Христианство и Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Реферат не ставит цели ответить на вопросы, которые, вероятно, еще надолго останутся дискуссионными в науке. Его задача – расширить представление о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, показать это важнейшее событие начальных веков истории Отечества на широком историческом фоне, ввести читателя в ту духовную и общественную среду, в которой проходил процесс христианизации, в его историко-культурный контекст.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Восточные славяне в V – IX веках.
Миграция и расселение восточных славян;
Племенные объединения восточных славян;
Образование древнерусского государства;

Религиозные воззрения восточных славян.
Язычество;

Христианизация Руси.
Причины перехода Руси от язычества к христианству, обстоятельства выбор веры;
Государственные преобразования князей Владимира и Ярослава Мудрого;
Последствия принятия Русью христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Министерство науки и  образования РФ

Сибирская государственная  геодезическая академия

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат

по отечественной истории

на тему: «Христианство  и Киевская Русь».

 

 

 

Выполнила:                                                                               Проверила:

Студ. Гр. ГК – 11                                                                      Федорова  Г. И.

Рожкова  Г. Э.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2008г.

План.

ВВЕДЕНИЕ.

  1. Восточные славяне в V – IX веках.
    1. Миграция и расселение восточных славян;
    2. Племенные объединения восточных славян;
    3. Образование древнерусского государства;

 

  1. Религиозные воззрения восточных славян.
    1. Язычество;

 

  1. Христианизация Руси.
    1. Причины перехода Руси от язычества к христианству,     обстоятельства выбор веры;
    2. Государственные преобразования князей Владимира и Ярослава Мудрого;
    3. Последствия принятия Русью христианства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого  человека к истории, к делам и  подвигам предков, прирастание сердцем  к Отечеству. Киевская Русь – государство  Восточных Славян IX – XII веков – стала колыбелью трех братских культур. Обладая своими устойчивыми, веками сложившимися традициями, в X веке Киевская Русь соприкоснулась с богатейшей культурой Византии и Болгарии.

Важным, оживленно дискутируемым  является вопрос о месте и роли религии в Древней Руси. Не подлежит сомнению, что религию следует  рассматривать как элемент человеческой культуры, причем такой элемент, который  в определенных исторических условиях играл в системе духовной культуры существенную, а иногда и доминирующую роль. Очевидно, всякая попытка вывести  религию за пределы человеческой культуры, представить ее как своеобразную «антикультуру» несостоятельна методологически, ибо культура – это вся материальная и духовная деятельность людей независимо от того, зиждется эта деятельность на правильном, адекватном отображении  действительности или ложном. Однако из этого неправомерно делать вывод, что христианство было главным фактором русской государственности и  культуры. Формирование древнерусской  народности, государства и русской  культуры шло и до крещения Руси.

Реферат не ставит цели ответить на вопросы, которые, вероятно, еще надолго  останутся дискуссионными в науке. Его задача – расширить представление  о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, показать это важнейшее событие начальных  веков истории Отечества на широком  историческом фоне, ввести читателя в  ту духовную и общественную среду, в  которой проходил процесс христианизации, в его историко-культурный контекст.

 

 

 

 

 

 

 

1. Восточные славяне  в V – IX веках.

1.1 Миграция и расселение восточных славян.

 Восточная Европа в VI – VII вв. н.э.



 

 

Одна из групп древних  славян, наряду с западными и южными, сложившаяся в VI-IX вв. на территории Восточной Европы. В раннем средневнковье, до образования отдельных народностей, восточные славяне составляли единую древнерусскую народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Славянские древности V-VII вв. выделяются среди прочих европейских по специфичной лепной керамике, домостроению и отчасти – погребальной обрядности. Крупнейшая из племенных группировок восточных славян этого периода характеризуется керамикой типа Прага-Корчак, представленной высокими горшками с усечено-коническим туловом, слегка суженным горлом, коротким венчиком и наибольшим расширением в верхней части сосуда. Распространены квадратные в плане наземные постройки с полами из деревянных плах, а в некоторых южных районах полуземляночные жилища. Ранними погребальными памятниками этой группировки были грунтовые могильники с трупосожжением без урн и инвентаря. В VI-VII вв. грунтовые могильники повсеместно сменились курганными, однако сам погребальный обряд не изменился. Иордану эта славянская группировка была известна под именем склавинов (славенов). Они заселяли обширные пространства от Верхней Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, включая области Среднего Подунавья, бассейны верхних течений Одры (Одера), Вислы и Днестра, а также Припятское Полесье до Киева. Другая племенная группировка восточных славян V-VII вв. характеризуется слабопрофилированными горшками с наибольшим расширением в средней части высоты, биконическим или округлым туловом и равными по диаметру дном и горлом. Основным типом жилища были квадратные в плане полуземлянки, с облицованными деревом стенами срубной или столбовой конструкции и очагом в одном из углов. Наряду с трупосожжением был распространен и обряд трупоположения. Позже грунтовые могильники почти повсеместно сменяются курганными. Древности этого типа известны в основном на юго-востоке славянского мира от Нижнего Подунавья до Северного Донца и принадлежит антам, упоминавшимися Иорданом и византийскими авторами. Третья группировка восточных славян V-VII вв., отождествляемая с венедами Иордана, выделена в регионе, примыкающем к Балтике между нижними течениями Лабы и Вислы. Она характеризуется специфической керамикой, наземными срубными домами с заглубленным полом. Умерших кремировали, а пепел рассыпали в определенных местах. Четвертая группа восточных славян выделена В. В. Седовым в бассейнах рек, впадающих в оз. Ильмень и Псковское. Ее происхождение является результатом миграции сюда части славян в середине 1 тысячелетия из Северной Европы. Характерными памятниками этой группировки являются длинные курганы. Керамика и домостроение подобны древностям типа Прага-Корчак. Необходимо указать, что в начале V века в связи в нашествием гуннов прекратили свое развитие все археологические культуры в центре и на востоке Европейского континента, имеющие отношение к славянам: пшеворская, черняховская, киевская и др. Однако славяне не погибли; произошла лишь гигантская встряска, приведшая в движение целые народы, в результате чего родилась единая славянская археологическая культура Прага-Корчак V-VII вв., начавшая собой историю средневековых славян, в том числе и восточных. Тогда славян спасли лесистые склоны Карпат, Припятские болота и мощные водные преграды Днестро-Днепро-Бугской системы, а также многочисленность селений, которые могли селений, которые могли выставить большое количество воинов для своей защиты от отрядов кочевников, случайно забредших в лесные дебри в поисках добычи. Обширная по территории культура Прага-Корчак представляет собой картину общеславянского единства от бассейна Лабы на западе до среднего Днепра на востоке и до Дуная на юге. После поражения гуннов на Каталаунских полях в 453 г. давление славян из центра Европы на восток усилилось, и они стали распространяться на лесные и лесостепные районы земли антов I-V вв. н.э. и сколотов Геродота VI-III вв. до н.э. Восточно-Европейский аналог пражско-корчакской культуры – культура Прага-Пеньковка V-VII вв. – вобрала в себя своеобразие праславянских культур – киевской, черняховской, зарубинецкой, колочинской и др.; возможно также присутствие здесь и определенного субстрата балтского населения лесной полосы Русской равнины и некоторого элемента скифо-сарматского этноса, долго господствовавшего в степях Евразии. По мнению А. В. Гудзь – Маркова, в V-VIIвв. Союзы восточно-славянских племен принялись за широкое строительство земледельческих поселений, составлявших кусты селений. Число поселков в отдельных кустах обычно не превышало 4, раскиданных на небольших расстояниях друг от друга. Расстояние между кустами или гнездами таких поселков чаще всего составляло 4-5 км. Места для поселений, как правило, выбирались в долинах рек, богатых плодородными почвами и пойменными лугами. Территория, занятая славянскими селениями в это время, раскинулась от бассейна Лабы на западе до верховий Северского Донца на востоке. Видимо, западные славяне, прежде жившие на берегах Лабы, Орды и Вислы и строившие главным образом наземные жилища, в Восточной Европе в V-VIIвв. селились на правобережье Среднего Днепра, на землях исторических полян, древлян, волынян и др. Далее к северу славяне продвигались долиной Днепра, стремясь на берега Западной Двины и далее на север, вплоть до Чудского и Ладожского озер. Интересно, что в полосе лесов Восточной Европы, от Среднего Днепра на юге до устья Волхова на севере, преобладают наземные славянские срубы с печью-каменкой в углу, характерные для славян V-VII вв. были особенно характерны для славянских поселений юга Восточной Европы, для бассейнов Днестра, Южного Буга и Днепра, южнее устья р. Тетерев и севернее порогов. Многочисленны были славянские полуземлянки в V-VII вв. также на левобережье Среднего Днепра, в бассейнах рр. Десна, Сейм, Псел, Сула и др. В VI-VII вв. на правых берегах рр. Ворксла, Псел, Сула, Уды, Сейм, Десна, Средний Дон (в районе устья р. Воронеж) восточные славяне возвели десятки защищенных рвами и валами городищ. Безопасность широко расселенного земледельческого населения чаще всего достигалась с помощью укрепленных мысовых городищ, обычно защищенных самой простой природой с трех сторон устьями рек и речушек. Нередко для создания укреплений использовались скалистые отроги Карпат. Городища служили не только для обороны окрестного населения, но и были центрами различных ремесел. Таким образом, в V-VII вв. восточные славяне создали ряд укреплений, ставших впоследствии основой древнерусских: Киев, Псков и др. В VIII в. Псковские кривичи поставили крепость Изборск, а словене новгородские – Ладогу в устье Волхова. В VI-IX вв. стали оживать разрушенные нашествием гуннов восточно-европейские торговые пути. Не без труда оправившиеся после набегов кочевников греческие города Северного Причерноморья снова начали работать в полную силу, принимая в своих гаванях характерные для Восточной Европы товары – воск, пеньку, лен, мед, пушнину и т.п. Волоки, соединившие северную и южную водные системы между собой, позволили объединить рынки Каспия, Балтики, Черного и Средиземного морей, намного увеличив торговые обороты по сравнению с первой половиной I тысячелетия до н.э. – первой половиной I тысячелетия н.э. После начала VII в. (чаще всего исследователи называют 602 год и связывают его с разгромом аварским полководцем Апсихом антского союза племен) в Европе стал стремительно развиваться процесс разобщения славян на западных, южных и восточных. Их стали разделять конфессиональные особенности, своеобразие языковых диалектов, различные соседи и отсюда – различные пути исторического развития. Отдельные союзы славян с каждым десятилетием все дальше уходили на юг, восток и северо-восток от своей древней прародины. Жизнедеятельность славянских союзов, названия которых одинаковы в центре, на юге и востоке Европы (хорваты, волыняне, поляне, дулебы), в V-VII вв. зафиксировали археологическая культура Прага-Корчак и ее юго-восточное соответствие – культура Прага-Пенькова; территория распространения банцеровщинской и тушемлинской археологической культур весьма близка землям в VIII-XII вв., населенными кривичами; колочинская культура V-VII вв. почти соответствует территориям распространения исторических радимичей и северян в бассейне рр. Десна и Сож; земли в верховьях Оки, в V-VII вв. занятых мощинской культурой, в VIII-XII вв. были заселены вятичами; территория, покрывшаяся в V-VII вв. длинными курганами, в VIII-XII вв. населена псковскими кривичами (бассейн р. Великая, верховья Ловати и Запалной Двины); земли в бассейнах рек Ловать, Мста и Волхов, а также берега озера Ильмень, в V-VII вв. занятые носителями культуры сопок,  в VIII-XII вв. оказались занятыми новгородскими словенами.

Представители того или иного  восточно-славянского союза, ушедшие  из пределов древнейших регионов расселения, на новых землях стали называться либо именем своего старого союза, либо совершенно новым именем, связанным  с окружавшей их природой (болото –  дрегва, река Полота – полочане и  т.д.), либо именем главы объединения  родов, совершивших переселение (Вятко, Радим). Возможно, появление новых  наименований племен было связано с  их стремлением к независимости  от древней метрополии. Славянские роды, в V-VII вв. покинувшие земли дулебов, полян, волынян, хорватов и др. и ушедших на Верхний Днепр, Западную Двину, Оку, на реки Волхов и Великая, на озера Белое, Псковское и Чудское, все же ощущали еще над собой власть старых союзов и потому стремились через создание в своей лесной полосе новых племенных союзов – кривичей, вятичей, полочан, радимичей, дреговичей, хотя и расселившихся по соседству с полянами, северянами и древлянами, оставшимися в лесостепной полосе, но сумевших уже укрепиться благодаря выработанной собственной системе власти, экономики и обороны. Лишь новгородские словене, оказавшиеся почти одни в дремучих лесах севера Русской равнины, не стали отказываться от своего исконного наименования, не опасаясь по дальности своих поселений влияния старых южных союзов. Условия жизни славян на востоке Европы в отдельных ее районах были достаточно различны. Одним из следствий стало появление большого числа городищ VI-IX вв. на юго-восточных рубежах славянских земель, на вечно неспокойном пограничье с миром тюрок. Городища, окруженные посадами, предградьями и окольными городами, чаще всего сооружались на правых, западных или северных берегах рек Ворскла, Псел, Сула, Сейм, Десна, Средний Дон, Верхняя Ока. Соседство с тюркским и иранским мирами степей Евразии давало себя знать постоянно, и защищать свои владения восточные славяне будущих Переяславского, Северского и Рязанского княжеств приходилось уже в VI-VIII вв. Городища лесной полосы Восточной Европы в VI-IX вв главным образом контролировали речные пути, по которым шла львиная доля грузов в обе стороны, поэтому здесь не было непрерывных систем обороны, и гарнизоны городищ занимались в основном сбором проездных пошлин – мыта, поскольку в болотистые и дремучие места редко забредали отряды степных кочевников. Продвигаясь все дальше к северу, восточные славяне, делившиеся на сотни и тысячи или представлявшие собой отдельные роды, приходили в соприкосновение с балтами и угро-финнами. Чаще всего такие встречи заканчивались вооруженными столкновениями, причем, как правило, победителями выходили более многочисленные славяне, которые либо уничтожали, либо достаточно быстро ассимилировали оставшихся в живых и не бежавших в другие места исконных жителей.

 

 

 

 

 

1.2 Племенные объединения Восточных славян.

Вятичи – восточно-славянское племя, обитавшее в лесной полосе среднерусской черноземной области и основавшие мелкие поселения в девственных лесах верхнего течения реки Ока и ее притоков – Зуши и Упы. Пришли на смену балтским племенам, жившим в этих местах с начала I тысячелетия н.э. «Повесть временных лет» так объясняет появление в тех местах Ватичей: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». По купганным материалам XI – XII вв. ареал Вятичей очерчивается бассейном Оки до впадения в нее реки Проня. Это самое восточное из славянских племен было очень замкнутым полуохотничьим-полуземледельческим племенем. Та же летопись отмечает период жизни Вятичей до X – XI вв. следующим образом: «И Радимичи, и Вятичи, и Север один обычай имяху: живяху в лесе, яко же всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отцы и пред снозами; браци не бываху в них, но игрища между селы. Схожахуся на игрища, на плясанье и на всякая бесовская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто совещашеся; имяху же по две и по три жены. Аще кто умряше, творяху тризну над ним, и по сем творяху кладу мертвеца, сожьжаху, а посеем, собравши кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творят вятичи и ныне». Курганы и обряд кремации распространяются в южной части территории вятичей в VIII – X веках. Курганы в XI – XIII вв. характеризуются многочисленными и разнообразными предметами. Этнографическим признаком этого племени служат 7-лопастные височные кольца. В более позднее время трупосожжение под влиянием христианских миссионеров (Кукша и др.) уступило место погребению. Курганы, селища и городища Вятичей близки Луки-Райковецкой и роменско-боршевской культурам. Мелкие земледельческие деревни Вятичей часто носили временный характер и переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен. Помимо земледелия и охоты, Вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда почти на всех реках и речках области расселения Вятичей, и бобровый мех являлся важной статьей товарообмена Вятичей с соседними финно-угорскими и литовскими племенами. Часть дани Вятичи платили хазарам, а затем киевским князьям также бобровыми шкурками. В XI-XIII вв. патриархально-родовой строй у них постепенно начал уступать место феодальным отношениям. В этот период, видимо, у Вятичей были основаны и первые города: Дедославль – старейшйий их вечевовой город, Колтеск, Москва, Неринск и др. Хотя неоднократные походы киевского князя Святослава Игоревича и великого князя киевского Владимира Святославича и вынудили Вятичей платить дань далекому Киеву, но при малейшей возможности они уклонялись от даннических отношений с могущественной Киевской Русью и до начата XII в упорно отстаивали свою независимость. Так, великий князь киевский Владимир Мономах упоминал свой поход в землю Вятичей на их племенного князя Ходоту и его сына в числе крупнейших своих военных предприятий. В конце концов, в результате междоусобной борьбы на Руси земля Вятичей во 2 половине XII в. Была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В связи с развитием феодальных отношений племенные различия стираются, и в XIVв. Вятичи в летописях уже не упоминаются. Наиболее известные из обследованных городищ Вятичей являются Сатинское и Супрутское.


 

 

 

Дреговичи – (название, возможно, произошло от древнего слова дрягва, дрега – болото), восточно-славянское племенное объединение, обитавшее по реке Припять и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены. По Припяти известны археологические памятники Дреговичей IX – X вв.: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и и небольшие городища. В курганах Дреговичей XI – XII вв. обычны трупосожжения, иногда встречаются погребальные сооружения в виде деревянныхдомиков с двускатными крышами. Летописи не сообщают сведений об истории Дреговичей, известно лишь, что в древности у них было свое княжение в главным городом Туров на Припяти. В X веке земля Дреговичей вошла в состав Киевской Руси, став позднее основной территорией Туровского княжества. Северо-западная окраина земли дреговичей вошла в состав Полоцкого княжества.

 

 

 

 

Поляне – племенное объединение VI – IX вв. в лесостепной области Приднепровья между устьем Роси. Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя Полян соседним древлянам – обитателям Полесья. Область Полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, Поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками, располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища. Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. В целом обряд погребения и инвентарь погребения и инвентарь курганов Полян очень близки таковым волынян, древлян и дреговичей, что объясняется общим происхождением этих восточно-славянских группировок от племени дулебов. Ювелирные изделия Полян, известные по кладам VI – VIIIвв., и распространение в IXв. Гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремесла. Наиболее распространенным типом женских височных украшений у Полян являлись перстнеобразные кольца. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у Полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI – VII вв. В это время земля Полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившим вокруг себя другие восточно-славянские области. В последний раз имя Полян упоминается в летописи под 944 г., после чего его сменил этноним Русь («поляне, яже ныне зовомые Русь), распространившийся и на другие земли Киевской Руси.

Информация о работе Христианство и Киевская Русь