хронология. Рубеж I-II вв. н.э.

Чё написал. Разговор об ораторах (причина упадка ораторского красноречия в Риме в том, что свободной политики-то уже и нету. Профукали политику-то). Жизнеописание тестя Агриколы. Германия (этнографический труд; основной источник по ранним германцам). Однако настоящая известность – после двух следующих. История (события 69-96; 14 книг; сохранились первые 4 и начало 5 книг). Анналы (от смерти Агуста до конца династии Юлиев-Клавдиев; 16 книг; недостает 4-х книг).

Тенденции трудов. Сторойной концепции нет. В намеренных фальсификациях не замечен. Тенденциозность прежде всего в подборке и группировке фактов. Последний апологет аристократической республики. 111-112 был проконсулом Азии. Склонен противопоставлять золотой век республики современному миру – мерзостному и богопротивному. Сам для себя решил писать sine ira et studio (без гнева и пристрастия), но это свидетельствует только о том, что они у него были. Написал очень тенденциозный труд. Очень силен Дидактизм (сильнее чем у Ливия и Полибия). Особое внимание личности, а точнее ее добродетели (virtus) => в центре внимания – император. Наряду с этим признается влияние Судьбы.

Методология. Не столько наука, сколько литература. Материал расположен хронологически. Иногда излагает несколько взглядов на одну проблему. Есть вставные речи, но роль их меньше, чем у Ливия, и они иногда основаны на реальных речах (речь Клавдия в сенате 48). Источники пестры: есть и предшественники, есть и подлинный актовый материал и мемуары. На первом плане все равно изложение, а не исследование

 

45. Возникновение  христианской религии в I-II веках. Канонические Евангелия как источник по древнейшему христианству.

 

Общие вещи. Вообще I век – некий нравственный кризис. Это уже не ужасы гибели республики, но люди явно переросли римский пантеон, тянет на что-то новенькое, нужны новые идеи. «Культ императора» слишком официозен, он внешний, это традиция, а не реальная вера. Со времён эллинизма есть интерес к восточным культам (Митра, Серапис). Кроме того, популярны идеи «вечной жизни», явственно проглядывает из многих вопросов мессианство. Поклонники «воскресших» божеств: Осириса, Адониса. Отдельно – «богини матери», боги для всех: Кибела. Много похожего у Митры (есть даже идея о сошествии Митры с небес и гибели всего живого – Судный День). В среде этого – иудеи. Уже тогда – довольно многочисленная диаспора в Риме и около него. Торговцы, вообще сплочённый народ. Вера в Яхве. К рубежу тысячелетий уже сформировалась Тора, вера цветёт (особенно сильно из-за постоянного угнетения: Птолемеи, Селевкиды etc.). Иудея захвачена Римом руками Помпея, которого позвали сами иудеи, ссорясь внутри государства. Рим сохранил свободу вероисповедания, но во главе стоял ставленник Ирод, ему в помощь римский легат Сирии + прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Три группировки в Иудее: саддукеи (первосвященники), фарисеи и ессены (сектанты, не любят первых двух). Источник по этому периоду – Иосиф Флавий.

Началось. Восстание 66 года после. Особо проявила себя диаспора, говорящая о «мессии», «конце света», пришествии Бога и его 1000летнем царствовании. Того же времени – «Откровение» Иоанна Богослова. К 73 году – Иерусалим сожжён и восстание полностью раздавлено. Новое учение как раз для униженных и оскорблённых. Кумранские пещеры, 66-73 год упоминания о Христе в рукописях ессенов. Божий Сын Христос, проповедовавший в конце правления Тиберия (30-33 годы). Поскольку послания мы не трогаем, Евангелий было около 10. Каноническими стали 4: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Изречения Христа», «Акты Пилата» - стали апокрифами.

Краткая биография героя: Иешуа. Родился в Вифлееме. Бежала его семья в Египет из-за избиения младенцев. Потом – живёт в Назарете (север Палестины). Крещён в 30 лет в Иордане Иоанном Крестителем. Ученики (12 шт.) : Андрей, Матфей, Пётр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Леввей (Фаддей), Симон и Иаков Алфеев. 3 года ходил, проповедовал, творил чудеса. На третий год, в Пасху схвачен в Иерусалиме после предательства Иуды, приговорён Синедрионом к смерти. На 3 день воскрес, на 40 – вознёсся, обещал вернуться и судить всех. Ждём..

Вывод: Реальность его доказать нельзя. Единственное место у Тацита – доказанная позднейшая вставка. Это – вопрос веры. Я верю. И вам советую.  

 

46. Создание  христианской церковной организации.

 

«Где один или двое соберутся  во имя моё – там и я среди  них». Известное дело, у апостолов  есть «преемство» идей Христа, они  получают право проповедовать от его имени. Потенциал к созданию Церкви.

Это путь исканий и поиск канона. Разные идеи околомессианского толка + проблемы с иудеями, которые видят  в христианстве подмену идей иудаизма (ещё бы!). В Сирии, Египте выступают гностики. Очень восточный дуализм. Противопоставление духовного и телесного. Борьба возвышенного творческого духа с «демиургом» плоти. Христос – эон, духовный посланец. Известнейшие гностики: Василид, Валентин, Сатурнин. К концу II-го века усилиями Павла один вариант устаканивается как ортодоксальный, остальные постепенно приобретают статус еретических.  

Что такое тогда собственно христианство:

  • это сходки ночью или рано утром в укромных местах, очень часто в подземных кладбищах (катакомбах).
  • Там проповедают, пьют разбавленное вино
  • Это постепенно упорядочивается: есть старшина – пресвитер, ему помогают диаконы и диаконессы. Особенно крупный хозяйственный управленец – епископ.

С конца II века – первые изображения Христа, его символика (добрый пастырь, овцы, роза, крест). Выдвигаются епископы – они лидеры общин, диаконы их помощники. Появляется название – клирики и общепринятые белые одежды. Из разрозненных сект – в единое целое. Общие праздники (особо – Пасха). Первые таинства – пресуществление.

Взаимоотношения с  властью. 

  • эдикт Траяна против тайных сборищ.
  • Обычные слухи: оргии, «Божество с ослиной головой», непотребства всякие. Особенно неприятно, что нет там социальных критериев – все со всеми.
  • Два христианских послания Антонину Пию (Юстин и Аристид): апология христиан, пишут о клеветниках, хотят признания как силы, отдельной от евреев.
  • Разрабатываются первые догмы: Тертуллиан и Киприан.
  • Ориген – философ апологет христианства. Считает возможным некоторые его идеи связать с Платоном и Аристотелем.
  • Гонения: при Нероне (64 год, обвинены в поджоге Рима + есть у Флавия), Домициане.
  • Очень жёстко за культ императора боролся Деций (249-251), при нём куча христиан в тюрьмах.
  • 257 г. Валериан решил постричь купоны с христианских общин, объявил их врагами. Разграбил, многих убил (на мученичество идут охотно – за веру).
  • Фактическая остановка преследований: 260 год, Галлиен. Путь к признанию.
  • Дальше – две вехи: гонения при Диоклетиане (и о них не буду – см. билет 50)
  • И признание при Константине: (есть в 51ом), но – особо ереси, осуждённые Никейским собором. Донатизм. Донат – лидер нонконформистов, он считает, что не должно быть никаких контактов с властью. Арианство. Очень сильно. Разделили Бога-Отца и Бога-Сына («единоподобен», а не «единосущен»). Это легко усваивается, сделали всё понятнее. Много последователей. Резкий протест ортодоксов. Константин принял христианство в самом конце жизни, и есть версия, что в арианском обряде. На том же соборе в Никее (325 год) установлен церковный календарь. Три главных иерарха: Рим и Александрия (папы) и Антиохия (патриарх). Чуть ниже – архиепископы, ещё ниже – епископы. Вспомнить, что есмь «Константинов дар»?  

Информация о работе Шпаргалка по"Истории"