Христианизация чувашского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Принятие православной религии нерусскими народами, начавшееся сразу после включения их в состав России, получило название христианизации. Этот процесс продолжался очень долго, вплоть до начала XX века, и в различные исторические эпохи носил различный характер.
Вхождение Чувашии в состав Русского государства(1551) и учреждение Казанской епархии(1555) положили начало церковно-государственым мерам христианизации поволжских народов. Во 2-й половине XVI – XVII вв. в силу слабости церковной организации результативность православной миссии в Чувашском крае была низкой. В XVIII в. христианизация «иноверцев» стала рассматриваться как духовная основа обрусительной политики царизма. Массовое крещение чувашского населения пришлось на период деятельности Новокрещенской конторы (1740–64).

Вложенные файлы: 1 файл

Христианизация чуваш.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

Принятие православной религии нерусскими народами, начавшееся сразу после включения их в состав России, получило название христианизации. Этот процесс продолжался очень долго, вплоть до начала XX века, и в различные исторические эпохи носил различный характер.

Вхождение Чувашии в состав Русского государства(1551) и учреждение Казанской епархии(1555) положили начало церковно-государственым мерам христианизации поволжских народов. Во 2-й половине XVI – XVII вв. в силу слабости церковной организации результативность православной миссии в Чувашском крае была низкой. В XVIII в. христианизация «иноверцев» стала рассматриваться как духовная основа обрусительной политики царизма. Массовое крещение чувашского населения пришлось на период деятельности Новокрещенской конторы (1740–64). К 1753 году большинство чувашей и марийцев формально было крещено. Принудительные меры в духовной сфере, материально-финансовые расходы на строительство церквей, содержание духовенства и прочее способствовали росту антицерковных  настроений среди новокрещенных чувашей. Эти настроения ярко проявились в ходе крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Провозглашение веротерпимости (1773) в конфессиональной политике государства побудило миссионеров обратиться к методам христианского просвещения. Воспитанники духовных учебных заведений, служившие проповедниками и священниками в чувашских приходах (Г.Е. Ро­жанский, А.М. Алмазов, В.П. Громов, В.П. Вишневский и др.), внесли большой вклад не только в распространение катехизических знаний, но и в создание чувашской письменности, становление национальной литературы и литературного языка. В конце XVIII – 1-й половине XIX вв. миссионерские организации с благословения казанских архиепископов издавали тексты Священного Писания на языках народов Среднего Поволжья, открывали приходские училища и т.д. По мере усвоения элементов христианского культа у крещёных чувашей формировалось языческо-православное двоеверие. Во 2-й пол. XIX – начале XX вв. под воздействием буржуазных преобразований, активизации православной миссии, просветительской деятельности Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева и их учеников христианство упрочило свои позиции в крае. Господство атеистической идеологии в советский период не смогло искоренить результаты христианизации.

 

Христианизация чуваш в XVI-XVII веках

XVI век  в истории чувашского народа  ознаменовался важным событием, определившим весь дальнейший процесс его исторического развития. В 1551 г. Чувашия отделилась от Казанского ханства и добровольно вошла в состав централизованного Русского государства, которое, сбросив с себя татаро-монгольское иго, стало выступать в роли освободителя малых народов, объединяя их вокруг единого центра – Москвы.

Вхождение в состав сильного и крепнущего русского государства с его более развитой экономикой и культурой дало возможность чувашам, как и другим народам Поволжья, перейти к более высоким формам ведения хозяйства, приобщиться к передовой культуре русского народа. Однако чувашский народ, как и другие национальные меньшинства России, подвергался угнетению; одним из орудий колониальной политики царизма в Среднем Поволжье являлась христианизация, христианство было для Него наилучшим идеологическим оружием в борьбе за власть в национальных областях.

В христианизации народов Среднего Поволжья были заинтересованы царское правительство и церковь. Они навязывали силой государственную религию этим народам, поэтому процесс христианизации стал внешним актом, лишенным национальной основы, ибо обращением чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов занималась русская церковь и русское духовенство. Такое положение сохранялось вплоть до 60-ч годов XIX в., когда с внедрением миссионерско-просветительской системы Н.И. Ильминского христианизаторская политика царизма начала обретать национальную основу. Утверждение православия среди чувашского народа протекало в упорной борьбе язычества с христианством. Силы были явно неравные. Христианство пользовалось защитой и покровительством государства, монастырей, церкви, многочисленного штата духовенств, а язычество за весь период держалось лишь на традициях.

Стоит отметить, что православие на территории Среднего Поволжья появилось еще за несколько столетий до этих событий. Как свидетельствуют письменные источники и археологические материалы, среди населения Булгарского государства было немало православных русских – торговцев, пленников, беглых крестьян, а также служителей культа христианской религии. К тому же, оживленные торговые отношения Волжской Булгарии с Киевской Русью и северо-восточными русскими княжествами неизбежно влекли за собой воздействие русской культуры на развитие народов, входивших в состав Булгарского государства. На существование весьма ранних связей чуваш с русским народом указывают и находки археологов, обнаруживших на территории края большое количество разнообразных вещей русского происхождения. Если к тому же учесть веротерпимость булгар, то можно считать более чем вероятным, что христианские воззрения начали распространяться среди народов Поволжья задолго до их вхождения в состав Русского государства, расшатывая, в известной мере, языческую веру.

На протяжении XVI – XVII вв. велась пропаганда христианской веры, сопровождавшаяся строительством церквей и монастырей. К 60-м годам XVII в. их было уже около 150. Крупнейшими монастырями, действовавшими на территории Чувашии, были Чебоксарский Троицкий (с 1574 г.), Алатырский Троицкий (с 1584 г.), Цивильский(женский) Тихвинский (с 1671 г.).

Непременными соучастниками колонизации новых земель были монастыри, сразу же проявившие себя как сильнейшее орудие укрепления феодального общества; значительная часть земель чувашских крестьян была отнята и дана в пользование монастырям и церквям. За счет крестьян в чувашских деревнях было построено более 100 церквей, в них служили более 1000 попов и дьяков. Только в конце XIX века, когда православное христианское учение стали проповедовать на чувашском языке, чуваши стали по-настоящему принимать это учение.

Царское правительство запретило некрещеным помещикам владеть крещеными крестьянами. За отказ принять христианство феодалы лишались своих владений, которые передавались государству или крещеным родственникам. Н.В. Никольский пишет, что право продажи поместий было предоставлено только православным или коренным русским людям. Делалось все, чтобы ослабить иноверцев и заставить их принять христианство. Еще в XVII в. принятие христианства стимулировалось льготами, правда, их получали сначала лишь феодалы. Целям православных миссионеров в Поволжье служило христианское просвещение в школах, создаваемых при монастырях. В эти школы зачислялись в основном дети новокрещеных татар, чуваш и удмуртов, насильственно оторванные от своих семей. Несмотря на все агрессивные действия, царизму не удалось достигнуть каких-либо заметных успехов в своей политике христианизации. Монастырские школы просуществовали совсем непродолжительное время. Весьма незначительным было число нерусских крестьян, принявших новую веру. Среди перешедших в православие в основном были крупные феодалы бывшего Казанского ханства, а также крестьяне, приписанные к монастырям. Неоднократные и разнообразные по форме антикрепостнические выступления угнетенных масс Поволжья в XVII веке создали напряженную обстановку, при которой царизм не мог решиться на принудительную христианизацию нерусских народов в широких масштабах. К тому же в начале XVII века христианизация народов Поволжья была отнюдь не главной заботой царя, так как в связи с польской интервенцией Русское государство переживало тогда очень тяжелые дни.

Начиная с учреждения Казанской епархии в 1555 г. до создания специальной комиссии по новокрещенским делам в 1731 г., создавались и укреплялись православно-миссионерские центры, готовилась идеологическая и теоретическая база православного миссионерства, началась церковно-монастырская колонизация чувашских земель, происходили единичные обращения чувашей в православие. В целом, воздействие христианства па традиционную культуру народа было минимальным и политику христианизации в данный период можно рассматривать как время подготовки царизма и православной церкви к предстоящей масштабной миссионерской деятельности.

Христианизация чуваш в XVIII веке

Активная христианизация чувашей начинается с середины XVIII в., когда в недрах феодальной общественно-экономической формации начинают вызревать элементы буржуазных отношений. Однако социально-экономические процессы в Чувашии сдерживались путами феодально-крепостнической системы. Среди чувашей в первой половине XIX не было социального базиса, на котором смогла бы прижиться христианская религия. Религиозным потребностям крестьянства вполне удовлетворяли традиционные верования, поэтому чуваш не испытывал нужды в другой религии. В XVIII веке получает более широкое применение идея использования родного языка народов Поволжья для распространения среди них христианства.

В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности), однако нерусские народы упорно не желали креститься. Tогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Годовой бюджет комиссии Правительствующим сенатом был определен в 10 тыс. рублей, предназначенных для выдачи в качестве вознаграждения принявшим христианство. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных. Члены Hовокрещенской конторы, попы, приезжавшие в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, угрожали крестьянам, избивали их, заковывали в кандалы, заставляя креститься. За 24 года деятельности Hовокрещенской конторы почти все чуваши путем насилия или обещания льгот и вознаграждений были крещены. В 40-х гг. ХVIII в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации. Добившись принятия христианства силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто крестился. Крещеные чуваши только формально стали христианами. По существу они долгое время оставались язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку за ними и жестоко наказывало за исполнение языческих обрядов. Служба на непонятном церковнославянском языке была совершенно чужда им. Помимо отказа от принятия христианства многие чувашские крестьяне, не выдержав социального и национального гнета, продолжали переселяться в низовья Волги, в леса и степи Башкирии, где в продолжение длительного времени оставались в языческой вере.

Чтобы удержать крестьян от возвращения к язычеству, изолировать их от влияния магометанских миссионеров и прочно утвердить в христианской вере, царское правительство стало переселять новокрещеных в русские или, по крайней, мере, в чисто православные населенные пункты. А в тех селениях, где новокрещеные оказывались в большинстве, переселению подвергались отказавшиеся от православия. Помимо перетасовки населения в пределах мест его давнего обитания, царизм предполагал заселить обращенными в православие нерусскими крестьянами Среднего Поволжья свободные земли между Саратовом и Царицыном. Переселение с, давно освоенных земель в отдаленные районы Нижнего Поволжья было связано с большими материальными затратами, доводившими крестьян до полного разорения. Дополнительным гнетом ложились на них большие злоупотребления, занимавшихся этим делом царских чиновников. В этих условиях, естественно, нерусские крестьяне не соглашались на добровольное переселение, и оно производилось насильственно. Новокрещеные переселенцы сразу же попадали под строгий надзор духовенства. Однако сопротивление крестьян не прекращалось. По признанию одного миссионерского историка, новокрещеные «и в новых местожительствах не только не усвояют себе христианских понятий, но не хотят даже и слушать никаких увещаний, предлагаемых духовными, и даже не являются к таким увещеваниям». Многие переселенцы отказывались жить на новых местах и возвращались в свои родные деревни. Те же, кто оставался в новых селениях, нередко подвергались вторичному переселению.

Высшие органы царизма — Правительствующий сенат и Святейший синод — в годы массовой христианизации народов Поволжья не раз предписывали губернаторам и воеводам неустанно вести беспощадную борьбу с проповедниками ислама, «казнить их смертью, жечь мечети без всякого милосердия ». Помимо разрушения языческих и мусульманских молелен, царские администраторы и миссионеры упорно преследовали «иноверцев» за соблюдение их обрядов и праздников, силой, разгоняли молящихся. Широкое распространение получило взяточничество: священники и чиновники местной администрации требовали мзду за молчаливое разрешение языческих, обрядов во время рождения детей, свадеб, похорон, поминок и т. д. Многообразные и настойчиво проводимые властями мероприятия, направленные на христианизацию народов Поволжья, неизбежно должны были в конце концов принести, свои плоды.

Как и следовало ожидать, первыми, принявшими христианство из-за материальных выгод, оказались, как мы уже указывали, представители богатых слоев чувашского населения. Будучи «познатнее», они, согласно правительственной, инструкции, получали повышенные льготы и денежно-материальные вознаграждения. При их выдаче миссионеры старались в первую очередь удовлетворить новокрещеных богатеев. Среди богатых крестьян было немало и таких, которые ухитрялись креститься по два и даже по три раза — лишь бы только получить побольше денежных и вещевых подачек. Что же касается остальных слоев населения,— а они составляли основную часть новокрещеных,— то расходование денег, ассигнованных на их вознаграждение, сопровождалось сплошным обманом и мошенничеством миссионеров. Да и само царское правительство считало ненужным полностью отпускать Новокрещенской конторе суммы, необходимые для вознаграждения всех, принявших христианство. Даже незначительные средства, отпускаемые царизмом, и те в результате жульничества служителей церкви и чиновников не доходили до новокрещеных крестьян.

Информация о работе Христианизация чувашского народа