Христианство и Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Реферат не ставит цели ответить на вопросы, которые, вероятно, еще надолго останутся дискуссионными в науке. Его задача – расширить представление о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, показать это важнейшее событие начальных веков истории Отечества на широком историческом фоне, ввести читателя в ту духовную и общественную среду, в которой проходил процесс христианизации, в его историко-культурный контекст.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Восточные славяне в V – IX веках.
Миграция и расселение восточных славян;
Племенные объединения восточных славян;
Образование древнерусского государства;

Религиозные воззрения восточных славян.
Язычество;

Христианизация Руси.
Причины перехода Руси от язычества к христианству, обстоятельства выбор веры;
Государственные преобразования князей Владимира и Ярослава Мудрого;
Последствия принятия Русью христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Были распространены также  подвески в виде собак, зайцев, соколов, оленей, уточек, рыб. Но больше всего  найдено подвесок в виде фантастического  зверя, в изображении которого сочетаются черты животного и птицы. Оберегами  назывались амулеты, которые должны были защищать того, кто их носил, от болезней, колдовства и разнообразных  бед.

Славянские языческие  праздники тесно связаны с  природой, с изменениями в ней. Так, например, в конце декабря, когда  дни начинают прибывать, а солнце дольше держится на небосклоне, славяне  отмечали праздник Коляды, позже совпавший  с Рождеством Христовым. В этот день ряженые с песнями и прибаутками  ходили по дворам, собирали подаяние (вероятно, для коллективной жертвы) и славили  божество. Кроме того, на стол клали  рукоять плуга для того, чтобы  мыши и кроты не портили нивы.

24 июня – в день летнего  солнцеворота – праздновали Ивана  Купалу, который был божеством  изобилия, земных плодов. В этот  день собирали травы, которым  приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что  это исцеляет от недугов; жгли  костры и прыгали через них,  что символизировало очищение. Приносили  в жертву белого петуха –  птицу, приветствующую рассвет,  угодную Солнцу. Ночь Купалы, по  народным поверьям, была исполнена  чародейных явлений. Считалось,  что поверхность реки подернута  серебристым блеском, деревья  переходили с места на место  и шумом ветвей разговаривали  между собой. Утверждали также,  что тот, кто имел при себе  папоротник, мог понимать язык  любого животного и растения, мог видеть, как расходятся дубы  и ведут беседу про свои богатырские подвиги. В Иванов день Солнце выезжало из своего чертога на трех конях, серебряном, золотом и бриллиантовом, навстречу своему супругу – Месяцу; при этом оно плясало и рассыпало по небу огненные искры. В этот день топили в воде чучело Мары – символ холода, смерти. Праздник Купалы в древности скорее всего совпадал с праздником Ярилы, в некоторых областях их названия совпадают. В этот день, видимо, происходило и «умыкание девиц».

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших  предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые ученые даже полагают, что  Род в древности был верховным  божеством у славян. По именем Рода подразумевалась, вероятно, душа умершего родоначальника; он был покровителем всего рода и каждого родича. Рожаницы опекали род, пестовали детей; за это славянские женщины приносили  им в жертву сыр, хлеб, мед, варили кашу, отдавали состриженные детские волосы.

Тождественными Роду божествами были щур, дед, прадед, пращур. Слово  «щур» имело также форму «чур» - под этим именем известно божество, охраняющее род, дом. Это божество призывали  во время опасности; отсюда происходит восклицание: «Чур меня!»

На весну приходился праздник русалок, или русальная неделя. Слово  «русалка» происходит слова «русый» (светлый, ясный); это души умерших, выходящие  весной насладиться обновленной  природой. Русалки рисуются в народном воображении прекрасными, но бледными, безжизненными. С русалками били традиционно связаны лешие, водяные, кикиморы и прочая мелкая нечисть. Мертвецов  называли «навье» (навь) и представляли существами малорослыми, карликами (людками).

Языческие верования и  обычаи сохранялись у восточных  славян еще долгое время и после  принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками  и обрядами на протяжении многих столетий.

 

 

 

 

 

 

  1. Христианизация Руси.

3.1 Причины перехода Руси от язычества к христианству.  Обстоятельства выбора веры.

Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков  в те далекие века, необходимо хотя бы вкратце вспомнить события  предшествовавшего столетия. Первоначально  разоренные славянские племена временами  объединялись и вели военные действия с соседями, тревожа иногда окраины  Византийской империи. В середине IX века состоялся первый большой поход на Византию, связываемый летописью с именем киевского князя Аскольда.  Это был период, когда шло разложение патриархального общинного строя, зарождались феодальные отношения. Аскольд осади Константинополь, взял большой выкуп и заключил с Византией договор, вероятно содержавший какие-то выгоды для русской знати. Византия впервые столкнулась с нарождавшимся государством. Это были уже не просто «варвары», грабившие пограничные провинции, а нечто более серьезное.

В конце IX века пришедший из Новгорода Олег захватил Киев и объединил северную и южную Русь (Новгород и Киев). Возникли контуры будущего древнерусского государства. Еще непрочное объединение Руси в одно целое поддерживалось постоянными боевыми действиями против непокорных племен. Новый удачный поход на Византию завершился заключением выгодного русским договора и обеспечением ежегодной дани (платы за ненападение).

Со смертью Олега (начало X века) сразу выявилась непрочность объединения славянских племен – их союз распался. Восстанавливать его силою оружия пришлось Игорю. Он был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги, ставшей правительницей при малолетнем сыне Святославе. Печальный опыт заставил Ольггу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности. Это был новый шаг к регламентированному законами феодальному государству.

Придя к власти, Святослав  направил свою энергию против внешних  врагов нарождавшегося государства. Разгромив  Хазарский Каганат, войско Святослава дошло до Северного Кавказа. Возвращаясь  обратно, Святослав погиб в сражении с печенегами, которых византийцы предупредили о маршруте его дружины.

Междоусобная борьба братьев  после смерти Святослава привела  в 980 году к власти его сына Владимира. Он оказался во главе непорочного  объединения славянских племен, стабильность которого требовала применение (или по крайней мере постоянной угрозы применения) военной силы. Чтобы укрепить это объединение, молодой князь принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своею державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался, выражаясь сегодняшним языком, идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.

Переход к оседлой жизни  в столице был серьезным шагом  в направлении феодализации государства.

Обосновавшись в Киеве, Владимир приступил к строительству оборонительных сооружений на востоке от него, подтверждая  этим, что он собирается пребывать  в столице постоянно и защищать ее от кочевников.

Вторую проблему – объединение  союзных племен – он поначалу пытался  решить путем «уравнивания в правах»  всех основных племенных богов (а  значит, и влиятельных жреческих  групп). Любой приехавший издалека мог  видеть, что в столице почитаются не только свои, киевские, боги, но и  бог его племени.

Хотя мы и не располагаем  сегодня прямыми доказательствами, однако не подлежит сомнению, что эти  меры князя Владимира укрепили древнерусское  государство. Но вскоре выяснилось, что  дорога, по которой он столь успешно  двинулся вперед, на самом деле вела в тупик. Тому были две серьезные  причины. Во-первых, языческая религия  и после нововведений Владимира  предполагала все же старый образ  жизни. Она была уместна для патриархального  строя, но серьезно тормозила формирование новых производственных отношений  зарождавшегося феодализма. Нужны были новое право, новые обычаи, новое  общественное сознание, новые оценки событий. Старое язычество этого  дать не могло. А «это» лежало, по существу, готовым в Византии.

Вторая причина заключалась  в том, что Киевская Русь не могла  стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла  выйти, говоря нынешним языком, «на  уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и много  другого. Все это можно было взять  в Византии.

Почему Византия? Решая, какую (или какие) из существовавших тогда  стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. Но предпочтение было отдано им Византии. В немалой мере выбор  Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена (родственная Руси Болгария приняла христианство примерно за 100 лет до Киевской Руси). Этому в большой степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. Таким образом,, на решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке. Нелишне заметить, что византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси.

Ни Русь, ни Византия не расценивали  предстоящее крещение как чисто  религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно  краткой характеристикой, то точка  зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли  византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась  вассалом Византии. Однако растущее и  уже довольно мощное древнерусское  государство, неоднократно успешно  воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка  зрения Владимира и его окружения  была совсем иной. Крещение и связанное  с этим заимствование византийской культуры и техники вовсе не должно было лишить Русь ее самостоятельности. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, оно оказывало бы ей, если необходимо, военную помощь. При столь существенном расхождении во взглядах на последствия  крещения оно было по меньшей мере сильно затруднено.

Но судьба оказалась благосклонной  к замыслам Владимира. В 986 году византийский император Василий II потерпел жестокое поражение в войне и едва спасся, в 987 году к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся византийский военачальник Варда Фока и объявил себя императором. В этом безвыходном положении Василий II просит помощи у киевского князя Владимира. Тот согласен предоставить военную помощь и тем самым сохранить трон Василия II, но выдвигает жесткие условия: крещение Руси проходит, образно говоря, «по киевскому сценарию»; Владимир получает в жены сестру императора и тем самым становится «своим» среди верховных правителей Европы.

Император вынужден согласиться. То была большая дипломатическая  победа Владимира. Княжеское войско (6 тысяч воинов) помогло разбить  Фоку, и Василий II остается на престоле.

Наступает 988 год, а с ним  начинается крещение Руси, однако Василий  II нарушает данное им слово – приезд его сестры Анны в Киев задерживается. Владимир действует решительно: осаждает Корсунь (современный Херсонес в Крыму) – важный опорный пункт Византии на Черном море.

Корсунь капитулирует, Владимир грозится перенести военные действия на территорию Византии. Теперь вынужден капитулировать и Василий II. Судьбу Анны оплакивают в Константинополе целую неделю, и нетрудно вообразить с какими мыслями отправляется она после этого к Владимиру.

Процесс христианизации протекал постепенно и, по современным оценкам, в основном занял приблизительно 100 лет. С учетом размеров страны это  очень малый срок: крестившимся почти  одновременно с Русью Швеции и  Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет.

Странным образом, но летописи почти ничего не сообщают о Владимире  после его крещения. Вероятно, их писатели приехавшие византийцы, которые, безусловно, хотели видеть иные результаты крещения страны. Владимир не был послушен своим духовным отцам, когда их советы были полезны только Константинополю  и расходились с нуждами Киева. Не пришлое духовенство «командовало»  Владимиром, а наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственные преобразования князей Владимира и Ярослава Мудрого.

Государственная реформа  Владимира как бы высвободила  постепенно накапливавшийся в древнерусском  обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны, и  это показывает, сколь своевременна была реформа.

Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и  храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Изменяется и сельское хозяйство – на Руси появляется огородничество.

Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под  плач матерей собирает детей высшего  сословия (потом этим методом будет  пользоваться и Петр), молодых людей  посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету.

Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст  древнерусскому искусству своеобразные и неповторимые черты.

В период реформ Владимира  темп обновления всех сторон жизни  древнерусского общества был поистине ошеломляющим.

На Руси не было своих  монахов, не существовало монастырей. Все это довольно естественно. Чтобы  кто-либо ощутил потребность идти в  монастырь, он должен был сжиться, лучше  всего с детства, с христианскими  представлениями и идеалами. А  на это нужно время. Кроме того, русские христиане первого поколения  считали сам факт крещения столь  большим подвигом личного благочестия, что дополнять его подвигами  монашеской жизни было необязательно. Из проповедуемых христианством  добродетелей наиболее ценилась любовь к ближнему, которая проявлялась, в частности, в практике пиров  и милостыни бедным.

Со временем, когда феодализм  достигнет достаточно полного развития, церковь будет помогать господствующему  классу держать угнетенное крестьянство в повиновении. Более  того, она  сама станет крупнейшим феодалом. Но это  все – в будущем, а пока правит Киевской Русью «ласковый князь» - Владимир Красное Солнышко.

Информация о работе Христианство и Киевская Русь