Христианизация чувашского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Принятие православной религии нерусскими народами, начавшееся сразу после включения их в состав России, получило название христианизации. Этот процесс продолжался очень долго, вплоть до начала XX века, и в различные исторические эпохи носил различный характер.
Вхождение Чувашии в состав Русского государства(1551) и учреждение Казанской епархии(1555) положили начало церковно-государственым мерам христианизации поволжских народов. Во 2-й половине XVI – XVII вв. в силу слабости церковной организации результативность православной миссии в Чувашском крае была низкой. В XVIII в. христианизация «иноверцев» стала рассматриваться как духовная основа обрусительной политики царизма. Массовое крещение чувашского населения пришлось на период деятельности Новокрещенской конторы (1740–64).

Вложенные файлы: 1 файл

Христианизация чуваш.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

В 1760—1780-е гг. XVIII в. проведение христианизации сопровождалось насильственным массовым крещением чувашского народа, наложением запрета на осуществление традиционных религиозных молений и обрядов, разрушением священных рощ. Все эти действия привели к изменению некоторых внешних этнокультурных черт: чуваши, став формально православными, получили от миссионеров христианские имена, нательные кресты, иконы.

Христианизация чуваш в XIX-XX веках

В конце XVIII — первой половине XIX вв. миссионеры, стремясь удержать новокрещеных в лоне православия, стали использовать и некоторые просветительские методы: обучать детей новокрещеных в приходских училищах, издавать и распространять переводную религиозную литературу, вводить в планы подготовки священнослужителей в духовных учебных заведениях преподавание чувашского языка и прочее. В результате активизации миссионерской деятельности православной церкви происходит постепенное нарушение устоявшихся религиозных стереотипов чувашского народа, рост языческо-православной синкретизации. Чуваши исполняли обряды и таинства церкви, хотя делали это не по убеждению и вере, а по принуждению властей, в то же время продолжали бояться гнева языческих богов и духов, делая им жертвоприношения. В этот период чувашский народ получил алфавит, грамматику, религиозные книги, но навсегда потерял многие элементы традиционной культуры.

Расцвет православной миссии в Среднем Поволжье приходится на вторую половину XIX века и связан с именем и деятельностью «великого просветителя инородцев» профессора Казанского Университета Н.И. Ильминского и его ученика И.Я. Яковлева. Н.И. Ильминский перевел Святое Евангелие и богослужение на национальные языки, что позволяло местному населению более осознано знакомиться с православной верой. Этому способствовало и открытие школ для инородцев, где преподавание осуществлялось на их родном языке. Дело профессора Ильминского продолжил его ученик И.Я. Яковлев, который перевёл Святое Евангелие и богослужебные книги на чувашский язык. И.Я. Яковлев - выдающийся чувашский ученый и педагог, насколько это было возможно старался распространить христианство среди местного населения. Для более успешной проповеди православной веры он создал новый чувашский алфавит, поскольку прекрасно понимал, что на родном языке вероучение Православной Церкви будет усваиваться более глубоко и осознано среди коренного населения. Вместе со своими учениками И.Я. Яковлев издавал учебные пособия для чувашских школ, устраивал приходы в различных уголках чувашской земли. Именно ему принадлежит заслуга перевода Нового Завета на чувашский язык. Многие его последователи стали позднее видными педагогами и священнослужителями. Благодаря деятельности Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева, чуваши получили собственную письменность, национальную школу и, самое главное, - Слово Божие на родном языке.

Широкое использование миссионерско-просветительской системы Н. И. Ильминского во второй половине XIX в. привело к дальнейшей деформации религии и вызвало существенные изменения в духовной и материальной культуре чувашского народа. Следствием этноконфессиональных процессов под воздействием христианизации стало формирование группы православных чувашей и определенное утверждение православия среди них. В их селениях стали появляться православные священники, божьи храмы. Активная просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Чувашии способствовала тому, что в XIX веке практически не было случаев обращения местного населения в ислам.

Что же касается XX века, то несмотря на продолжение активной миссионерской деятельности, ее результаты были весьма скромными, поскольку в условиях революционных событий и действия закона о свободе вероисповедания чуваши остались в состоянии православно-языческо-синкретической религиозности.

Политику христианизации чувашского народа невозможно оценить однозначно. На отдельных исторических этапах имели место как негативные, так и позитивные результаты деятельности православных миссионеров. Несомненно, в целом, несмотря на духовное насилие в отношении их, христианизация способствовала прогрессивному развитию чувашей, познакомив с достижениями христианской культуры и ускорив их поступательное движение к письменной, профессиональной национальной культуре. В то же время православные миссионеры, стремясь русифицировать их  через христианизацию, нанесли безвозвратные потери традиционной культуре чувашей.


Информация о работе Христианизация чувашского народа