Царство Польское. Конституция 1815 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любой опыт прошлых лет в создании системы законодательных актов и его применении сегодня анализируется и изучается учеными разных сфер, для оптимизации этого опыта под современную систему законов, так как их создание и функционирование очень сложный процесс, индивидуальный для каждого государства.
В результате политической игры Венского конгресса, в которой каждый ее участник преследовал свои собственные цели, появилось автономное Царство Польское со своей конституцией. И эта конституция на тот момент являлась одной из самых либеральных во всем мире.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образование Царства Польского и создание конституции.
Венский конгресс………………………………………………………………… 7
1.1. Деятельность Венского конгресса. Образование
Царства Польского………………………………………………………..7
1.2. Создание конституции……………………………………………….11
Глава 2. Конституция Царства Польского 1815г. …………………………….13
2.1. Основные положения конституции…………………………………..13
2.2. Внутреннее устройство Царства Польского………………………....17
Глава 3. Исторические аспекты действия конституции в рамках трех
периодов: «конституционный период» (1815-1820), «период реакции»
(1820-1825) и «период кризиса» (1825-1830) …………………………………..25
3.1. «Конституционный период»………………………………………….25
3.2. «Период реакции» …………………………………………………….31
3.3. «Период кризиса» …………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...….39
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_2 (1).docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

   Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.

   Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.

   Одним из вопросов, возникающих  при разборе конституции, является  вопрос о сущности той связи, которая устанавливалась между  Царством Польским и Россией. Есть сторонники того, что эта  связь являлась «личной унией», в то время как их оппоненты  считают, что Царство Польское  было присоединено к России  в качестве простой провинции, исходя, очевидно, из факта полной  зависимости слабой конституционной  Польши от могущественной и  неограниченной Российской Империи. Ближайшее рассмотрение текста  польской конституции в связи  с соответствующей статьей акта  венского трактата убеждает нас, однако, в ошибочности такого  взгляда. Вот те немногие статьи  конституционной хартии 1815г., которые, вместе с первыми тремя статьями, приведенными выше, имеют прямое  или хотя бы косвенное отношение  к интересующему нас вопросу:

   Статья 8. «Внешние политические отношения Империи Нашей распространяются на Царство Польское».

   Статья 9. «Государю одному принадлежит право определять участие Царства Польского в войнах, каковые будет вести Россия, а равно в мирных или торговых трактатах, каковые могла бы заключить сия держава».

   Статья 10. «Во всех случаях введения Российских войск в Польшу или Польских войск в Россию или в случаях прохода означенных войск через какую-нибудь область означенных двух государств, их содержание и расходы по их передвижению относятся в полном размере на счет того края, которому они принадлежат. Польская армия не будет никогда употребляться вне Европы».

   Статья 31. «Польский народ будет иметь на вечные времена народное представительство. Оно заключается в сейме, состоящем из Царя и из двух палат. Первая образуется из сената, вторая из послов и депутатов от гмин».

   Статья 45. «Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен, и приносит следующую клятву: "Обещаюсь и клянусь пред Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдений Конституционной Хартии всею Моею властью"».

   Статья 48. «Случаи регентства, которые установлены или будут установлены в России, равно как власть и полномочия регента, будут общи Царству Польскому и определяются теми же правилами».

   Статья 51. «Регентство Царства образуется из регента России, четырех членов, избранных сенатом, и министра статс-секретаря. Оно заседает в столице Российской Империи. Регент председательствует».

   Из  приведенных статей видно, что  связь между Царством Польским  и Россией заключалась единственно  в общности верховной власти, принадлежащей в обоих государствах  одному и тому же физическому  лицу, и в общности их отношений  к иностранным державам. Нельзя, однако, сказать, чтобы и по этим  двум пунктам общности между  обоими государствами была полной  и безусловной. Власть русского  императора значительно разнилась  по своему характеру от власти  польского короля. Первый был  монархом самодержавным и неограниченным, второй пользовался властью ограниченной  национальным правительством, и  должен был присягать на верность  конституции. Кроме того, в случае  установления регентства верховная  власть

в России переходила в полном объеме регенту, а в Царстве Польском – к коллегиальному органу, состоявшему из русского регента, четырех членов регентства, избранных сенатом, и министра статс-секретаря. Таким образом конституция 1815г. устанавливала случаи, когда даже носителями верховной власти в Царстве Польском и в России могли быть разные лица. Это обстоятельство делало связь между Царством и Империей в некотором отношении более слабой, чем существовавшая уния между Швецией и Норвегией (1814 – 1815 гг.), при которой эти страны имели общего регента. Общность отношений к другим иностранным государствам точно так же была ограничена статьей 9-ой и отчасти 10-ой, согласно которым участи Царства Польского в войнах России не было для него безусловно обязательным, а определялась каждый раз королем, при чем польское войско не могло быть употребляемо за пределами Европы.

   В соответствии с этими основными  положениями обособленность Царства  Польского от России характеризуется  следующими чертами: Царство Польское  имело свое особое законодательство, управление и судоустройство, свою  армию, свою монету; польский язык был языком государственным, господствующим «в управлении, суде и армии без всякого исключения» (статья 28); все государственные должности, гражданские и военные, могли быть занимаемы только поляками (статья 29); все иностранные дела, поскольку они касались Царства Польского, были введены особому министру статс-секретарю (статья 81), и, наконец, в финансовом отношении Царство Польское было совершенно независимо от России, так как каждое из обоих государств имело свой отдельный государственный долг (статья 158). На основании изложенных соображений можно прийти к выводу, что связь между Царством Польским и Россией представляла так называемую «реальную унию». Этот термин подразумевает под собой, что одно и то же лицо является всегда носителем верховной власти в обоих государствах и может распространить эту общность на другие функции этих государств. Реальная уния может возникнуть различными способами, между прочим и путем уступки данного государства (или части оного) его верховною властью правительству другой державы без слияния с этой державой. Таким именно образом Венский конгресс, которому принадлежало право распоряжаться судьбою спорных территорий, установил унию между Россией и Царством Польским. При этом были даже соблюдены все формальности, так как герцог варшавский (король саксонский Фридрих Август) издал манифест, которым оповещал население и о перемене власти. Так же доказывая правильность этого взгляда, можно посмотреть на отдельные ссылки в протоколе конгресса и в конституционном акте 1815г.. Так, например, конгресс называет Царство Польское – государством, имеющим свое управление; статья 10 конституции говорит прямо о «двух государствах» и так далее.

 

2.2. Внутреннее устройство Царства  Польского

   Внутреннее устройство Царства  Польского приближается к устройству, введенному во Франции после  реставрации Бурбонов.

   Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.

   Членами верхней или сенаторской  палаты были принцы императорской  крови, епископы католические и  униатские, воеводы и кастеляны  в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).

   Посольская изба (нижняя палата) состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов, избранных дворянами-помещиками на уездных сеймиках, по одному от каждой гмины, и из 51 представителя гмин (общин сельских и городских), по одному от каждой гмины (из последнего числа 8 депутатов приходилось на Варшаву). Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых (15 рублей) налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.

   На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.

   Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:

  1. законодательство в области судебного, а также административного права;
  2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;
  3. решения по вопросам призыва в армию;
  4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;
  5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.

   На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю, который имел при этом право распустить его, продолжить или отсрочить. В случае распущения королем палаты депутатов в течении двух месяцев должны были состояться новые выборы. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда. Заседания обеих палат были публичными, но по требованию одной трети части присутствующих они могли происходить и при закрытых дверях.

   Исполнительная власть в полном объеме принадлежала королю (статья 35). Всякий королевский указ должен быть подписан министром, который является ответственным за всякое королевское распоряжение, нарушающее конституцию. В отсутствии короля его власть переходит к наместнику, которым может быть только гражданин Царства Польского или член русского Императорского дома.

   Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.

   В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:

  1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;
  2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;
  3. разрешение споров о пределах ведомства и власти;
  4. ежегодное рассмотрение отчетов, представляемых каждой из главных частей управления;
  5. контроль за соблюдением Конституции, борьба со злоупотреблениями.

   Общее собрание государственного совета должно было заседать по повелению короля, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. Для того чтобы постановления Общего собрания вошли в силу, они должны были представляться на утверждение короля или наместника.

   В состав Административного совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

   Управление страной осуществлялось пятью правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету:

  1. комиссия вероисповедания и народного просвещения;
  2. комиссия юстиции;
  3. комиссия внутренних дел и полиции («полиция порядка и безопасности»);
  4. военная комиссия;
  5. комиссия доходов и финансов (с 1824г. – народного хозяйства).

   В Петербурге находился государственный секретарь, который исполнял обязанности посредника между монаршим двором и органами власти в Королевстве.

   Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные дирекции (почты, городского транспорта, лесов и государственных имуществ и т.д.). Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы – медицинский, строительства и др., палаты – торговая и ремесленная – в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы.

   Существовала Счетная палата, которая должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля.

   В административном отношении Королевство было разделено на 8 воеводств, которые в свою очередь делились на 77 поветов и 51 городскую гмину. Во главе каждого воеводства стояли правительственные воеводские комиссии (состоящая из председателя и комиссаров) и выборные воеводские советы (члены которых выбирались на уездных сеймиках) – органы местного самоуправления.

   В городах органами управления были бургомистры, а в нескольких самых больших городах – президенты и члены совета, назначаемые правительством. Органами комиссий в округах были окружные комиссары. В деревнях войтами остались землевладельцы.

   Что касается сеймиков, то они состояли из дворян- собственников от каждого повета, которые должны были избрать из своей среды одного посла, двух членов совета воеводства и составить список кандидатов на административные должности. Сеймики собирались по созыву короля, который устанавливал продолжительность и предметы занятий собрания, а также назначал маршала – председателя сеймика.

   В каждом гминном округе созывалось гминное собрание, которое избирало одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляло список кандидатов на административные должности. В гминные собрания входили:

  1. каждый гражданин – собственник (не дворянин), уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог;
  2. фабриканты; хозяева мастерских; торговцы, владеющие лавкою;
  3. все настоятели и викарии;
  4. профессора/учителя;
  5. особо отличившиеся художники.

   При этом интересно подчеркнуть тот факт, что работа по составлению списков участников гминных собраний была довольно долгой и серьезной. Список собственников, имеющих право подавать голос, составлялся советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и деятелей искусств, составлялся комиссией внутренних дел. Список настоятелей, викариев, и профессоров составлялся комиссией вероисповеданий и народного просвещения. Как и на сеймиках на гминных собраниях председательствовал маршал, назначаемый королем.

Информация о работе Царство Польское. Конституция 1815 г