Христианство и Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Реферат не ставит цели ответить на вопросы, которые, вероятно, еще надолго останутся дискуссионными в науке. Его задача – расширить представление о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, показать это важнейшее событие начальных веков истории Отечества на широком историческом фоне, ввести читателя в ту духовную и общественную среду, в которой проходил процесс христианизации, в его историко-культурный контекст.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Восточные славяне в V – IX веках.
Миграция и расселение восточных славян;
Племенные объединения восточных славян;
Образование древнерусского государства;

Религиозные воззрения восточных славян.
Язычество;

Христианизация Руси.
Причины перехода Руси от язычества к христианству, обстоятельства выбор веры;
Государственные преобразования князей Владимира и Ярослава Мудрого;
Последствия принятия Русью христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Продуманная и энергичная политика Владимира ввела Русь в  систему европейских христианских государств. Ее международное положение  укрепилось.

Быстрый темп преобразований эпохи Владимира все же не смог обеспечить завершения феодальной реформы  при его жизни. Для этого требовалось  больше времени, и его дело завершил сын – Ярослав Мудрый.  Как  сказано в летописи, Владимир вспахал, Ярослав засеял, а мы (то есть следующее  поколение) пожинаем плоды. В чем  же заключался «посев» Ярослава?

Заняв после тяжелой междоусобной борьбы киевский стол, Ярослав стал не менее энергично, чем его отец, продолжать начатую реформу. Как  и отец, он строит укрепления для  защиты своих земель, теперь, правда, преимущественно на западе. Так же как и отец, следит за тем, чтобы  феодальным преобразованиям ничто  не мешало. В этой связи полезно  вспомнить так называемое «восстание волхвов».

Ярослав продолжает интенсивную  строительную деятельность, явно стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Если Константинополь знаменит своим  собором Софии, то величественный Софийский  собор возводится и в Киеве; и  тут и там городские укрепления украшают Золотые ворота и т.п. Много  сил отдает Ярослав и развитию торговли: при нем начали чеканить не только золотые, но и серебряные монеты.

Однако главной заботой  Ярослава стало создание собственной, русской интеллигенции  (при всей условности применения данного понятия  к той эпохе). Эту задачу Владимир не мог решить за недостатком времени. Требовалась не просто грамотность, надо было сделать так, чтобы Киевская Русь не нуждалась в «импорте»  греческого духовенства, чтобы она  могла при необходимости вести  идейную борьбу, в частности против имперской идеологии Византии.

При Ярославе продолжалось распространение грамотности и  строительство школ (не только в  Киеве). Сохранилось свидетельство  об открытии в 1030 году школы на 300 детей  в Новгороде, где их «учили книгам». Учили не только мальчиков, возникали  и школы для девушек. Грамотой постепенно овладевали все сословия – об этом говорят находки древних  берестяных грамот. Сам Ярослав «книгам  прилежа, и почитая е часто  в нощи и в дне», а также «СОБРа писце многы, и перекладаше от грек на словеньское писмо, и списаша  книги многы…». «Велика бо бывает полза от ученья книжного». Происходил быстрый культурный рост населения  Древней Руси.

Цивилизованные государства  не могут существовать без писаных  законов, и Ярослав создает «Русскую Правду», а также ряд других письменных уставов. Короче говоря, Ярослав, завершитель  реформы Владимира, сделал Киевскую Русь свободно развивающимся феодальным государством, ни в чем не уступавшим другим. Гордость за свою страну, желание  независимости от Византии и равенства  с нею были близки не только княжескому окружению, но и всему народу.

Каковы же итоги княжества  Владимира и Ярослава? Во-первых, Русь объединилась в единое феодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло  старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государственное  оформление единая древнерусская  народность, из которой позже вышли русские, украинцы, белорусы.

Во-вторых, в результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической  формации (феодализм, который продолжал  свое развитие), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней  Руси, сыграло в период раннего  средневековья прогрессивную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Последствия принятия Русью Христианства.

Последствия принятия христианства от Византии были разнообразны и порой  противоречивы. С одной стороны, этот процесс временно осложнил отношения  между Западом и Русью, но, с  другой стороны, он послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой  ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной  литературе, музыке, культовом изобразительном  искусстве. Однако духовные ценности, созданные Византией, ее спиритуалистическая  церковная догматика, идеология, философия, перенесенные на Русь, не всегда встречали  понимание.

Христианизация Руси потребовала  большого количества церковно-богослужебных  книг, которые переписывались с болгарского  или греческого на формировавшийся  древнерусский язык. Древнерусская  литература с самого начала пропагандировала и отстаивала национально-государственные  идеи политической и религиозной  Руси, формировала национальное самосознание древнерусского общества. Как раз  наличие письма еще в языческие  времена стало впоследствии одной  из предпосылок распространения  кириллицы на Руси.

Создание славянской азбуки и перевод греческих книг на русский  язык дали много, но это отнюдь не начальный  момент русской культуры, ведь и  до появления письменности и некоторое  время после этого живет дописьменная культура.

Важным элементом древнерусской  культуры, уходящим своими истоками в  дохристианскую эпоху, являются записи народных примет, рецепты врачевания, былины и другие элементы фольклора. В них отразился и закрепился опыт людей в трудовой деятельности, отношениях с природой, самопознании.

Вся совокупность этой неофициальной  литературы квалифицировалась как  «отреченная». Существовавшая как некая  независимая от церкви, она преследовалась ею на всем многовековом пути. Неоднократно, начиная с XI века, церковью издавались «индексы книг истинных и ложных», против последних были направлены многие решения церковных соборов. Борьба велась против всего, что выходило за рамки традиционной, освящаемой церковью духовно-идеологической жизни, в частности и против книгопечатания, как «бесовского чародейства».

Христианство в силу своего в целом пессимистического мировосприятия и мироотношения (идея всеобщей греховности, культ страдания, идеализация аскетизма) было направлено против в общем-то оптимистического, ориентированного на реальную жизнь, демократического по духу отношения славян к действительности.

Именно в это время, когда возникает опасный соперник христианскому богу-сыну, русская  церковная литература обогащается  переводами сказаний о Симоне-волхве (из «Деяний апостола Петра»)  и  специального «Словопрения Петрова  с Симоном волхвом» (XIII в.). Волхв Симон был чародеем, оборотнем, обращавшимся в разных зверей и в змея. В Риме Симон сказал апостолу Петру, что он сможет вознестись, как сам Христос, но молитва апостола привела к падения языческого волшебника. Это был прямой ответ церковников на повышенный интерес к теме вознесения на небо.

Такое обновленное теологическое  язычество, очистившееся от кровавых жертвоприношений, от убийства жен на могилах и от других первобытных черт, свидетельствовало  об интереснейшем соревновании привнесенного  православия с развившимся, поднятым на новый уровень прадедовским язычеством. Происходила (частично еще в XII – XIII вв.) некая «секуляризация» языческого искусства, сочетавшаяся с более утонченным теологическим отношением к прадедовскому язычеству как религиозной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Пушкин так сказал о  христианстве: "История новейшая есть история христианства". Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы, как изменчиво  было на Руси само православие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в  значительной мере архитектура и  почти вся литература в Древней  Руси находились в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.

Русское христианство отличалось от христианства католического и  от христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского  язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого  бога в трех лицах Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы  Пятницы и пр. Можно сказать, что  русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что  трудно сказать, что преобладало  в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое  начало, или язычество, поглотившее  христианское вероучение. Конечно, православная церковь терпела лишь те языческие  традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в "Повести временных лет". В  ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом  о выборе или "испытании" различных  религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.

Принятие христианства  оказало решающее влияние на развитие русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая  вовлекла в сферу своего влияния  и объединила вокруг себя историю  России.

Эта работа, несомненно, интересна  для широкого читателя, она способна значительно обогатить его представления  о начальных этапах истории Отечества.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Аксенова М., детская энциклопедия «Аванта Плюс», «История Росии», М., 2004 г.

 

  1. Гумилев Л., «От Руси до России», М., 2003 г.

 

  1. Рапов О. О., «Крещение Руси», Политическое самообразование, 1988 г., №8

 

  1. Раушенбах Б., «Сквозь глубь веков», Коммунист, 1987, №12

 

  1. Введение христианства на Руси, М., 1987 г.

 

  1. Как была крещена Русь, М., 1994 г.

 

  1. Русское православие: вехи истории. М., 1989 г.

 


Информация о работе Христианство и Киевская Русь