Царство Польское. Конституция 1815 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любой опыт прошлых лет в создании системы законодательных актов и его применении сегодня анализируется и изучается учеными разных сфер, для оптимизации этого опыта под современную систему законов, так как их создание и функционирование очень сложный процесс, индивидуальный для каждого государства.
В результате политической игры Венского конгресса, в которой каждый ее участник преследовал свои собственные цели, появилось автономное Царство Польское со своей конституцией. И эта конституция на тот момент являлась одной из самых либеральных во всем мире.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образование Царства Польского и создание конституции.
Венский конгресс………………………………………………………………… 7
1.1. Деятельность Венского конгресса. Образование
Царства Польского………………………………………………………..7
1.2. Создание конституции……………………………………………….11
Глава 2. Конституция Царства Польского 1815г. …………………………….13
2.1. Основные положения конституции…………………………………..13
2.2. Внутреннее устройство Царства Польского………………………....17
Глава 3. Исторические аспекты действия конституции в рамках трех
периодов: «конституционный период» (1815-1820), «период реакции»
(1820-1825) и «период кризиса» (1825-1830) …………………………………..25
3.1. «Конституционный период»………………………………………….25
3.2. «Период реакции» …………………………………………………….31
3.3. «Период кризиса» …………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...….39
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_2 (1).docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

2) основное  намерение империи – «навсегда  обеспечить Россию защитной линией»;

3) конституционность  Царства будет служить «успокоению соседей и всей Европы»,

4) наделение  поляков конституцией должно  стать барьером для распространения  «болезни», которая «едва не нанесла  смертельный удар социальному  устройству народов»;

5) «необходимо  помнить и о тех … правах, которые приобрела польская нация, ценою столь долгих несчастий  и превратностей судьбы, искупивши  все то, в чем ее можно было винить».

   В это же время (декабрь 1814г.) главнокомандующий польскими войсками, великий князь Константин, обратился к полякам со следующим воинственным воззванием: «Его величество император Александр, Ваш могущественный покровитель, призывает вас. Объединитесь под его знаменами. Пусть рука ваша возьмется за оружие на защиту отчизны и … вашего политического существования ... Император сумеет оценить вашу храбрость ... Высокие военные подвиги отличили вас в борьбе, цели которой вам были чужды. Теперь же, когда ваши усилия посвящены только служению вашему отечеству, вы будете непобедимы».[2]

   Все эти события настолько обеспокоили Меттерниха, что он предложил Каслри сообщить Гарденбергу, что Австрия и Англия соглашаются на отдачу всей Саксонии прусскому королю, но взамен Пруссия должна немедленно изменить Александру, примкнув к Австрии и Англии и вместе с ними не допустить овладения Россией Герцогством. Таким образом, Саксония должна была служить уплатой королю за измену Александру. Однако король Пруссии Фридрих-Вильгельм III решил отказаться от этого плана. Более того он известил Александра об этих переговорах.

   Видя, что работа Конгресса идет в тупик, Талейран также изменил тактику: он выступил не столько против усиления России, сколько за недопущение усиления Пруссии, которая являлась непосредственным соседом Франции. Так, Талейран дал понять Александру, что Франция не поддержит Англию и Австрию в их оппозиции против создания в пределах Российской империи Царства Польского.

   В это время, демонстрируя лояльность к Пруссии и ответственность в возложенных на себя обязательствах, а также в знак решительности по отношению присоединить польские земли – с территории Саксонии были выведены русские войска, которые закрепились в пределах Герцогства. Эти маневры вызвали панику делегаций Австрии и Пруссии. В этих условиях Талейран убедил Меттерниха и Каслри в необходимости заключить соглашение трех держав – Австрии, Франции и Англии. Это тайное соглашение (3 января 1815г.) было направлено против и России, и Пруссии: подписавшиеся стороны соглашались выставить в условии новой войны против этих стран по 150-тысячному корпусу и не идти с ними на сепаратный мир.

   Казалось, что результатом этой дипломатической борьбы станет новая борьба – военная. Однако, в марте 1815г. Наполеон неожиданно покинул о. Эльба, высадился на французской территории и предпринял попытку триумфального восхождения к власти. Эти события вновь потребовали объединения европейских государств. Страны-участницы Венского конгресса приняли декларацию, в которой Наполеон был объявлен вне закона, а также содержался призыв борьбы с ним. Сглаживание на антинаполеоновской основе всех существующих противоречий привело и к подписанию 9 июня 1815г. компромиссного «заключительного акта» (заключительного трактата) Венского конгресса.

   В соответствии с «Актом» Герцогство Варшавское навсегда было присоединено к Российской империи в качестве Царства Польского, при этом Александр мог дать этим территориям такое управление, «какое найдет нужным им дать». Русский император прибавил к другим своим титулам титул короля польского. В соответствии со второй статьей «Акта» Пруссия получила около ¼ бывшего Герцогства Варшавского (образовано Познаньское великое княжество). По статьям 3, 4 и 5 соляные копи Велички передавались Австрии. Кроме того, за Австрией оставалась Галиция, к которой были присоединены округа Тарнопольский и Чортковский. Шестая статья объявила Краков свободным и независимым городом под протекторатом России, Австрии и Пруссии. Польское население, которое отошло к Австрии и Пруссии, должно было получить национальное представительство и национальные учреждения. Одиннадцатая статья «Акта» даровала полную амнистию лицам, принявшим в предыдущих военных событиях сторону Наполеона. Так же, на всех польских территориях была обещана свобода судоходства, торговли и пограничного сообщения.

   Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время, обозначив ведущую роль стран-победительниц – России, Австрии и Великобритании в международных отношениях. Таким образом, Королевство Польское включало в себя часть земель бывшего Княжества Варшавского. Его территория составляла 127 тыс. км. кв., население равнялось 3,2 млн. человек. Границы нового государственного организма были установлены без учета польской этнической территории. От польского государства в разное время были отторгнуты такие жизненно важные экономико-географические районы, как Верхняя и Нижняя Силезия, Быдгощский и Познанский департаменты, Поморье, Вармия и Мазуры, отданные Пруссии, Галиция и район Велички, вошедшие в состав Австрии, и Краков с окрестностями, превращенный в «вольную республику». [7,с.49] Такое устройство в дальнейшем обусловило сильное национально-освободительном движение поляков, вылившееся в два восстания (1830-1831 гг., 1863-1864 гг.), целью которых было воссоединение земель Речи Посполитой. Определенным в том момент границам суждено было удержаться до 1918г., когда было восстановлено польское государство.

 

1.2. Создание конституции

 

   Исходя  из этого, Царство Польское не  было завоевано Александром I. Он получил его от конгресса европейских держав на основании договора, который должен был установить в Европе новый порядок, опирающийся на принципы международной справедливости и правды. Царство Польское было присуждено русской императорской династии под условием сохранения его национальной самобытности и особого управления и издания конституции, которая служила бы звеном, связывающим его с Россией.

   Основные  начала, которыми надлежало руководствоваться  при становлении польской конституции, император Александр подписал  еще в Вене в мае 1815 года. Они  состояли из 37 статей, большая часть  которых вошла в текст самой  конституции. Некоторые из них  были, однако, изменены в направлении, свидетельствующем о том, что  составители конституции устрашились  чрезмерного либерализма и постарались  чрезмерно усмирить его и ограничить. Например, статья IV, гласящая, что «древний основной закон: neminem captivabimus nisi jure victum (никто не может быть заключен в темницу без суда), будет охранять обывателей всех сословий без различия», была редактирована в других выражениях, а именно: латинский текст старого польского закона был вставлен в конституционную хартию в следующем виде: «neminem captivari permittemus nisi jure victum». Введение слова «permittemus» (мы позволим) должно было означать, что монарх волен садить в тюрьму всякого, кого ему угодно, и только подчиненным ему властям он не позволяет это делать без судебного приговора.[9, с.11] В таком понимании закона, гарантирующего полную неприкосновенность личности гражданина, весьма характерно проявилось традиционное мировоззрение абсолютного монарха, недопускающий возможности какого-либо ограничения своей власти по отношению к личности подданного. Точно так же не нашли себе места в конституции статья, устанавливающая ответственность чиновников перед обыкновенными судами за преступления, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей (статья 19 «начал»), статьи о бесплатном  обучении и о самостоятельном управлении городов собственными выборными властями; равным образом была выпущена статья 37-ая, согласно которой «великая конституционная хартия , данная Нами жителям Нашего Царства Польского, должна быть навсегда признаваема главным и священным звеном, связующим это царство неразрывно и навеки с Империей Всероссийской, как в Нашем лице, так и в лице всех Наших наследников». Вместо этой статьи введены были статьи 1-я, 2-я,3-я, говорящие:

   Статья 1 «Царство Польское навсегда  соединено с Империей Российскою».

   Статья 2 «Гражданские и политические  его отношения , определенные нами, а ровно и узы, долженствующие  упрочить это соединение, заключаются  в настоящей данной ему хартии».

   Статья 3 «Корона Царства Польского наследственна  в лице Нашем и Наших потомков  и наследников в порядке наследия, установленном для Императорского  Российского Трона».

Из сопоставления текста этих трех статей с текстом 37 статьи «конституционных начал» утвержденных Александром I в Вене, видно, что составители польской конституции желали избежать ясной и определенной формулировки положения, в силу которого, как сказано было в акте венского конгресса, Царство Польское соединено с Россией на основании своей собственной конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конституция Царства Польского 1815г.

2.1. Основные положения Конституции

   В последние дни заседаний Венского конгресса 22 мая 1815г. были подписаны «Основы конституции Царства Польского». Этот документ подчеркивал определяющую роль конституции, как акта, связующего Польшу с Россией.

   Почти одновременно был опубликован указ о преобразовании Временного верховного совета во Временное Польское правительство, вице-президентом которого был назначен А. Чарторыйский. Реорганизацией войска должен был заниматься Военный комитет под председательством великого князя Константина. Существование независимого от правительства формально равноправного с ним Военного комитета стало источником разногласий между польскими властями и Константином.

   Конституция Царства Польского была подписана 27 ноября 1815г. в Варшаве, где она была опубликована на французском языке. В российской периодической печати она в то время по политическим мотивам не издавалась. В ее основу был положен проект, предложенный А. Чарторыйским, Н. Новосильцевым, Шанявским и Соболевским.

   Конституционная  хартия состояла из 165 статей, подразделенных  на 7 отделов:

  1. «Государственные отношения Царства Польского»
  2. «Общие Гарантии»
  3. «О правительстве» (глава 1 – «О царе», глава 2 – «О регентстве», 3 – «О наместнике и государственном совете», глава 4 – «Об отдельных частях управления», глава 5 – «О воеводском управлении»)
  4. «О народном представительстве» (глава 1 – «Общие положения», глава 2 – «О сенате», глава 3 – «О палате депутатов», глава 4 – «О сеймиках», глава 5 – «О гминных собраниях», глава 6 – «О воеводских советах»)
  5. «О судебной власти»
  6. «О вооруженной силе»
  7. «Общие положения» (включает в себя общие постановления, касающиеся коронных имуществ, государственного долга, государственных знаков отличия и так далее)

   При утверждении конституции Александр I внес в ее текст несколько поправок, в частности, император не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв.

   Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Русский император вступил на польский трон в соответствии с порядком наследования короны, существовавшим в Российской империи. Единой для Империи и Королевства была и внешняя политика. После коронации в Москве Николай I короновался польским королем в Варшаве, чем разрешался вопрос о порядке возведения на польский престол. Император-король являлся конституционным монархом в Польском Королевстве, связывал его изданный им самим конституционный закон. За акты короля отвечали министры. Королевская власть охватывала:

  1. исключительную инициативу конституционного законодательства, то есть в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов;
  2. право утверждения или отклонения законов, принимаемых сеймом;
  3. всю полноту правительственно-административных функций (исполнительную власть).

   Заместителем короля являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Опасаясь роста авторитета А. Чарторыйского, Александр I сделал наместником – вице-королем генерала Юзефа Зайончека. Он оказался послушным орудием в руках императора и назначенного им на должность императорского комиссара при Административном совете Королевства русского сенатора Н. Новосильцева. После смерти Зайончека в 1826г. должность наместника оставалась вакантной до 1832г., а функции его Николай I передал Административному совету. Постановления наместника должны были объявляться в Административном совете и контрассигноваться одним из министров. Наместник должен был действовать в рамках установленных королем полномочий.

   Большую внеконституционную роль, значительно выходящую за пределы официальных полномочий главнокомандующего польским войском, играл великий князь Константин, осуществлявший по сути дела всеобъемлющий надзор над публичной жизнью Королевства.

   На практике власть монарха, представленная наместником, великим князем Константином и Новосильцевым, отодвинула на задний план все другие органы государственной власти. Сейм не допускался к исполнению некоторых его функций, нарушались прокламированные конституцией гражданские права и свободы. Конституция вводила право ограничения личной свободы граждан, если этого потребуют «обстоятельства момента, то есть возможность административных репрессий». [4, с.337]

Информация о работе Царство Польское. Конституция 1815 г